Что такое архетипы: просто о сложном
Многие понятия психологии, которые употребляют психологи, могут быть непонятными. Давайте остановимся сейчас на понимании такого явления как архетип.
Психотерапевты и психологи часто интегрируют в свою практику техники и знания из разных подходов, да и сами подходы являются синтезом разных направлений. В работе с темой отношений мне часто доводится прибегать к психоаналитическим концепциям для анализа Ваших ситуаций.
Я хочу предложить Вам маленький кусочек одной из самых "вкусных" теорий - концепции Карла Гюстава Юнга и его архетипов. Это важная часть нашей личности, опираясь на которую мы выбираем себе круг общения и даже партнеров по жизни. Возможно, эта статья поможет Вам что-то понять о своих отношениях и о себе. А если Вы хотите проработать их глубже - милости прошу на консультацию.
Как театр начинается с вешалки, так и теория личности со структуры этой самой личности. Психоаналитические теории ценны прежде всего потому, что они первыми стали рассматривать человека как взаимосвязь сознательного и бессознательного. Эта заслуга принадлежит Зигмунду Фройду. Его ученик, а вскоре и основатель отдельной школы психотерапии - Карл Гюстав Юнг - совершил открытие, которое расширило взгляд на психику. Но обо всем по порядку.
Структура личности у Юнга
Давайте посмотрим на изображение справа, так Юнг видел нашу психическую структуру. Непросто понять, правда же? :) Не бойтесь, сейчас мы во всем разберемся и все поймем.
Ядро, которое находится в самом центре называется "Я". по сути "Я" это и есть сознание. Тут находятся все осознаваемые нами чувства, мысли и воспоминания.
Дальше мы видим примыкающую к "Я" структуру под названием Персона. В Персоне находятся недостаточно важные переживания, чтобы оставить отпечаток в нашем сознании (в "Я"). По разным причинам они были вытеснены, забыты или попросту проигнорированы. Однако, все эти вытесненные переживания могут быть извлечены. Между "Я" и Персоной существует постоянная взаимосвязь. Персона также определяет то, что принято называть социальным образом или имиджем.
Тень - это третий слой "пирога". С нее начинается бессознательная часть личности. Сюда входят те переживания и опыт, которые были вытеснены. Но если в Персоне вытеснение связано с незначимостью переживания, то в Тени оно вытеснено потому, что противоречит нашим глубоким установкам и идеалам. В Тень попадает все, что противоречит Персоне и непереносимо для "Я". Помимо всего, Тень - это личностное бессознательное, в котором содержатся т. н. комплексы.
Комплексы - это эмоционально заряженные переживания, которые могут влиять на наше поведение и, само собой, не осознаются.За Тенью следуют Анима и Анимус. Эти две структуры заслуживают особого внимания. Анима и Анимус - это коллективное бессознательное, это те самые архетипы. Знанием о них мы обязаны именно Карлу Юнгу. В эту структуру входят идеальные представления о мужчинах и женщинах. Мы унаследовали их от наших предков через фольклор. В частности, сказки, сказания, мифологию и рассказы родных.
Так в представлении Юнга выглядит наша целостная психика. Все части связаны между собой и при поэтапной, очень аккуратной работе психотерапевта, можно шаг за шагом отработать каждую из подструктур. Именно это качественно меняет жизнь клиентов, находящихся в терапии.
А теперь об Архетипах
В работе с отношениями очень важно понимать, откуда идет потребность, чувство, мысли или поведение в отношениях. Выбор партнера очень часто бывает связан именно с Архетипами и изучение архетипов позволяет определить истинные потребности в отношениях, психологические голоды и идеалы. А работая с ними можно сильно поменять сценарий отношений.
На мой взгляд, самое простое и понятное объяснения сути архетипов это следующее:
Архетип — класс психических содержаний, события которого не имеют своего источника в отдельном индивиде.Иными словами, это совокупность образов и идеалов, которые не имеют реального отдельного прототипа в виде человека, нам знакомого.
На сегодняшний день архетипом мы называем те подсознательные образы, которые являются:
- устойчивыми;
- встречаются у всех народов и во всех временных периодах;
- всегда удален и обладает набором как положительных, так и отрицательных характеристик;
- находит отражение в мифах и сказках;
- влияет на эмоциональное состояние человека;
- всегда вызывает реакцию у индивида.
В своих работах Юнг прибегает к анализу мифов народов мира. Описывать его наблюдения - занятие долгое, лучше почитать его работы. Они интересны и понятны.
Женские архетипы
В продолжение теории Юнга, Шинода Болен стала изучать отдельно архетипы женщин в мифологии. Она выделила 11 архетипов:
- Артемида - образ женщины, которая способна добиваться своих целей. Она сильная, целеустремленная, не терпящая ограничений.
- Афина - это мудрая и сильная женщина, которая не поддается на эмоции и способна оставаться собранной в любой ситуации, анализировать и принимать решения.
- Геста - это воплощение самодостаточности, уверенности целостности. Образ женщины, прекрасной самим фактом своего существования.
- Юнона - женщина, смыслом жизни которой являются отношения с мужчиной, но в них она эмоционально нестабильна и ревнива.
- Деметра - это образ заботливой и теплой женщины, в сердце которой есть место каждому.
- Персефона - это женщина, которая зависит от мнения окружающих, она удобна всем, кроме себя и поддается любому влиянию.
- Афродита - чувственный и нежный образ женщины, творческой и глубокой. Этот архетип воплощает в себе суть женского начала.
- Геба - образ женщины, которая не принимает свой возраст и тщательно избегает малейших признаков зрелости.
- Тюфе ( она же Фортуна) - этот архетип несет в себе противоречивую натуру, которая стремится все держать под своим контролем, но при этом не прогнозируя и не предусматривая последствия.
- Немизида - это архетип женщин, для которых принципиальной явлется совесть и честность. Женщинвы с таким архетипам неспособны прощать несправедлаивость.
- Геката - очень глубокий архетип, который проявляется в потребности мистифицировать все, что происходит в жизни. "Носители" такого архетипа часто уходят в оккультные практики.
Часто мы можем наблюдать сочетание двух-трех архетипов в одной женщине. Иногда они могут "соперничать" за доминирование в сфере бессознательного. Примером такой внутренней конкуренции является потребность иметь счастливую и крепкую семью, наряду со рвением преуспевать в карьере. Подробнее о вопросе роли женщины в обществе мы говорили в статье "Женщина в сфере труда".
В работе с темой женственности, самореализации и отношений часто является очень уместным поиск доминирующего архетипа и вычленение из него базовых потребностей в отношениях.
Мужские архетипы
Носителями архетипов являются все, кто находится в обществе. На основании архетипов возникает интерес и вырабатывается предпочтительный типаж партнера. Именно поэтому при работе с отношениями анализ архетипов может быть очень полезен.
В данной статье рассматриваются не все системы архетипов. Мы остановились на самых понятных и знакомых всем - божественные персонажи. Шинода Более, которую я упомянула выше, очень понятно пояснила и смысл мужских архетипических образов:
Мужские архетипы несут в себе нагрузку двух ролей - отцовской и сыновьей.
Отцовские архетипы это:
- Зевс - отец богов, великий Зевс, является архетипом людей сильных и уверенных в своих успехах на любом поприще - от бизнеса до любовных похождений.
- Гадес - это архетип мужчин, верящих в свою интуицию и часто уходящих в себя. Они обычно тихи и загадочны, слегка отстраненные и довольно эрудированные.
- Посейдон - носители этого архетипа склонны к ярким и красивым эмоциям, которые часто подавляются общественным мнением. Иногда "посейдоны" бывают вспыльчивыми.
Далее идут архетипы сыновей:
- Аполлон - архетип зрелого, сознательного и рационального мужчины. Он несет в себе здравый смысл и всеподавляющую логику.
- Гермес - носитель этого архетипа очень легок на подъем, он с легкостью включается в идеи и предложения.
- Гефест - архетип трудолюбивого, сильного человека, принявшего решение быть хорошим специалистом в том, что он делает. Однако при этом он остается очень уязвимой и глубокой личностью.
- Арес - это "реагирующий" архетип. Это значит, что он склонен поддаваться импульсам и эмоциям, не всегда учитывая последствия.
- Дионис - архетип, который четко вписывается в высказывание "мужчины как дети". Неконкурентный, неконфликтный увлекающийся тип, который способен с головой уходить в ту деятельность, которая приносит наибольшее удовольствие.
Обычно мужчины являются явными носителями одного архетипа, а остальные периодически "фонят". В выборе партнерш, и даже просто подруг, мужчины опираются на доминирующую потребность своего архетипа.
Взято с сайта: kab-psy.blogspot.com
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Психологія, емоційний інтелект