Что такое технология и для чего она нужна бизнесу

В каждом бизнесе есть своя технология. В консалтинговом – внедрение инструментов управления в разных компаниях, в торговле обувью – механизмы отбора коллекций, закупок товара, обслуживания клиентов и т.д.

В каждом бизнесе есть своя технология. В консалтинговом – внедрение инструментов управления в разных компаниях, в торговле обувью – механизмы отбора коллекций, закупок товара, обслуживания клиентов и т.д.

Пока организация маленькая, её технология – «на кончиках пальцев». Владелец и не задумывается о том, как всё работает - он просто знает, что его подчинённые обеспечат нужный результат. Но по мере роста в любом бизнесе начинаются процессы деградации. К примеру, недавно я обнаружил, что наша компания за последние несколько лет утратила некоторые успешные практики в области маркетинга (как правильно формировать рекламу, как придумывать названия для продуктов).

То, что мы делаем в данной сфере сейчас, хуже того, что было у нас в 2006–2007 годах. А причина в том, что эти успешные практики не были формализованы. Технологии утрачиваются очень легко, особенно если они не описаны. Поэтому владельцу необходимо, во-первых, формализовать технологии. А во-вторых – следить, чтобы стандарты соблюдались. Во многих компаниях (особенно в производственных) дальнейшее развитие невозможно, если технологии не описаны. Это не означает, что собственнику нужно быть гениальным технологом. Можно нанять специалиста и поставить ему задачу – описать все операции в компании и последовательность их выполнения, нормы затрат времени и материалов и нужно чётко понимать, что вы хотите получить в результате. я поступил так, когда руководил компанией «герольдмастер» (выпускающей сувенирно-наградную продукцию).

Технология была описана за несколько месяцев, и это одно из объяснений, почему организация быстро обошла своих конкурентов. Проследив за ходом формализации технологии, собственнику нужно отойти в сторону. А в процесс включается HR-подразделение, Его задача – чтобы каждый сотрудник, имеющий отношение к той или иной технологии, и каждый, кого будут принимать на работу в дальнейшем, изучил данный документ. Тогда отклонений от стандартов будет меньше.

Существует такая зависимость: количество распоряжений, которые приходится отдавать собственнику, обратно пропорционально количеству эффективных правил. Если же отклонение произойдёт, владельцу не стоит самостоятельно «раздавать тумаки» – это не его функция. Пусть этим занимаются наёмные менеджеры. Для контроля за соблюдением технологии (который должна осуществлять служба контроля качества) необходим список тех параметров, которые надо еженедельно отслеживать. Важно, чтобы он был максимально простым и понятным. Например: отдел продаж заключает только стандартные договоры, в магазине покупателю всегда предлагают упаковать товар и т. д.

Чем больше технологических моментов в деятельности компании описано, тем длиннее может быть этот перечень. Может возникнуть вопрос: что делать, если технология устаревает? Но проблемы чаще всего возникают потому, что кто-то перестал действовать в соответствии со стандартом. Надо постоянно следить за и запросами клиентов, чтобы видеть, когда технологию следует усовершенствовать. Потребители – лучший источник данных для обнаружения процессов, которые нужно изменить.


Продолжение этой темы читайте в моей следующей статье: “Финансовые функции совладельцев компании”

Автор: Александр Высоцкий, собственник компании Visotsky Consulting, автор проекта Школа владельцев бизнеса.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Менеджмент, керування, KPI