Небольшие компании – основа любой здоровой экономики
О том, что следует предпринять, чтобы идея превратилась в успешный бизнес, рассказывает преподаватель Бизнес-школы «Крок» (BSK) Олег Гончаренко.
Стартапы сегодня у всех на слуху. Вовремя ввернутое в разговор, это слово подчеркивает: говорящий находится, что называется, в тренде, держит руку на пульсе тенденций. Но если подойти к теме более вдумчиво, то рано или поздно всплывет довольно удручающий факт – в США, например, львиная доля новорожденных начинаний гибнут еще не старте. Причина такой ситуации на диво обыденна и заключается в том, что подавляющее большинство энтузиастов слишком самонадеянны и не утруждают себя тем, чтобы вникнуть в азы не то что развития, а даже создания стартапа. О том, что следует предпринять, чтобы идея превратилась в успешный бизнес, рассказывает преподаватель Бизнес-школы «Крок» (BSK) Олег Гончаренко.
Олег, стартапы – это модное веяние, ажиотаж вокруг которого вскоре угаснет, или мы имеем дело с новым полноценным инструментом в экономике?
В США, откуда пришел этот термин, так обозначают любое новое начинание в бизнесе. Получается, что стартапы существовали всегда. Другое дело, что в последнее время кардинально изменились стартовые условия. Интернет, как информационный канал, сделал порог входа в бизнес очень низким, что позволило как быстро и легко находить клиентов, так и собирать средства для нового начинания. Многие проекты, особенно если это касается людей со специальными знаниями, благодаря Интернету вообще избавились от влияния границ, расстояний. Если говорить более узко, об Украине, то здесь есть и дополнительный факторы. Как вы помните, в СССР убивался дух предпринимательства. И пришедшее недавно в бизнес поколение молодых людей обладает иными подходами, более свободными, чем поколение «40+», взглядами. Эта молодежь более интегрирована в мировую экономику. Их бизнес, в основном, ориентирован на зарубежные рынки, что позволяет существенно снижать риски ведения бизнеса без привязки к одной стране. Вот почему IT-стартапы сейчас в Украине переживают настоящий бум. В нашей стране само понятие стартап устойчиво ассоциируется с IT-индустрией. Но если мы говорим о мировой практике, то это более широкое понятие
Можете озвучить статистику успешности стартапов в Украине и мире?
Успех – это слишком широкое понятие. Согласно мировому опыту успешным можно назвать бизнес-начинание, которое работает более 3 лет с момента начала стартапа. Есть интересная общемировая статистика таких состоявшихся начинаний – 5-7%. У нас в Украине мы наблюдаем очень много стартапов и, в то же время, крайне мало тех, кто добился успеха. Во многом такая ситуация связана с тем, что люди не обладают необходимыми навыками.
Что вы вкладываете в понятие «азы создания стартапа»?
Самое главное - тот, кто подумывает о новом начинании, должен четко осознавать, что поначалу ему придется работать в очень неопределенных, размытых условиях. Самое важное при этом – создать эффективную бизнес-модель. Буквально на днях я вернулся из США. Там принимал участие в конференции, на которой выступали такие известные личности как, например, Стивен Бланк. И он, и другие докладчики обращают внимание, что бизнес-модель в начале стартапа не определена. И стартап превращается в бизнес только тогда, когда рождается эта самая модель, обеспечивающая новому делу стабильность. Это общемировая тенденция. Давайте вспомним, что в Силиконовой долине стартапы растут как грибы после дождя. Но во многом этот рост искусственный, подхлестнутый. И очень быстро многочисленные «пузыри» лопаются, остаются только эффективные компании.
Какие распространенные ошибки украинских стартаперов?
Начну со стремления создать большой продукт сразу же, в самом начале пути. Затем, очень многим в Украине кажется, что идея – это главное в стартапе. На самом деле одна и та же идея может быть реализована разными путями. И вот эта самая реализация и есть основное в стартапе. Следующая, не менее важная ошибка - неумение понимать целевую аудиторию, нежелание слышать коллег и потенциального потребителя. Приведу пример. Мы с партнерами сейчас запускаем проект. Будучи на упомянутой выше конференции в США, я показал этот проект другим участникам. И получил колоссальную обратную связь. Полученная информация на 60% поменяла нашу изначальную бизнес-модель. А ведь мы только в начале пути! Только постоянное общение и широкое представление продукта людям, которые будут им пользоваться, поможет выработать эффективную бизнес-модель. Поэтому не нужно бояться спрашивать. Это тот барьер, который у наших предпринимателей продолжает присутствовать. Им нередко кажется, что вопросы продемонстрируют то, что они чего-то не знают, не умеют. А этого допускать нельзя. На Западе, когда предприниматель приходит к венчур-капиталисту, он не стесняется рассказать о своих ошибках в предыдущих проектах и рассказать о том, что извлек из поражений. И такой опыт станет его огромным преимуществом на фоне конкурентов. У нас же, из-за странной боязни, люди пытаются скрыть свои провалы, боятся показаться некомпетентными. Это является одним из основных отличий нашей бизнес-культуры от западной. Так что обмен знаниями и идеями – это главное и в учебе, и в реальной работе над стартапом. От всех успешных стартаперов в Украине я слышу одно и то же: «В какой-то момент я нашел фидбек и нашел единомышленников, которые решали ту же проблему что и я».
Также стоит упомянуть, что реальные венчурные капиталисты интересуются не только потенциальным рынком в миллионы клиентов, но, обязательно, и тем, когда пройдут/прошли первые транзакции, как будет расти компания завтра, через месяц, через полгода.
На рынке масса предложений обучающих курсов, тренингов и семинаров на эту тему. Как сделать правильный выбор? На какие критерии ориентироваться?
Хороший курс по стартапам нужен для того, чтобы предприниматель понял, как из идеи создать бизнес. Ведь самое главное в стартапе – это даже не деньги для реализации идеи. Еще раз повторюсь, что главное - это бизнес-модель. Кстати, по поводу роли денег в стартапе. Стивен Бланк однажды привел хорошую аналогию: «Получение денег у венчур-фонда, это то же самое, что перед походом на свидание купить презерватив. Он нужен, вы его приобрели, но результат свидания еще не известен. То же самое с деньгами. Вы их может получить, но успех вам не гарантирован».
Настоятельно рекомендую тщательно изучать программу курсов. Наконец, по моему глубокому убеждению, самым важным для предпринимателя было, есть и всегда будет обучение на практике. Так, в американском подходе к обучению то, что дают профессора – это 10% информации, остальное – то что студенты получат сами. Зачастую умным людям нужно создать платформу, где можно собраться и поделиться знаниями. Все остальное они создадут сами.
В бизнес-школе КРОК вы преподаете недавно появившийся в программе курс «Управляющий партнер». Несколько слов о нем: почему возникла сама идея, на кого рассчитан?
Рассматривая явление стартапов и инвестирование на ранней стадии, однажды заметил, что большинство людей не понимают многие из тех вещей, которые мы обсуждали выше. Кроме того, пришел к осознанию отсутствия предпринимательской культуры в Украине. Понял, что ситуацию нельзя улучшить, если не передавать накопленные знания. Ведь у меня есть опыт не только в построении стартапов. Как консультант принимал участие в построении стратегии крупных компаний. Кстати, эта компетенция хорошо переходит в стартапы. В какой-то момент четко понимаешь, что нужно предпринять маленькой компании для того, чтобы создать нечто большое.
Приведите примеры успешных украинских стартапов помимо IT-индустрии…
Вижу очень интересные начинания в фуд-индустрии. Например, маленькие компании, которые пекут торты на заказ. Их основатели уловили, что есть люди, готовые платить деньги за эксклюзивный торт. Только в Киеве знаю несколько таких компаний. В крупных городах страны таких есть минимум по одной. Появились компании, которые доставляют покупку из интернет-магазина в считанные часы. Даже в мире моды есть успешные стартапы – их основатели продают шарфы и пледы широкой вязки собственного изготовления. Казалось бы, идея не новая, но вот реализована на украинском рынке.
В завершение разговора хочу напомнить, что вот такие небольшие компании – основа любой здоровой экономики. В Европе малый и средний бизнес обеспечивает 60-70% ВВП страны. Нам тоже необходимо стремиться к таким показателям.
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг Менеджмент, керування, KPI Саморозвиток