Где взять элиту для реформ?

Где взять элиту для реформ?

Польский эксперт в написании проектов для подачи в европейские фонды и программы Томаш Яниак рассказывает, как организовать корректную работу с европейскими грантами.

Мы уже привыкли к тому, что процесс реформ в Украине сопровождается неизменным рефреном «как изменить Систему»?!  Постсоветская Украина ментально все еще живет «в государстве». И это обстоятельство предполагает, что проекты общего блага реализуются исключительно государством, за счет бюджетных средств. А значит, реформирование заключается в том, чтобы изгнать из Системы циничных коррупционеров и мздоимцев, и наполнить ее честными бескорыстными профессионалами. Которые, наконец-то, начнут тратить бюджетные средства целевым образом и выведут страну из кризиса. Увы, эти идеалистические представления неизменно разбиваются о суровые рифы реальности. Практика показывает, что Система обладает солидным запасом прочности, и меняться не спешит. Более того, она способна отторгать либо довольно быстро ассимилировать чужеродные элементы.


Означает ли это, что реформы в нашей стране принципиально невозможны? Вовсе нет! Если профессионалы и активисты, готовые осуществлять реформы, отторгаются Системой – не стоит тратить время и силы на борьбу с ней. Для приложения их знаний и энергии существует иной принцип – проблемно-целевой фондовый механизм хозяйствования. Этот принцип предполагает не централизованное распределение ресурсов, а финансирование индивидуальных целевых проектов, направленных на решение конкретных проблем. Результаты, как правило, впечатляющи. Наиболее ярким примером такого подхода является Польша, которая реализовала тысячи проектов модернизации за средства структурных фондов ЕС.

Сегодня и Украина получила доступ к этим возможностям. Причем,  она вполне может опираться на опыт архитекторов «польского чуда», начинавших движение в сходных условиях.

О том, какие шаги делала Польша, только начав работать с Европейскими фондами, а также – на какие грабли не стоит наступать украинцам, «Частному предпринимателю» рассказывает Томаш Яниак. Пан Томаш – тренер и преподаватель с огромным опытом реализации образовательных проектов за грантовые средства, а также – эксперт по написанию и управлению проектами сектора малых и средних предприятий. Сегодня он активно делится опытом с украинскими коллегами.

- С чего все началось?

Работа со структурными фондами ЕС для меня началась случайно. Я учился во Франкфурте, а после – остался работать в университете. Там впервые узнал, что такое проекты, оценил всю действенность проектного подхода. Мы с коллегами писали проект для программы «Темпус». Он предназначался для создания нового учебного направления в ВУЗе. Это был мой первый опыт проектной деятельности, который мне очень понравился. И я решил освоить проектный подход профессионально. Впоследствии это очень пригодилось мне в карьере.  Полученные в Германии знания практически продиктовали мой профессиональный путь в Польше.

Теоретических знаний было достаточно?

Конечно, в Польше всему пришлось учиться на практике. Сначала я работал в одной из местных администраций – составлял проекты, направленные на развитие города. Потом – в фирме во Вроцлаве, специализирующейся на образовательных программах. Тогда была возможность писать проекты для программы Леонардо до Винчи, которая потом трансформировалась в life long lerning (обучение на протяжении жизни), а еще позднее - в программу Erasmus+. Мы тесно сотрудничали с австрийцами, готовыми вливать огромные средства в польское образование. Я знал немецкий язык, поэтому учился в тесном сотрудничестве с австрийскими проектными менеджерами. От проекта к проекту – так я научился писать их сам и уже был готов к тому, чтобы учить других.

С какими проблемами сталкивались поляки в это время?

В самом начале в Польше сложилась странная ситуация. Стартовала активная информационная кампания о возможностях участия в программах, европейцы готовы были выделять огромные средства. Но некому было их взять. Критически не хватало информации, знаний и профессионалов, способных корректно работать  в проектном подходе. Только какие-то крупные фирмы, которые отправляли на учебу за границу своих сотрудников, уверенно работали в этой плоскости. А вот средние или маленькие фирмы такой возможности были лишены. Когда я начал писать свой первый проект, столкнулся с тем, что пятнадцать раз пришлось перечитывать эту проектную документацию, чтобы только понять, о чем там речь, что в результате должно получиться, что от меня хотят... При том, что у меня уже был опыт, что можно было говорить об остальных? Это была проблема. Даже в информационно-консультационных центрах, созданных для поддержки бизнеса, сначала сидели люди, которые сами мало понимали в этих вопросах. Нередко случалось так, что из-за ошибок консультантов при написании проектов заказчики не получали финансирования. Это так похоже на проблемы современной Украины…

Сколько времени понадобилось для того, чтобы переломить ситуацию?

Ситуация изменилась в лучшую сторону буквально за год-два. Целевое образование и ежедневная практика дали результат. В стране появилась сеть информационно - консультационных пунктов, куда уже можно было смело обращаться. Здесь работали профессионалы, владеющие информацией, знаниями, способные качественно консультировать клиентов. Появилась профессиональная среда. И процесс сдвинулся с мертвой точки. Любой, у кого возникала стоящая идея, мог обратиться в консультационный центр, где профессионалы оформляли ее в проект. Разумеется, здесь были свои сложности. Иногда консультанты, не являясь авторами идеи, писали проекты, слишком сложные для реализации. Они это делали из лучших побуждений, чтобы повысить шансы на получение финансирования.  Но после автору было сложно корректно освоить средства. Поэтому мы научились вникать во все детали проектной идеи, на деле каждый раз углубляя свои знания в очень разных сферах. Ну что же, тем выше сегодня наш профессиональный уровень. Это – болезни роста, преодолев которые,  сегодня мы способны качественно готовить проектных менеджеров, в том числе – и украинских.

Что дало Польше сотрудничество с Европейскими фондами?

Очень много дорог построено, автострад, которые никогда в жизни поляки не смогли бы построить за свой счет и своими силами. Появились масса различных учреждений культуры - музеи, филармонии, театры. Многие фирмы приобрели таким образом оборудование, технологии, провели модернизацию, внедрили инновации, чего не смогли бы сделать без этих средств. Бизнес заработал с новой силой. Возможности, которые открылись перед Польшей с приходом средств европейских фондов, поистине огромны. Они очень изменили нашу страну. Эффект от всего этого невозможно измерить.

Что бы Вы посоветовали украинцам, которые только начали осваивать эти возможности?

Сегодня я не просто советую. Я постоянно приезжаю в Украину и учу украинцев тому, что знаю сам на тренингах и семинарах, организованных моими коллегами из фонда CEASC. Я всегда стараюсь объяснить, что нужно делать, чтобы быть одним из первых в этом процессе, который в Украине только начинается. Не бояться работать с проектами, учиться. Благодаря таким проектам можно реализовать много разных хороших и нужных идей, инициатив. Это дает возможность знакомиться с новыми людьми, быть активными  и мобильными, налаживать отношения с бизнесом, научной и академической средой, уверенно пользоваться теми возможностями, которые есть фактически под рукой.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Project management, управління проектами Логістика, митниця, ЗЕД Менеджмент, керування, KPI