Как применить новую версию стандарта ISO 9004:2009?

Как применить новую версию стандарта ISO 9004:2009?

Чем могут быть полезны организации рекомендации последней версии международного стандарта ISO 9004:2009

Стандарт ISO 9004 традиционно пересматривался параллельно с версией стандарта ISO 9001, как часть согласованной пары стандартов по системам менеджмента качества. Последнее 3-е издание ISO 9004:2009 от 30.10.2009г. отменяет и замещает вторую редакцию стандарта ISO 9004:2000, который был подвержен пересмотру техническим комитетом ISO/TC 176 (Quality management and quality assurance, Subcommittee SC 2, Quality Systems). Новая версия ISO 9004:2009 обращается к таким темам, как стратегия и политика организации, управление ресурсами (в т.ч. числе финансовыми и персоналом) и процессами, взаимоотношения с поставщиками и партнерами, проведение мониторинга, измерений и анализа.
Главное смещение акцента ISO 9004:2009, ведущее к значительным изменениям структуры и содержания стандарта, - управление с целью достижения устойчивого развития организации, а не только рекомендации по построению СМК. Настоящий международный стандарт содержит с точки зрения менеджмента качества руководство для поддержания устойчивого успеха организации в сложной и постоянно меняющейся среде, предъявляющей специфические требования. Стандарт предназначен для содействия достижению устойчивого развития любой организации, независимо от размера, типа или вида деятельности.
Устойчивый успех организации обеспечивается ее способностью удовлетворять потребности и ожидания потребителей и других заинтересованных сторон в долгосрочной перспективе и с соблюдение соответствующего баланса. Устойчивость развития может быть достигнута посредством результативного управления организацией через понимание среды, в которой действует организация, обучение и соответствующее применение улучшений и инноваций. Стандартом ISO 9004:2009 определено, что инновации могут применяться на всех уровнях через изменения в:

  • технологии или продукте;
  • процессах;
  • организации;
  • системе менеджмента организации.

Новый фокус менеджмента качества на поддержку устойчивого развития и создание конкуренции невозможен без инноваций. В свою очередь системы менеджмента могут помочь достичь инновационности через активное обучение и стратегическое партнерство.
Настоящий международный стандарт ISO 9004:2009 предполагает самооценку (Приложение А) как важный инструмент для определения уровня зрелости организации, включающего в себя оценку лидерства, стратегии, системы менеджмента, ресурсов и процессов, для определения сильных сторон и областей совершенствования, а также возможностей для улучшений, инноваций, либо того и другого одновременно.
ISO 9004 не является «стандартом требований», но он может быть эффективно использован для совершенствования возможностей менеджмента качества сверх требований изложенных в ISO 9001. Применение ISO 9001:2008 нацелено на «результативную» систему менеджмента качеством, тогда как использование ISO 9004:2009 нацелено на «эффективность» системы менеджмента. ISO 9004:2009 представляет более широкий взгляд на менеджмент качества, нежели ИСО 9001:2008. Он учитывает потребности и ожидания всех заинтересованных сторон и дает руководство по систематическому и непрерывному улучшению деятельности на основе процессного подхода.
Эти оба стандарта разработаны для совместного использования, но могут применяться также в качестве самостоятельных документов. ISO 9004:2009 предлагает руководство ко всем аспектам системы качества для улучшения совокупной производственной деятельности, в то время как ISO 9001:2008 рассматривает требования к системе качества организации для доказательства ее способности к выполнению запросов потребителей. ISO 9004:2009 не рассматривается как руководство по соблюдению требований ISO 9001:2008, он не предназначен для нормативного или договорного использования.
Организации, внедрившие систему качества по требованиям ISO 9001:2008, могут использовать ISO 9004:2009 на следующем этапе развития для совершенствования систем менеджмента и повышения потенциала всей деятельности организации за счет повышения производительности. Постоянные улучшения могут применяться как ко всей СМК, так и к любому из ее процессов и включают:

  • определение целей планируемого улучшения;
  • анализ существующего процесса или системы «как есть» и формирование входных данных;
  • идентификацию возможных решений и выбор наилучшего из них, которое устранит причину проблемы и предотвратит ее повторное возникновение;
  • внедрение улучшения;
  • верификацию и валидацию улучшенного процесса;
  • оценку достигнутого улучшения, включая извлеченные уроки.

Для организации, еще не начавшей процесс подготовки к регистрации по требованиям ISO 9001, альтернативой также может быть внедрение эффективно работающей системы менеджмента качества на основе рекомендаций стандарта ISO 9004, а затем учет требований ISO 9001 в целях регистрации.
Для специалистов полезными могут быть приведенные ниже стандарты по отдельным направлениям менеджмента и отраслевой принадлежности.
Стандарты поддержки:
ISO/TR 10013:2001 "Рекомендации по документированию систем менеджмента качества";
ISO 10005:2005 "Системы менеджмента качества. Рекомендации по планам качества";
ISO 10006:2003 "Системы менеджмента качества. Рекомендации по менеджменту качества в проектах";
ISO 10007:2003 "Системы менеджмента качества. Рекомендации по управлению конфигурацией";
ISO 10002:2004 "Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по обращению с жалобами в организациях";
ISO 10001 "Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по кодексам поведения";
ISO 10003 "Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по разрешению спорных вопросов с внешними потребителями";
ISO/TR 10014:2005 "Рекомендации по управлению экономикой качества";
ISO 10015:1999 "Менеджмент качества. Рекомендации по подготовке кадров";
ISO/TR 10017:2003 "Рекомендации по статистическим методам применительно к ISO 9001:2000".
Особые (специальные) стандарты:
ISO/TS 16949:2002 "Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ISO 9001:2000 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части";
ISO 10012:2003 "Системы менеджмента измерений. Требования к процессам измерения и измерительному оборудованию";
ISO 13485:2003 "Изделия медицинские. Системы качества. Требования для включения в регламенты".
ISO/ТR 14969 "Системы качества. Изделия медицинские. Рекомендации по применению ISO 13485:2003";
ISO 22000:2005 "Системы менеджмента пищевой безопасности. Требования к любой организации в цепи создания пищевых продуктов";
ISO 22004 "Системы менеджмента пищевой безопасности. Рекомендации по применению стандарта ISO 22000:2005";
ISO 15189:2003 "Медицинские лаборатории. Особые требования к качеству и компетентности";
ISO/IEC 90003:2004 "Разработка программных продуктов. Рекомендации по применению стандарта ISO 9001:2000 при разработке компьютерных программных продуктов";
ISO/IWA2:2003 "Системы менеджмента качества. Рекомендации по применению ISO 9001:2000 в сфере образования";
ISO/IWA1:2001 "Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению процессов в организациях здравоохранения";
ISO/IWA4 "Системы менеджмента качества. Рекомендации по применению ISO 9001:2000 в органах власти и самоуправления";
ISO 15378 "Системы менеджмента качества. Основные упаковочные материалы для медицинских изделий. Особые требования по применению".
Отраслевые системы менеджмента качества:
ISO/TS 29001:2003 "Нефтяная, нефтехимическая и газодобывающая промышленность. Отраслевые системы менеджмента качества. Требования к организациям, поставляющим продукцию и предоставляющим услуги";
Две части стандарта для телекоммуникационной отрасли: TL 9000:2001, ч. 1: "Требования к системам качества" и TL 9000:2001, ч. 2: "Метрики системы качества";
AS 9100 (A):2001 "Требования к качеству основных поставщиков в области аэрокосмической промышленности";

Другие системы менеджмента:
OHSAS 18001 - система менеджмента охраны труда и здоровья персонала;
SA 8000 - система социальной ответственности (готовится стандарт ISO 26000);
КСО – 2006 – корпоративная социальная ответственность;
ISO 27001:2005 - менеджмент информационной безопасности;
FERMA - система управления рисками;
BS 25999-1:2006, BS 25999-2:2007 - система управления непрерывностью бизнеса;
IFS _- стандарт для поставщиков пищевых продуктов в торговые сети;
EUREPGAP - для производителей сельхозпродукции;
BRC - стандарт Британского консорциума розничных торговцев;
GAP - надлежащая сельскохозяйственная практика;
GDP - надлежащая дистрибьюторская практика;
GMP - надлежащая производственная практика;
GHP - надлежащая гигиеническая практика.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити
Тупкало В.Н. МКЦ,20.04.2010, 11:10
Если вы говорите о новой версии стандарта, то сравнения текстов о новизне не свидетельствует.

Інші статті в категорії Project management, управління проектами Менеджмент, керування, KPI Продажі, кол центр, робота з клієнтами