Культура, тренинги, развитие

Культура, тренинги, развитие

Корпоративная культура в Украине активно развивается вместе с развитием рыночных отношений. В статье рассматриваются особенности культур украинских предприятий.

Когда мы говорим об организационном развитии, тему корпоративной культуры «обойти» невозможно. В моём представлении именно культура является фундаментом для развития организации.

Мой двадцатилетний опыт работы с многими развивающимися организациями на Украине показал, что с их развитием меняется и корпоративная культура, а тренинги способствуют этому.

Однако что именно формирует корпоративную культуру в Украине? Непростой вопрос... Безусловно велика роль «большого босса» - первого лица  организации. Очень часто – это экстраверт, холерик, уверенный и целеустремлённый... Формирующаяся вокруг него культура  «обслуживает» эти особенности лидера. Ритуалы компании «вращаются» вокруг руководителя, а «негласные» лозунги гласят: «Поднимай босса на пьедестал – и будешь прав», «Сначала спроси у шефа, а потом прими решение» и т. п.

Если «большой босс» человек дальновидный , образованный, талантливый, то много внимания уделяет и организационному развитию и корпоративной культуре.

Из опыта тренера. Если 10-15 лет назад понятие «корпоративная культура»  практически не интересовало наших менеджеров,  то сегодня она постепенно занимает своё важное место в их сознании.

Любопытный  эффект  наблюдался  в развитии культур отечественных  организаций после кризиса. По принципу «нет худа без добра», кризис привёл к сокращению штатов многих компаний со 100%-м «западным» капиталом  и  «сокращённый» персонал активно  влился в не очень стройные ряды тружеников отечественных организаций. Это послужило заметным толчком и к развитию корпоративной культуры и организационному развитию «наших» фирм. 

Вот эти-то новые люди и стали говорить «большому боссу» о необходимости проведения тренингов персонала. При этом наглядно , своим собственным поведением они доказывали «благотворность» таких тренингов.

Тренинговые компании Украины быстро отреагировали на такую потребность рынка и растут «как грибы после дождя», формируя вольно или невольно «посткризисную» корпоративную культуру в Украине.

  

Вторая специфическая составляющая корпоративной культуры в Украине складывается из опыта отношений людей. А этот опыт опирается на десятилетия жизни «под знаменем марксизма». В тот период поощрялись «закрытые» культуры. Типичный лозунг : «Сначала он искал справедливости, а теперь ищет другую работу».

Закрытые культуры формировали и «закрытые» отношения. Эта «закрытость» сохранилась в культурах многих компаний и сегодня.

Иначе говоря есть темы – «табу»,  о которых лучше не говорить. Например: по какому принципу начисляются премиальные ?,  кого послать в командировку за границу?  ,  кто заслуживает  продвижения?, где ошибся руководитель? и т. д.

Тренинги «пробивают бреши» в таких «закрытых» культурах, высвечивая как лучом прожектора тёмные и «неприятные» проблемы. Однако они же показывают, что если их «не лечить» своевременно, то возможны потери в доходах, в клиентах, в имидже... Тогда такие закрытые культуры становятся постепенно открытыми, сильными и живыми, т.е. развивающимися.

Сегодня тренеры Украины развивают открытые отношения в организациях и способствуют развитию сильных культур.

 

Из опыта тренера. Сегодня всё чаще наши клиенты обращаются к теме корпоративной культуры. По-моему это положительная тенденция – свидетельство того, что руководители и персонал компаний ощущают необходимость перемен, свидетельство осознания того, что люди – основная ценность компании.

 

Третья составляющая корпоративной культуры - рынок. Он, безусловно влияет на её формирование и на организационное развитие компании. Ещё недавно преобладающими лозунгами на рынке были: «Не обманешь – не продашь!»,  «Втулить товар...», «Срубить денег по –быстрому». Они отражали соответствующую культуру компании. Очевидно, что эта культура не отражала стремление работать на клиента и закрепиться на рынке. Она отражала неустойчивость рыночной ситуации в стране. Есть и сегодня организации, где эти лозунги по-прежнему в ходу. Однако всё больше таких, которые нацелены на длительное перспективное сотрудничество с клиентами. И тогда лозунги становятся другими: «Мы работаем для Вас...», «Будем рады с Вами сотрудничать», «Клиента надо уважать» и т.п.

 

Александр Ладыгин


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Лідерство, тімбілдинг Менеджмент, керування, KPI