Премананда. Крепость — ложное Я, эго

Премананда. Крепость — ложное Я, эго

«Кто Я?». Сегодня я хотел бы немного больше углубиться в рассмотрение этого вопроса о «я». У большинства из нас теперь уже есть ощущение, что есть нечто, что можно назвать большим «Я» — я называю это Истинным или Вечным Я.

Мы продолжаем задавать себе вопрос «Кто Я?», и сегодня я хотел бы немного больше углубиться в рассмотрение этого вопроса о «я». У большинства из нас теперь уже есть ощущение, что есть нечто, что можно назвать большим «Я» — я называю это Истинным или Вечным Я. Слово «вечный» указывает на то, что оно не подвержено изменениям. Оно никогда не меняется в бесконечном времени. Тела приходят и уходят в мгновение ока; истинное Я остается. Сатсанг говорит о том, что мы и есть это Истинное Я, а не тело и не ум. Когда я говорю «ум», я имею в виду и интеллект, и эмоции. Они вместе формируют ум. Когда мы смотрим внутрь и говорим «я», мы обычно не имеем в виду Вечное Я. Мы имеем в виду свою историю. Эту «свою историю» можно назвать идентификацией с «я». Это называется эго. Я использую для его описания образ крепости.

После того, как мы построили крепость, естественно её необходимо охранять. В нашей психологии у нас есть разные виды защит, и только иногда мы позволяем кому-либо перейти по мосту через ров с водой и проникнуть в нашу крепость. Такого человека мы называем другом, и даже этого друга мы впускаем только в ближайшую к входу комнату – идёт ли речь о доме или о психологии. Потом иногда кто-то из друзей становится более близким, и мы впускаем его в крепость чуть дальше. Может быть, мы приглашаем его в столовую, а в особых случаях – в спальню. Это уже особая близость. Почти никого мы не приглашаем туда – ведь мы должны защищать свою крепость!

В общем случае те, кого мы приглашаем подойти ближе – это те, кто нам нравится. Это значит, что эти люди согласны с нашей историей. У меня моя история, у тебя твоя, и если они хорошо согласуются друг с другом, ты можешь стать моим другом. Если же это слишком разные истории, ты становишься моим врагом, у тебя нет шансов проникнуть в крепость, а может быть, я даже буду чем-то бросать в тебя со стен своей крепости. «Уходи! Не мешай моей истории». Мне очень нравится моя история. Я фактически стал верить в то, что эта история – это и есть я. Поэтому я, конечно, должен быть очень осторожен с моей историей, с тем, кого я подпускаю к ней. «Это ужасный человек. Она всегда ходит в розовом. Я ненавижу розовый цвет!»

Эти крепости очень надежно построены и защищены, а кто-то вроде Премананды представляет собой большую угрозу для крепости. У него есть секретное оружие, удивительные электронные приборы, которые могут проникнуть сквозь все защиты и застать вас врасплох, голыми на постели, наедине с вашими представлениями, с вашей историей. За Преманандой надо очень внимательно следить. Возможно, от него нужно создать особую систему защиты, ведь его цель – проникнуть в крепость. Он постоянно носит с собой большой кусок взрывчатки, и только и ищет, куда бы её заложить, чтобы проделать в стене большую дыру. Он постоянно ищет тот камень, подорвав который, можно обрушить весь замок, – тот краеугольный камень, на котором написано «я».


Если мы доберёмся до этого камня – камня, на котором она построена – то вся остальная часть крепости рухнет сама собой. Самовопрошание приводит именно к этому краеугольному камню. Не нужно разбирать крепость по кирпичам, она может просто рухнуть в один момент. Эта крепость, столь тщательно построенная с целью предотвратить проникновение других людей, действует и в обратном направлении: она не пускает тебя выйти наружу, ведь ты очень занят её обороной. Разве можно уйти и оставить замок беззащитным? Ведь где-то рядом бродит Премананда со своей взрывчаткой! Жизнь этих очень богатых людей в роскошных особняках за высокими стенами, с видеокамерами и охранниками, наполнена страхом, она весьма напоминает жизнь заключённых. Единственное отличие в том, что эти люди – тюремщики для самих себя.

Сатсанг предлагает жить без крепости. Она не нужна, и в любом случае она – лишь идея. Крепости на самом деле не существует. Прямо сейчас, когда я говорю это, вы можете войти в контакт со своей историей. У вас может быть целая пачка таких историй, несколько разных идентификаций, и в зависимости от ситуации вы можете выдвигать ту или иную историю. Что это за глубинный страх внутри? Что ты на самом деле защищаешь? Ты, по сути, защищаешь некое ложное представление. Да, его разделяют многие люди, но от этого оно не становится верным.

Первый шаг к разрушению крепости – честность и ясность. Необходимо очень чётко представлять себе, кто ты есть, и кем ты не являешься. Если ты чётко видишь, что ты – Вечное Я, то ты – уже не эта история. Тогда ты можешь также увидеть, что защищать нечего. Но если ты действительно привязан к своей истории, веришь в то, что это и есть ты, то, если кто-то приходит и хочет забрать этот кирпич, ты естественно почувствуешь угрозу и нападение. Ты будешь защищаться, ведь это твоё «я».

Может быть, ты увидишь, что если ты веришь: «я — человек, и это – моя история», – то ты можешь также верить и в то, что все другие – тоже люди, и у них свои истории, и жизнь становится достаточно сложной. Надо решать, кого ты пускаешь в дом, а кого нет. Ты смотришь вокруг на людей на этом ретрите и быстро решаешь: «Вот эти все мне не нравятся, а вот эти там – приятные люди». Мы с легкостью делим людей. Этот – да, а этот – нет, и так далее. Продолжение участия в этой сложной игре требует большой энергии и серьёзных усилий, поскольку в любой момент кто-то может прийти и напасть на твою крепость. Одного слова может оказаться достаточно.

Есть ли у вас ощущение того, какие грандиозные усилия необходимы для поддержания этой истории, и того, в каком напряжении тебе приходится жить? Всегда надо быть готовым: «Кто нападёт на меня на этот раз?» Очень легко тут развиться паранойе: «они» пытаются достать меня. Если ты оказываешься Президентом Бушем, то посылаешь армию, чтобы атаковать врагов – ведь тебе сообщили, что противник может обладать оружием массового поражения, а человеческие качества его совсем ужасны. Он не замечает числа людей, которых он обрёк на смерть в свою бытность губернатором Техаса. А это две-три сотни людей. Всё это, конечно, было обставлено наилучшим образом. Этому служит вся наша юридическая система. На нашей стороне правота, а на их – неправда. И история эта повторяется изо дня в день на протяжении всей нашей жизни.

Видеть всё это действительно важно. Именно здесь очень помогает Осознание. А это значит, что ты видишь ситуацию и вместо того, чтобы говорить: «Этот человек злит меня», ты говоришь: «Почему я злюсь на этого человека в данной ситуации?». Реальность состоит в том, что никто ничего тебе не делает. На более глубоком уровне мы на самом деле создаем всё, что происходит вовне. Мы создаём это каждый момент.

из книги Премананды «Сатсанги у Аруначалы»


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Культура, творчість Саморозвиток