Бюджетирование как управленческая технология

Бюджетирование как управленческая технология

Имея достаточный опыт внедрения систем бюджетирования на украинских предприятиях, приведем наиболее распространенные причины возникающих неудач.

Первой наиболее часто встречающейся причиной является желание собственников быть «как все». К сожалению, понятие «экономической моды» сейчас все чаще присутствует в головах собственников украинских предприятий, которые внедряют разнообразные системы и методики управления, забывая о простой истине, что внедрение любой системы управления должно быть экономически эффективным и обоснованным. В большинстве случаев никто не рассчитывает экономическую эффективность внедрения таких систем, что в итоге приводит к разочарованию собственников и топ-менеджмента конечным результатом, поскольку он является отрицательным вследствие наличия негативного экономического эффекта. В гонке за прогрессивными методиками собственники нередко забывают о простой истине, что внедрение любой системы управления только тогда является целесообразным, когда полная стоимость данного внедрения меньше экономии затрат или прироста прибыли.

Второй причиной неудачного внедрения систем бюджетирования является отсутствие у топ-менеджмента компании четкого понимания о необходимых инструментах и методиках на предприятии. В результате внедряются либо не те методики, системы или инструменты, либо (и это еще хуже) внедряются все сразу «оптом», что приводит к отсутствию возможности оперативного управления и принятия своевременных решений из-за их полной нестыковки. Происходящее далее также очень распространено: пишут модули для импорта данных из одной системы в другую либо просто вносят данные несколько раз, в итоге полностью разочаровываются всеми системами и возвращаются к старому доброму MS Excel, либо вообще финансовые и планово-экономические службы продолжают жить в разных измерениях.

Третьей причиной является все же недееспособность системы. Но это всего лишь недееспособность на конкретном предприятии, а доказательство тому — к выбору системы необходимо подходить более тщательно. Также не стоит забывать о том, что какое-либо новшество должно внедряться вовремя: не рано и не поздно.

Четвертой причиной является несоблюдение вышеуказанного достаточного простого принципа.

Каждое предприятие имеет свой жизненный цикл и, соответственно, проходит несколько этапов:

  1. зарождение (детство);
  2. становление (молодость);
  3. процветание (зрелость);
  4. нисходящее развитие (старость).

Причем вышеперечисленные этапы могут повторяться бесконечное количество раз (компания может проходить такой цикл несколько раз), пока предприятие не прекратит свое существование. А для того чтобы последний этап не наступил, многие долговечные успешные предприятия как раз и внедряют что-то новое, причем самые умные из них делают это на этапе «становления» или в крайнем случае — «процветания». Но, к сожалению, имеет место тот факт, когда зачастую молодые предприятия, которые еще не успели стать на ноги и не поняли, что такое прибыль (и такое бывает) или вообще не считают свои расходы и доходы, а только лишь поток денег, начинают внедрять супердорогие и сложные инструменты, программы или системы. Начинать лучше всего с бюджетов, построенных, например, в MS Excel, — в программе, которая всем известна и понятна. После откатки особенностей предприятия можно задуматься о чем-то более серьезном, если, конечно, это необходимо (возможно, вполне достаточно будет и MS Excel). Кстати, даже некоторые большие предприятия остановились именно на этом варианте, что подтверждается нашей практикой. И не надо думать, что такое предприятие является «отсталым». Гораздо хуже, когда слышишь от владельцев предприятий после внедрения «продвинутых» дорогостоящих систем: «Вот внедрили, а что теперь с этим делать, не знаем. Тут всего так много, а нам большая часть не нужна».

Основные этапы внедрения системы бюджетированияОсновой проекта по внедрению бюджетного управления на предприятии должны быть работы по формированию классификатора бюджетов и определению их форматов. В свою очередь, вышеупомянутые работы, как правило, логично вытекают из уже определенных целей системы бюджетирования, участников процесса, построения классификатора объектов бюджетирования и определения показателей, которые будут бюджетироваться. После ответов на эти вопросы нужно определиться с полным набором бюджетных документов и их форматом.

Продолжение статьи: http://www.tot.com.ua/ru/publications/111.html


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Менеджмент, керування, KPI Фінанси, кредит, банківська справа