Потребности: как отличить свои от чужих?

Бывает ли у Вас так, что Вы делаете что-то по ощущениям необходимое, но по окончании никакого удовлетворения и чувства завершенности не возникает? Если да - Вам будет интересна эта статья:)

Задумывались ли Вы когда-нибудь о том, что составляет основу житейского счастья? Не сложные житейские рассуждения о насущном, о любви и преданности, а о простых структурных элементах счастья? Нет? Тогда приглашаю Вас подумать вместе!

Если обобщить все, материальное и нематериальное, что сделает нас счастливыми, то можно смело заявить, что удовлетворение потребностейесть ключ к счастью. Но всегда ли мы счастливы? Нет. Почему? 
Есть всего два варианта:

Интересно? Тогда поехали дальше!

Поговорим о потребностях

Потребности - понятие широкое. Но давайте рассмотрим его с актуальной для нас точки зрения психологии. 

Потребность  - это нехватка чего-либо (физиологически или психологически) и возникающее вслед за этим состояние. Не стоит путать желание с потребностью. 

Давайте разберем на примере. Вот купить машину - это потребность? Нет, это - желание. Почему? Потому, что физиологически мы способны существовать без машины, психологически - тоже. Но в корне этого желания стоит потребность. Потребность в признании, в комфорте, в адреналине, в общении, в соответствии и так далее. Руководствуясь потребностями мы покупаем удобную машину, которая "ест" не много бензина, не слишком маркая и посильная в ремонте. Руководствуясь желаниями мы купим спорт-кар белого цвета и будем регулярно гробить его на ухабах, обеспечивая старость директору салона.

Изучением потребности, как психологического явления активно занимался психолог Абрахам Маслоу, ее также исследовал  Эрик Берн и описывал Генри Мюррей. Чтобы понимать немного больше, предлагаю коротко рассмотреть их версии.

Абрахам Маслоу известен тем, что сумел выстроить потребности в иерархическую пирамиду по уровню развития. Ниже можно увидеть сей шедевр (нажмите на рисунок, чтобы увеличить):

Согласно теории Маслоу потребностивысшего уровня не могут быть удовлетворены, пока есть нехватка на низших уровнях. И в этом есть смысл. Если подумать, даже небедному студенту не до теории, когда сутра не позавтракал:)

А если говорить серьезно, то счастлив тот, кто умеет удовлетворять все категории потребностей. Или же кто умеет наслаждаться тем, что имеет. 

Эрик Берн подошел боле структурно и менее прагматично. Он выделил всего три психологические потребности, на которых держится наша личность. Назвал их Э. Берн "голоды". Изначально он акцентировал внимание на трех голодах.

  1. Сенсорный голод - потребность в физическом контакте с другими людьми.
  2. Голод по признанию - потребность в том, чтобы быть замеченным и принятым в любой доступной форме.
  3. Структурный голод - потребность в организации и структурировании своего времени.

Некоторые последователи Берна выделили в отдельные виды стимульный и сексуальный голод, а сексуальный акт назвали чуть ли не единственным способом удовлетворить все голоды. В этом есть своя правда, если задуматься.

Зачем знать об этих "голодах"? Да хотя бы потому, что хроническое неудовлетворение этих голодов являются реальной причиной неврозов - депрессий, неврастений, фобий и прочего. Именно тут лежит причина почти всех психологических проблем. 
Посудите сами, человек, у котрого с детства не удовлетворен голод по признанию, например. Он будет на подсознательном уровне искать окружение, дающее это признание и не всегда способы поиска безопасны. Человек, хронически не получающий признания своего существования не попросит о помощи, будет уверен, что никому не нужен и не может быть любим по определению. Что станет результатом такой пожизненной уверенности - депрессия! 

Еще одним исследователем потребностей существа человеческого стал Генри Мюррей. 

Потребности в его представлении изначально психогенны, то есть связаны с желаниями души, а не тела. Также мюррей разделял потребности на те, что имеют второстепенное значение и на первичные. Первичные потребности по Мюррею- это те, которые изначально были необходимы для выживания (пища, вода, сон и тому подобное), вторичные всегда имеют психологический подтекст  

Если с первичными все понятно, то психогенные потребности - отдельный разговор. Всего их 5:

  1. Амбиции - это потербность в эксгибиции (это привлечение внимание, желание впечатлить), в достижении и постановке целей, в признании, то есть в определенных статусах и ролях.
  2. Материальная потребность (владение материальными благами,структурирование и организация).
  3. Силовые потребности (в агрессии, доминировании, в избегании, в самоуничижении, в уважении).
  4. Потребность в признательности включает в себя потребность в принадлежности, в заботе, в помощи, в эмоциональном отклике.
  5. Информация - это потребность в получение и отдаче знаний, обмене опытом (как интеллектуальным, так и эмоциональным).

Мюррей считает, что именно потребности и способы их реализации составляют основу того, что называют личностью. И на то и на другое наибольшее влияние оказывет окружающая среда. 

Все это может быть использовано для того, чтобы осознать потребность по факту. Понять разницу между "хочу" и «нужно". 


Внешнее и внутреннее

То что мы делаем, как себя ведем и даже мысли, которые мы привыкли думать в большинстве случаев ориентрованы на одобрение. Да-да, не на то, чтобы удовлетворить свои потребности, а именно на то чтобы:

  1. Получить одобрение
  2. Не получить осуждения

Смотрите, какие два полярных критерия. Они имеют сценарный характер. Как это? Это привычки детства. От того, чего мы привыкли ожидать в ответ на наши действия - одобрения или отсутствия осуждения. 

Допустим, маленькая девочка Катя пяти лет нарисовала картинку для мамы на 8 марта. Мама Кати могла бы отреагировать на это либо одобрением и радостью, тем самым показав Кате, как важны ее усилия и сам факт ее внимания. Еще мама Кати могла принять это как должное и не отреагировать никак, главное - Катя не раскрасила стены и не испачкалась. В конце концов, мама Кати могла бы начать критиковать дочку за неряшливый рисунок, испачканные руки и неубранную комнату. Если бы эти модели повдения мамы были пожизненные и сопровождали общение Кати с мамой всю жизнь, какой бы могла вырасти Катя? 
В первом случае Катя бы выросла уверенной в своей ценности и своих способностях женщиной, которая способна отмечать и своевременно реагировать на свои потребности, ведь она не ожидает неадеватной реакции. 
Во втором случае Катя была бы нейтральной, и вероятнее всего несколько «слепой» к своим потребностям женщиной, ведь когда она делает что хочет реакции нет вообще, так зачем думать о потребностях? 
В последнем случае любые потребности Кати сопровождались бы фоновым чувством вины, неуверенности и даже гнева на себя. 

Этот простой пример показал, как важно осознавать ценность своих потребностей. Какими бы самостоятельными мы не были, с самого детства мы ориентированы на реакцию. Мы учимся реагировать на свои мысли и чувства, отмечая реакцию самых первых значимых людей на них. И начинается это с самого рождения, когда ребенок способен улавливать только эмоциональное состояние матери. Это доказанный факт. 


Как это поможет отличить свое от чужого?

Как говорилось выше, ценность потербностей зависит от заученной внутренней реакции на ее удовлетворение. Чувствительные к реакциям окружающих с детсва мы обучаемся поведению, которое вызовет либо положительную реакцию, либо отрицательную. Все зависит от того, хватало ли нам любви. 
Если признания от родителей было достаточно, то мы научимся реагировать так, чтобы чувствовать одобрение, а если любви было мало - то мы будем провоцировать любую реакцию. В детстве важно получить хоть какое-то признание. Оно вызывает у нас чувства, от которых мы зависим. Либо удовлетворения (мама хвалит), либо просто получение признания (мама обратила внимание).

Когда мы выростаем мы ориентированы на ожидаемое (заученное) чувство. 

К примеру, наша Катя привыкла ожидать похвалы за что-то и она испытывала удовлетворение и радость. Это же чувство возникнет и в 30 лет, когда она будет думать об удовлетворении своих потребностей. Если же Катя ждала осуждения, то она могла испытывать страх и обиду, думая о своих потребностях. Будучи взрослой, свои потребности и желания она будет подсознательно ассоциировать со страхом осуждения. 

Все это неизбежно ведет к тому, что «приятные» ожидания от потребностей будут заучены как свои, а неприятные - как ненужные, чужие.

Теперь поговорим более предметно о том, как отличить потребности свои от чужих. 

Напишите на листе бумаги несколько своих основных потребностей или желаний. Пусть половина будет тех, которые вы удовлетворили, а вторая - неудовлетворенных. Посмотрите на список и подумайте, чего вы ожидали в каждом случае. 

Чтобы понять, кому принадлежит та или иная потребность можно задать себе следующие вопросы:

  • Что лично мне даст удовлетворение этой потребности? 
  • Какие чувства я испытываю, думая о ней? 
  • Что будет с моими чувствами, если она не удовлетворится? 
  • Что лежит в основе (если речь о желании - надо найти потребность)? 
  • Как еще я могу получить это чувство? 
  • Кто еще получит выгоду от удовлетворения этой потребности? 
  • Было бы мне некомфортно, если бы я сейчас удовлетворил эту потребность? 
  • Что произойдет, если не сделать это сейчас?

Конечно, не стоит так раздумывать над каждой потребностью, но если мысль о чем-то вызывает у вас сомнения или фоновые чувства - не поленитесь и сделайте это. Чтобы понять пользу, рассмотрим пример:

Катя хочет сдать проект на фирме раньше срока. При этом, острой необходимости нет, но она испытывает дикомфорт при мысле о «затягивании». Она понимает, что ничего страшного в своевременном выполнении нет, но на уровне чувств ей неспокойно. Прийдя к психологу, Катя выполняет вышенаписанные рекомендации и отвечает на эти вопросы:

  1. Что лично мне даст удовлетворение этой потребности? - Удовлетворение, спокойствие.
  2. Какие чувства я испытываю, думая о ней? - Напряжение, тревогу, готовность, ожидание.
  3. Что будет с моими чувствами, если она не удовлетвориться? - Тревога, страх, будто ожидание наказания, угнетение, неполноценность.
  4. Что лежит в основе (если речь о желании - надо найти потребность)? - Потребность в признании и структуре.
  5. Как еще я могу получить это чувство? - При своевременном выполнении задания попросить оценить усилия, спросит мнение коллег и родных в отношении пончтных им элементов проекта.
  6. Кто еще получит выгоду от удовлетворения этой потребности? - Начальник
  7. Было бы мне некомфортно, если бы я сейчас удовлетворил эту потребность? - Да, мне было бы тревожно.
  8. Что произойдет, если не сделать это сейчас? - Ничего, кроме внутреннего напряжения и чувства собственной «несостоятельности».

Из ответов понятно, что объективной потребности в «пятилетке за три года» нет. Но одна мысль о том, чтобы сделать все просто вовремя вызывает у Кати сильный дискомфорт тревогу, иными словами - страх. 

Очевидно, что эта потребность в том чтобы быть быстрее, выше и сильнее ей не принадлежит. Это нечно сценарное, вызванное детским опытом, когда получить одобрение, а значит и безопасность, можно было только делая все лучше и быстрее. 

Что можно сделать, чтобы Катя не испытывала этого дискомфорта? Научить ее поддавать анализу возникшие чувства, помочь ей построить собственную структуру и границы. Кате бы стоило прийти на психотерапию. 

Это упражнение может делать дома каждый и узнавать много нового о том, что принадлежит ему, а что - его прошлому опыту. Это станет первым шагом.

Итак, надеюсь вам понятно что формирует наши потребности. Чтобы утромбовать написанное выше, я свела все это в три критерия «своих потребностей»:

  1. Существует объективная необходимость в удовлетворении потребности.
  2. Неудовлетворение потребности не ведет к неприятным последствиям для внутреннего состояния.
  3. Удовлетворение потребности несет личную выгоду здесь и сейчас. 

Далее, важно понимать, что собственно имеется - желание или потребность. Зная, какие бывают потребности, можно понять, что стоит за желаниями и найти комфортный и приемлемый для себя способ удовлетворения.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Психологія, емоційний інтелект