Неужели вы работаете за деньги?
Кого лучше брать на работу: того, кто работает за деньги или того, кем движет личное чувство долга и любовь к делу? Моя колонка в апрельском номере журнала «Управление персоналом».
О деньгах говорят и спорят много. Одни считают, что они мотивируют, другие полагают, что нет, а третьи вообще не рассматривают деньги в контексте мотивации. Я разделяю последнюю точку зрения. *Неужели вы работаете за деньги? *Взять, допустим, журнал, который вы держите в руках: вы ведь читаете его не потому, что вам заплатили, а наоборот – приобрели издание по собственному желанию. Зачем?
Чтобы не путаться в вопросах мотивации, следует сначала поговорить «по понятиям». В толковом словаре написано: «Мотив – это побудительная причина, основание, повод к какому-либо действию. То, на чем строится поведение человека».
Я считаю, что мотивация – это ответ на вопрос не «почему?», а «зачем?». Для меня это взгляд вперед. Отвечая на вопрос «почему?», вы ищете причину в прошлом, сами становясь при этом следствием того, что уже случилось. Словно подчиняетесь обстоятельствам, лишая себя свободы творчества и принятия решений. Когда же вы задаете себе вопрос «зачем?», то получаете удивительную возможность самому быть причиной, создавать то, чего еще нет. В этом, конечно, больше силы и, сами понимаете, больше ответственности.
Если мы будем рассматривать деньги с этой точки зрения, то картина вырисовывается следующая: деньги не «мотиватор», а оценка! Сотрудник получает вознаграждение за тот результат, который он уже создал, работая (или не работая) вчера, позавчера, неделю назад. Этот результат оценивается в деньгах. Если же вы дадите работнику зарплату наперед, до того, как он выполнил поставленную вами задачу, то чаще всего результата не получите вовсе, или получите, но не в полном объеме, не в том виде.
Мне можно возразить, назвав имена тех, кого мотивируют деньги. Я тоже знаю множество таких людей. И сформулировала любопытный закон: они «делают деньги» всегда! Не ждут, не надеются, а просто зарабатывают состояния – для себя и других, а заодно дают окружающим возможность трудиться и кормить свои семьи. *Такие люди не пришлют вам свои резюме *– они скорее подготовят собственные проекты и предложения о сотрудничестве.
Тех, кто приходит к вам в качестве наемных работников, вы можете оценить по уровню мотивации в соответствии со Шкалой, предложенной Роном Л. Хаббардом. Эта шкала выглядит следующим образом (по возрастающей):
- Деньги
- Личная выгода
- Личная убежденность
- Долг
Представим себе директора заповедника для животных, которому нужен сторож. Первый* кандидат говорит: «Я хочу у вас работать, *потому что вы хорошо платите. За эти деньги я буду очень стараться хорошо выполнять обязанности».
Второй* кандидат заявляет: «Я хочу у вас трудиться, потому что *в заповеднике заботятся о персонале, вы предоставляете жилье, и мне не нужно будет ни о чем беспокоиться».
Третий* объясняет: «Я хочу устроиться к вам на работу, *потому что люблю зверушек. Я с детства мечтал о такой работе и готов трудиться даже больше, чем вы просите!».
А потом приходит четвертый* кандидат и рассказывает: «Я хочу работать сторожем заповедника, потому что считаю, что животные – самые нужные существа на свете! Я так сильно люблю их, что готов «объявить войну» любому, кто посмеет их обижать, и хочу *посвятить жизнь тому, чтобы защищать зверушек!».
Какого кандидата выберете вы? Того, кто уйдет, как только ему предложат больше денег; того, который постоянно будет спешить домой; того, кто получает удовольствие от общения с животными; или того, кто считает своим долгом защищать их? Деньги – самый низкий уровень, потому что работник, мотивированный только ими, всегда будет искать еще большие суммы. Если же человек действует на основании личного чувства долга, выбора и ответственности, то именно его стоит смело брать в свою команду.
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Залишити коментар
Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Менеджмент, керування, KPI