Психология продаж в аптечном бизнесе
Организация работы аптеки, работа с очередью, мифы об аптекарях, полезности для аптечного бизнеса и еще много интересных и полезных советов, наблюдений и лайфхаков - в предлагаемой Вам статье! Читайте лучшее!
Бизнес-тренер Виктория Березина - для журнала PHARMA MAGAZINE
У аптек, как и у городского транспорта, есть час пик, когда у человека на счету каждая минута. Поэтому традиционное приветствие в три минуты вызывает у него раздражение. Не говоря уже о 15 — на презентацию стратегии лечения. А обиженный посетитель реже становится покупателем.
Трафик в фармучреждении в течение дня может сильно отличаться, ведь существуют периоды пониженного и повышенного спроса. Во-первых, наплыв людей или их отсутствие зависят от сезона:
- летом за лекарствами приходят традиционно реже. Во-вторых, от времени суток. В какой-нибудь
- аптеке спального района до обеда почти нет клиентов. А в фармучреждениях возле станций метро
- час пик приходится на утро и вечер, зато к обеду «тянучки» обычно рассасываются, и наступает затишье. Впрочем, это не относится к аптекам при клиниках, где прием у врача — с 9:00 до 17:00, и после него пациенту хочется поскорее купить таблетки и начать лечение. Или к точкам в ТЦ, куда посетители обычно стекаются в выходные дни. Значит, в-третьих, время пониженного и повышенного спроса зависит от места расположения фарммаркета, то есть от близости или удаленности от потоков людей. Как же организовать себя и свой труд, чтобы в условиях и дефицита, и профицита клиентов максимально эффективно и красиво продавать?
НАШ КОНСУЛЬТАНТ Виктория Березина, бизнес-тренер компании «Технологии роста»
Как понять, что аптека работает эффективно? Для этого вам необходимо обратить внимание на такие простые и прозрачные показатели, как «средний чек», «количество позиций в чеке» и «среднюю стоимость товара в чеке».
Зашло 10 человек, и мы имеем 10 чеков, но в них по одной позиции. Где недоработка? К каплям для носа нужно было продать как минимум одноразовые носовые платочки, а как максимум — витамины и иммуномодуляторы, к таблетке же «от головы» — хотя бы бутылочку воды. Даже если посетитель не собирался у вас ее покупать, большая вероятность, что он ее приобретет — запить ту самую таблетку. Но только если вы об этом ему напомните. Тем более что сейчас появились бутылочки со специальной «запивочной» водой на три-четыре глотка.
Пять-шесть чеков на 10 покупателей уже должны насторожить. Первое, с чем обычно начинают разбираться, — это матрица ассортимента. Логика проста: если аптека находится, например, рядом с женской консультацией или гинекологической клиникой, кроме смотрового набора и бахил в ее запасах должен быть весь спектр препаратов, которые обычно выписывают врачи при самых распространенных диагнозах и манипуляциях.
Именно поэтому многие успешные розничные сети «средний чек» дополняют еще одним параметром — конверсией. То есть соотношением вошедших в фармучреждение людей и количества чеков.
- Средний уровень конверсии по отраслям:
- продукты питания — 100%;
- одежда и обувь — 30%;
- автосалоны — 5%.
А как же обстоят дела с аптекой? В зависимости от ее формата средний показатель может колебаться, конверсия в фармучреждении прямого назначения должна стремиться к 100%, а в аптеке- супермаркете она может быть намного ниже. Безусловно, на этот параметр влияет дефектура и ценовая политика, к тому же важную роль играет качество обслуживания, в том числе и работа с очередью.
Работа первостольника с покупателем в пустой торговой точке и при наличии длинной очереди будет существенно отличаться. Очевидно, что если посетителей мало, то у нас есть время и возможность выслушать каждого, выяснить все его потребности и предпочтения, выбрать вместе оптимальный вариант препарата, а также напомнить о пополнении домашней аптечки сезонными товарами и изделиями медицинского назначения. А в ситуации, когда в помещении яблоку негде упасть и сотрудник несколько часов подряд отпускает покупателя за покупателем, легко забыть не только о «среднем чеке», но и свое имя.
Сегодня мы рассмотрим все возможные алгоритмы предоставления клиентам качественного сервиса и, как следствие, получения максимальной прибыли независимо от трафика.
Повышенный трафик. Экспресс-фармопека
- Организация работы аптеки
- Кассы не должны простаивать — это очень раздражает спешащих посетителей. В фарммаркете обязательно должна быть взаимозаменяемость сотрудников. Поэтому в часы повышенного спроса работника, занятого сортировкой или заполнением документации, будет правильнее посадить за кассу.
- Следует рационально распределять функционал. Если кассовый аппарат только один, необходимо в помощь фармацевту выделить сотрудника, который бы занялся формированием заказа. Тогда первостольник может уделить больше времени посетителю у окошка или начать работать со следующим.
Работа над собой
- Старайтесь максимально сконцентрироваться на обслуживании. Как показывают исследования и результаты аудита «Тайный покупатель», современный посетитель, выбирая аптеку, на первое место все же ставит не вопрос цены, а качество и быстроту обслуживания.
- Когда у ребенка температура, мама или папа готовы заплатить любые деньги, лишь бы как можно быстрее получить нужное жаропонижающее средство.
- Не бойтесь проявлять заботу даже о спешащем клиенте. Пришедшему за ампулами для инъекций или физраствором обязательно нужно напомнить о спирте, вате, антисептических салфетках, шприцах, системе для внутривенного введения. Но лишь напомнить, а не навязать, утомив его и очередь подробностями и особенностями сопутствующих товаров.
- Помогайте покупателю быстро принимать решение, даже если от вас потребуются «силовые» методы. Молча (времени на подробную презентацию сейчас нет) выложив четыре коробочки препаратов с одинаковым действующим веществом и разными ценами, можно окончательно запутать человека, затянуть время и разозлить очередь. Вы поможете клиенту быстро сделать выбор, если остановитесь на одном товаре, приведя единственный аргумент в его пользу, например: «Возьмите вот этот, он пользуется большим спросом».
- Не идите на провокацию и не ввязывайтесь ни в какие обсуждения с посетителем о том, что никак не сможет повлиять ни на продажи, ни на количество позиций в чеке.
- Воспользуйтесь опытом операторов кол-центров. Чтобы сократить нефункциональное время контакта, исчерпывающе ответив на обращение клиента (выдав ему препарат), задайте сакраментальный вопрос: «Я могу вам быть еще чем-нибудь полезен?». Он сам поймет, что пора положить трубку (освободить кассу).
Модель вопроса
Полезно использовать принцип успешного фастфуда: «Желаете ли пирожок к кофе?». Например: «Вам нужна вода, чтобы запить таблетку?»
Да? Нет? Идем дальше.
Пониженный трафик. А поговорить?
Организация работы аптеки
- Спланируйте менеджмент так, чтобы в периоды отсутствия посетителей была сделана вся предпродажная работа, и первостольник потом на нее не отвлекался.
- Подумайте, как привлечь покупателей в часы пониженного спроса. Вы сами наверняка видели, как это делают другие компании: «Счастливые часы», «Ночью дешевле», «С 9 до 10 у нас скидка 11%», СМС-рассылки, промоутеры с листовками и т. д. В привлечении клиентов в часы пониженного спроса все средства хороши.
Работа и еще раз работа над собой
- Каждому зашедшему человеку уделяйте максимум времени. Аптечный ассортимент — это не только лекарственные средства. Об этом особенно важно помнить в периоды тайм-аута.
- «Один человек в час» — это именно тот случай, когда можно продемонстрировать все свои способности в фармопеке. Вопросы, отличия препаратов, их подробная презентация, предложения сопутствующих товаров, информация о проведении клинических испытаний.
- Используйте все свои знания и о лактобактериях, гепатопротекторах, иммуномодуляторах...
- Никогда не действуйте по принципу «Сам увидит на полке и попросит». Забитые сопутствующей продукцией витрины — это еще не гарантия высоких продаж. Радушие, доброжелательность, высокая осведомленность и… смелость первостольника часто играют главную роль в решении о покупке и стимулируют желание прийти к вам вновь.
Модель вопроса
- Вы будете принимать таблетку сейчас/дома/на работе?
- Вы знаете, что препараты от головной боли лучше всего запивать определенным количеством воды?
- Знаете ли вы, что таблетку обязательно нужно запивать, иначе рискуете заработать язву
- желудка?
- Могу предложить вам бутылочку воды, которая рассчитана на прием одной таблетки. К тому же это специальная вода, которая ускоряет эффект от приема препаратов, сохраняет активность действующих веществ, совместима со всеми лекарствами.
- Сегодня очень жарко, а питьевой баланс особенно важен в такие дни.
- Вы знаете, что антибиотики не рекомендуется запивать молоком? И вообще за час до приема и спустя два часа после следует исключить из рациона все молочные продукты. А вот нестероидные противовоспалительные препараты как раз желательно запить молочком…
Позаботьтесь о клиенте — вы же эксперт!
Работа с очередью. Вредные советы
Посетители изнывают в ожидании, выстроившись в нервозную вереницу. Непременно появится провокатор, который начнет выкрикивать: «Да что же это такое! Можно поскорее! Почему вы так медленно работаете?!». И вы…
- Оправдываетесь изо всех сил: «Я здесь вообще одна работаю, а вас сколько! Я за стойкой уже 12 часов нахожусь! Я еле на ногах держусь после ночной смены!»
- Все эти контраргументы — лишнее свидетельство того, что вы непрофессионал, а работа в вашей аптеке организована неправильно.
- Отвечаете хамством на хамство.
- Конфликт от этого только усугубится. Очередь, скорее всего, встанет на защиту «гласа, вопиющего в пустыне». И вам придется тушить пожар негатива уже не одного провокатора, а всех остальных «очередников». Ваша продуктивность и концентрация внимания падают, вы начинаете нервничать и допускать ошибки.
- Разговариваете с сотрудником.
- Как быть, если подошла коллега с важным вопросом, а то и вовсе заведующая? Попросите подойти позже. По большому счету это внутренний вопрос фармучреждения: раз и навсегда должно быть заведено правило — во время повышенного трафика персонал от работы не отвлекать!
- Отвечаете на телефонные звонки.
- Ведь на том конце провода может оказаться постоянный или потенциальный клиент. Чтобы ответить на его вопрос, тоже нужно время, скажем, для проверки в базе данных или на полках склада наличия интересующего его препарата.
Существует простой алгоритм:
- в случае с мобильным телефоном, посмотрите на высветившийся номер. Если абонент — коллега из соседней аптеки, он точно может подождать — не отвечайте;
- если звонок поступает с клиентской линии, спросите у первого в очереди посетителя разрешение ответить, сделав акцент на том, что звонит такой же клиент. «Нет» скажет один из десяти, поверьте! Поняв, что позвонившему вы сможете помочь быстро, — сделайте это, если вопрос требует времени — попросите «повисеть» на линии, перезвонить или пообещайте набрать его, как только будете готовы ответить;
- никогда не говорите: «Я не могу ответить на ваш вопрос». В любом случае нужно предлагать решение: позже, после определенных действий, изменившихся обстоятельств… Но оно должно быть.
Советы первостольнику
- Попросите прощения за причиненные неудобства: «Сейчас я постараюсь все сделать максимально быстро и всех обслужить». Людей это обезоруживает и привлекает на вашу сторону.
- Всем своим поведением, движениями, репликами доказывайте, что вы стараетесь работать максимально быстро.
- И улыбнитесь!
Сортировка дел
Суть состоит в том, чтобы выявить задачи, которые необходимо выполнить сейчас, и найти альтернативный способ разобраться со всеми остальными. С любой из них можно справиться рационально.
- Выбросить. Если вы сомневаетесь в значимости задачи, смело выбрасывайте ее: у вас рабочая перегрузка, вы просто не можете позволить себе тратить время на дела, которыми заниматься необязательно.
- Делегировать. Главное найти компетентного и менее занятого коллегу. Но, поручая ему важное дело, помните, что иногда у вас уйдет больше времени на то, чтобы объяснить задачу другому, чем выполнить ее самому.
- Отложить. Если работу вы должны сделать сами, но она не является неотложной, выполните ее позже.
- Сделать. Придется сделать все, что нельзя выбросить, делегировать или отложить.
Три мифа об аптекарях
- Провизор должен знать все о препаратах. Это его работа.
- Не должен. Поэтому никогда не стесняйтесь заглянуть в инструкцию или лекарственный
- «Компендиум».
- Фармацевт должен знать о препаратах больше, чем врач.
- Не должен. Он может порекомендовать, проконсультировать по поводу того, чем одна мазь отличается от другой, но он не знает и не должен знать историю болезни пациента и назначать сложные и индивидуальные схемы лечения.
- Все первостольники хотят продавать дорогие препараты и наживаться на клиентах. Не все. На раскрученные и дорогие бренды наценка чаще всего ниже, чем на дешевые, и зарабатывать аптека реально может именно на последних.
Полезности для аптечного бизнеса:
- Вход в аптеку стоит оборудовать счетчиками посетителей — подсчет количества покупателей позволит выявить «взлеты и падения» трафика на протяжении дня и выстроить персональную стратегию тайм-менеджмента. С этой же целью можно проанализировать записи видеонаблюдения, произвести подсчет вручную или опросить персонал.
- По статистике, из десяти зашедших в аптеку клиентов в длинную очередь гарантированно встанет не более пяти человек.
- Установлено, что на выполнение 80% всего объема работы уходит не более 20% рабочего времени, остальное съедает рутина. Поэтому определите стратегические цели и приоритеты и именно им посвятите те самые продуктивные 20%.
- Лекарства, всасывание которых зависит от наличия пищи в пищеварительном тракте, принимают или за 30 минут до еды, или через два часа после.
- Вода, в состав которой входят Са 2+ и Mg 2+ , препятствует всасыванию обезболивающих, противовоспалительных, антигипертензивных препаратов, антибиотиков, желчегонных и мочегонных средств.
- Человек, который три раза подряд совершил покупку в одной и той же аптеке, переходит в разряд ее постоянных клиентов.
- Введение стандартов клиентского сервиса влечет за собой увеличение продаж в среднем на 30%.
Если Вы задумываетесь об обучении, добро пожаловать к нам на сайт.
- Корпоративные тренинги для фармацевтических компаний – здесь
- Открытые тренинги по более чем 40 темам – здесь
- Резюме бизнес-тренера и консультанта Виктории Березиной – здесь
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Медицина, фармацевтика