Социокультурные и психологические аспекты трансформации отцовской роли в семье и ее влияние на социальную адаптацию детей

Привожу тезисы моего доклада о роли отца в современной семье и ее влиянии на будущую личную успешность детей. Устранение отца от процесса воспитания ребенка чревато осложнениями в его способности к контактам в детстве и проблемами во взрослой жизни

19 февраля 2010 года в Екатеринбурге прошла международная конференция "Социально-психологическая реабилитация дезадаптированных детей: понимание и формирование отношений".

Тезисы доклада Аллы Касаткиной

С момента рождения ребенок проходит свою первую, базовую, социальную адаптацию в собственной семье, в окружении близких ему людей – матери, отца, дедушек и бабушек. Подразумевается, что эта адаптация должна проходить в максимально комфортной и доброжелательной среде, что любящие родители окружат маленького человека заботой и вниманием, помогая тем самым получить самый первый опыт взаимодействия с социумом и людьми в нем. С первой минуты появления в семье ребенок впитывает не писаные правила и стандарты своей семьи – социума, в котором проходит адаптацию. Именно эти правила становятся для него базовыми фильтрами на всю жизнь. Именно эти стандарты закладывают базовую шкалу оценки самого себя, социума, себя и остальных людей в социуме. Именно успешное прохождение первичной социализации в семье оказывает непосредственное влияние на успешность адаптации взрослеющего человека в мире и его адекватную самооценку.

Традиционно считается, что мать окружает ребенка заботой и любовью, передает ему ощущение значимости и безусловного принятия. Отец, в свою очередь, создает у ребенка ощущение защищенности, уверенности в безопасности, дает ему внутренне подкрепление самооценки, позитивно подкрепляет развивающиеся навыки, учит его автономности, т.е. умению обходиться без постоянного общества кого-либо из близких. Отец – «наиболее естественный источник познаний о мире, труде и технике». Он способствует «ориентировке на будущую профессию» и создает социально полезные цели и идеалы. (Лангмейер Й., Матейчик З.) К сожалению, в последние несколько десятков лет традиционная модель семьи претерпела существенные искажения.

Много детей в настоящее время растут либо в неполных семьях, либо в семьях со «слабым» авторитетом отца, т.е. в этой семье мать занимает традиционную мужскую позицию главы семьи, а отец самоустранился или насильно отстранен от процесса воспитания. В результате чего серьезно усложняется прохождение самой первой социальной адаптации у ребенка. В результате этого наблюдается развитие дезадатации у малышей, что находит свое проявление в замкнутости, неконтактности, привязанности к родителям (в основном к матери), агрессивных выпадах в виде защитной реакции и т.д. В частности, под социальной неадаптированностью (дезадапатацией) Д. В. Рязанова понимает состояние затруднения человека при интеграции в социум и его неудовлетворенность своим положением. Наличие этих навыков ставит под серьезную угрозу их успешную личностную реализацию в будущем, что приведет к возникновению новых проблем в их жизни.

Вот неутешительные данные исследований младших школьников: до 10% детей безнадзорны, 45% имеют отклонения в физическом и нервно-психическом статусе, у 28% хронические заболевания. Констатируется не только наличие полярных групп с разными стартовыми условиями, но и тенденция увеличения количества детей, отнесенных к группе риска школьной дезадаптации. В начальной школе их число составляет порядка 20 % , а средней - от 30 до 40%. Ведущим в характеристике детей риска является физическая и психическая ослабленность, пониженная работоспособность, низкий темп деятельности и психосоциальная запущенность (Г.Ф.Кумарина).

На фоне этой неутешительной статистики особенно возрастает значимость адаптации. Вернее, наличие у человека адаптивных навыков особенно актуально в настоящее время, когда огромное внимание в обществе уделяется личной успешности и личностной реализации. Обладание навыками социальной адаптации и активное их использование дает существенное преимущество их обладателю при прочих равных личностных и интеллектуальных характеристиках. Успешная социальная адаптация человека, его умение войти бесконфликтно в новый коллектив, наличие у него обширного круга общения способствуют успешной реализации поставленных им целей.

В настоящее время наблюдается стремление молодых родителей узнать больше об исторически сложившемся распределении ролей в семье. Это не дань моде, а желание восстановить энергетический баланс отношений и вырастить своих детей счастливыми и успешными. Особенно это стремление ярко выражено у тех родителей, кто имел опыт собственных затруднений с адаптацией в социуме. Они хотят оградить собственного ребенка от дискомфорта, пережитого в их собственном детстве.

Издавна на Руси сложилось, что мужчине принадлежала ведущая роль в семье. Он был добытчиком, защитником для членов своей семьи, его голос был решающим на семейном совете. Именно по мужской линии определялась принадлежность к роду, а ребенок мужского пола объявлялся наследником. Фамилия, как идентификатор родовой принадлежности, передавалась только по мужской линии. Способность мужчины проявить себя в социуме и реализовать свои навыки определяли его успешность. В мужчине ценили силу, ловкость, владение значимыми для хозяйствования навыками, умение отстоять свои интересы.

Женщине в традиционных русских семьях отводилась роль хранительницы очага, матери, хозяйки. Значимыми навыками для девушки на выданье были: умение вести хозяйство, покладистый характер, здоровье и готовность к материнству, знание женских ремесел. От жены ожидалось умение мудро распоряжаться имеющимся у семьи добром, ведение домашнего хозяйства, решение мелких бытовых проблем, рождение и выкармливание здоровых детей. Очень ценным во все времена было умение хозяйки создать в доме теплую и доброжелательную атмосферу любви и внимания.

Традиционно от матери ожидалась моральная поддержка, забота и любовь к своим детям. Роль отца немного отличалась в воспитании мальчиков и девочек. Это объяснялось и самой ролью отца (мужчины) в семье, и подготовкой детей к самостоятельной взрослой жизни. Воспитанием мальчиков, мужской подготовкой, занимался отец. Его задачей было передать свои умения и навыки, используемые в хозяйстве и социуме, своему сыну. Азы мастерства мальчики начинали постигать с раннего возраста (4-5 лет), мастеря что-то с отцом и дедом или оказывая мелкую помощь в их работе. Сын не просто копировал действия отца, ему подробно объясняли, что дает ему то или иное действие. Позже, лет после 5-ти, отец передавал сыну навыки социальной адаптации через модели своего поведения и реакций. Он же учил ребенка отстаивать свои интересы, достигать намеченных результатов. Отец был для мальчика непререкаемым авторитетом. Именно через наследование поведенческой модели отца, его практических умений и навыков, уже к 7-ми годам вырабатывалась способность к адаптации в социуме и адекватная самооценка у мальчика-подростка. Он был маленьким мужичком, который готов был постоять за себя и честь своей семьи, обладал нужными для ведения хозяйства и соответствующими его возрасту навыками.

В воспитании девочек роль отца проявлялась иначе. Если задачей матери было передать дочери женские навыки и умения, поведенческие модели, то задача отца – помочь дочери приобрести свою внутреннюю уверенность в своей женственности. Мать обучала женским премудростям, а отец давал возможность укрепиться в восприятии себя как женщины, будущей хранительницы очага. Не зря говорят, что отец – главный мужчины в жизни девочки. Это в современной психологии мы имеем достаточно материалов для подтверждения этого факта. В традиционных русских семьях это было доказано родовой мудростью многих поколений. Счастливое будущее дочери во многом зависло от взвешенного и мудрого поведения отца. Именно отец «баловал» своих дочерей. Сказки тому яркий пример. Именно в общении с отцом девочка училась (пробовала на практике) применять переданную матерью и свою врожденную женскую мудрость. Отцовская реакция на поведение дочери была положительным закрепителем верной стратегии поведения, адекватности самооценки и контакта с людьми. Именно в это время (начиная с раннего детства и до девического возраста) постоянно формировалась у девочки поведенческая модель, которая определяла успешность ее социальной адаптации в будущем.

К сожалению, историческое развитие наложило свой глубинный отпечаток на традиционное распределение ролей родителей в воспитании детей. Войны, репрессии, социальные проблемы привели к деформации роли отца в семье. Многие семьи стали неполными или мужчины отстранились от воспитания детей. Роль матери из пассивной, ведомой, трансформировалась в ведущую. Мать существенно потеснила права и обязанности отца в семье, а следовательно, и его авторитет. Мужчины отреагировали на такое изменение ролевых моделей «бегством» (отстранением от воспитания детей, пьянством, уходом из семей, отказом от ведущей роли в семье) либо насилием по отношению в жене и детям (физическим, поведенческим). Что и привело к массовому проявлению дезадаптивности у подрастающего поколения. Дети лишились на ранних стадиях формирования личности подкрепления базисных поведенческих моделей.

При сложившейся ситуации дети часто лишены возможности общения с отцом в нужном для них объеме. Мальчики не имеют возможности наследовать навыки и умения своих отцов. Часто они имеют мало представления о его занятиях. Аналогично обстоит ситуация с выработкой адаптивных навыков в социуме. Мальчика пытается учить этому мать, прививая ему свои, чисто женские, представления о мужской ролевой модели поведения. В результате этого мы получаем либо агрессивность (в качестве протеста), либо дезадаптацию и неумение проявлять и защищать свои интересы.

По данным эмпирических исследований, большинство мальчиков и половина девочек обращают внимание на профессиональные успехи отца, заработки, обеспечение семьи. Между тем у матери эти сферы деятельности не выделяет никто из детей: семью должен обеспечивать отец. Из-за того, что матери требуют от отцов помощи в ведении домашнего хозяйства, дети утверждают, что отцы мало уделяют внимания ведению домашнего хозяйства. Занятие домашним хозяйством – это главное дело матери. Мальчики предъявляют больше требований к матери, очень боятся ее отчуждения, невнимания (не терпят негативных привычек), а девочки – к отцу, у них формируется идеальный образ отца. (Коркина Н.А.)

По мнению В. Фтенакиса, взаимодействие с отцом положительно влияет на когнитивное развитие детей. Однако его исследования показали, что данное положение справедливо только для мальчиков. Была выявлена прямая корреляция между вовлеченностью отца в воспитание и когнитивными достижениями их сыновей. Он объясняет это тем, что отец дает пример практического и действенного решения различных проблемных ситуаций, причем вовлеченность в жизнь ребенка предполагает еще и эмоциональное участие, и именно потому, что отец в этом случае дает пример мужского подхода к решению проблем, его влияние не так заметно на девочках. (Евсеенкова Ю.В.)

Современным дошкольникам и ученикам младших классов приходится сталкиваться с завышенными ожиданиями собственных родителей и социума, что также существенно снижает их адаптивность. Лишаясь внутреннего, семейного, подкрепления ролевой модели адаптивности и не имея возможности наследовать правильную поведенческую мужскую модель, ребенок принимает за норму искаженную ролевую модель родителей. В результате этого у нас все чаще появляются «мужественные» женщины и «женственные» мужчины. Иными словами говоря, растет мужской инфантилизм и женская агрессивность.

Пути изменения сложившейся ситуации лежат в работе с молодыми родителями. Им необходимо осознанно следовать традиционному распределению ролей, чтобы обеспечить своим детям необходимые навыки и возможность успешно адаптироваться в социуме на момент поступления в школу. Зная, что отец может подсказать или посоветовать нужную в значимой ситуации модель поведения дети будут обращаться к нему за помощью. При установлении в семье паритета авторитетов и сфер влияния ребенку будет легче адаптироваться в младенческом возрасте в собственной семье. Будучи уверенным в любви своих родителей, он увереннее будет обращаться к ним за помощью и защитой в критических ситуациях. Поддержка и любовь внутри семьи станут отличным стимулом для ребенка в его стремлении адаптироваться в социуме.

При сильной роли отца мальчик приобретает навык поведения с женщиной, следуя модели поведения отца и видя положительное подкрепление со стороны матери. Он будет увереннее себя чувствовать не только с матерью, но и со своими сверстницами, заметно выделяясь среди других мальчиков. Ему будет намного проще отстоять свой авторитет среди сверстников и наладить коммуникацию со старшим поколением. Девочка в семье восстановившей традиционное распределение ролей будет с раннего возраста иметь эталонную модель мужского внимания и заботы, что, в свое время, позволит ей более осознанно подходить к выбору собственного мужа. Осознание себя любимой дочерью и забота отца дадут девочке ту внутреннюю веру в собственное обаяние и женскую привлекательность, которой так не хватает большинству современных женщин. Это существенно скажется и на характере девочки, повысив ее адаптивные способности в социуме и снизив внутреннюю тревожность.

Во время консультационной и профилактической работы следует уделять особое внимание установлению и развитию контактов между ребенком и отцом. В своей практике я выделяю отдельно несколько индивидуальных консультаций для отца и матери, чтобы во время приема провести коррекционную работу по повышению авторитета отца в семье и осознанному отношению к родительству. Во время разбора традиционного семейного уклада и анализа уклада конкретной семьи мы находим расхождения и прорабатывали новые замещающие модели поведения матери и отца. После коррекции поведенческих моделей родителей и их закрепления в достаточно короткий период (2-3 недели) у ребенка 4-ти лет отмечалось повышение адаптивных навыков – он активно участвовал в групповых занятиях, сам проявлял инициативу в контактах со сверстниками и мог находиться на занятии без сопровождения матери. При устоявшемся контакте с отцом и окончательном изменении модели поведения родителей (около 2,5 месяцев) ребенок легко контактировал со сверстниками и со взрослыми, мог легко формулировать свои желания и сообщал о дискомфорте, научился договариваться с детьми во время игр, с удовольствием проводил время с отцом. Родители были рады подобному результату и сообщили в отзыве о работе «Мы даже не предполагали, что наши размолвки и стремление самоутвердиться так сказываются на нашем ребенке. Мы совершенно иначе теперь смотрим на свои цели и приоритеты в жизни. Вы смогли обратить наше внимание на важные для нашего ребенка ситуации. Мы очень рады, что наш ребенок теперь с удовольствием играет с детьми на площадке, а не стоит обиженно в сторонке. Мы даже не подозревали насколько важен для ребенка отец. Теперь мы всем друзьям рассказываем о традиционном семейном укладе и его ценности для будущего детей. Наш папа теперь активно делится нашим опытом с друзьями и коллегами.»

Возвращение к глубинным ролевым моделям семьи позволяет не только поднять роль и значение отца в современной семье, но и приносит нам повышение адаптивности у молодого поколения. Именно поэтому сейчас много внимания уделяется повышению роли отца в семье, укреплению самого института семьи. Молодые семьи все чаще обращаются к изучению народных традиций. Институт семьи переживает свое новое переосмысление через признание значимости роли отца для развития адаптивных навыков у ребенка. При наличии авторитета отца в семье, даже в условиях расторжения брака, ребенок имеет возможность получать необходимые ему навыки адаптивности. Именно эти навыки оказывают существенное влияние на его успешность в социуме и реализацию собственного внутреннего потенциала.

Иными словами говоря, профилактика детской дезадаптации неразрывно связана с укреплением института семьи, популяризацией осознанного подхода к воспитанию детей. Повышение роли отца в семье и активное вовлечение мужчины в процесс воспитания ребенка на уровне передачи ему навыков поведенческих реакций в социуме и помощь в осознании его собственной личностной важности – один из самых эффективных инструментов профилактической деятельности по дезадаптации дошкольников.


Литература

1. Бурлакова Н.С. Идентификация с отцовской фигурой как механизм развития самоидентичности ребенка.// Семейная психология и семейная терапия. 2004. № 1.

2. Евсеенкова Ю.В. Система отношений в диаде «отец – ребенок», как фактор развития личности.//Семейная психология и семейная терапия. 2003. № 4. с.30- 47.

3. Коркина Н.А. Отцовство в современной семье. // Семейная психология и семейная терапия. 2003. № 4. с. 48-54.

4. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Под ред. Г.Ф.Кумариной.— М.: Издательский центр «Академия»,2001.— 320 с.

5. Лангмейер Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. -Прага, 1984., с. 258

6. Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988.

7. Рязанова Д.В. Социальная адаптация школьника. Диссертация кандидата педагогических наук. М., 1995. с.42


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Культура, творчість Психологія, емоційний інтелект