Бюджетирование как управленческая технология
Имея достаточный опыт внедрения систем бюджетирования на украинских предприятиях, приведем наиболее распространенные причины возникающих неудач.
Первой наиболее часто встречающейся причиной является желание собственников быть «как все». К сожалению, понятие «экономической моды» сейчас все чаще присутствует в головах собственников украинских предприятий, которые внедряют разнообразные системы и методики управления, забывая о простой истине, что внедрение любой системы управления должно быть экономически эффективным и обоснованным. В большинстве случаев никто не рассчитывает экономическую эффективность внедрения таких систем, что в итоге приводит к разочарованию собственников и топ-менеджмента конечным результатом, поскольку он является отрицательным вследствие наличия негативного экономического эффекта. В гонке за прогрессивными методиками собственники нередко забывают о простой истине, что внедрение любой системы управления только тогда является целесообразным, когда полная стоимость данного внедрения меньше экономии затрат или прироста прибыли.
Второй причиной неудачного внедрения систем бюджетирования является отсутствие у топ-менеджмента компании четкого понимания о необходимых инструментах и методиках на предприятии. В результате внедряются либо не те методики, системы или инструменты, либо (и это еще хуже) внедряются все сразу «оптом», что приводит к отсутствию возможности оперативного управления и принятия своевременных решений из-за их полной нестыковки. Происходящее далее также очень распространено: пишут модули для импорта данных из одной системы в другую либо просто вносят данные несколько раз, в итоге полностью разочаровываются всеми системами и возвращаются к старому доброму MS Excel, либо вообще финансовые и планово-экономические службы продолжают жить в разных измерениях.
Третьей причиной является все же недееспособность системы. Но это всего лишь недееспособность на конкретном предприятии, а доказательство тому — к выбору системы необходимо подходить более тщательно. Также не стоит забывать о том, что какое-либо новшество должно внедряться вовремя: не рано и не поздно.
Четвертой причиной является несоблюдение вышеуказанного достаточного простого принципа.
Каждое предприятие имеет свой жизненный цикл и, соответственно, проходит несколько этапов:
- зарождение (детство);
- становление (молодость);
- процветание (зрелость);
- нисходящее развитие (старость).
Причем вышеперечисленные этапы могут повторяться бесконечное количество раз (компания может проходить такой цикл несколько раз), пока предприятие не прекратит свое существование. А для того чтобы последний этап не наступил, многие долговечные успешные предприятия как раз и внедряют что-то новое, причем самые умные из них делают это на этапе «становления» или в крайнем случае — «процветания». Но, к сожалению, имеет место тот факт, когда зачастую молодые предприятия, которые еще не успели стать на ноги и не поняли, что такое прибыль (и такое бывает) или вообще не считают свои расходы и доходы, а только лишь поток денег, начинают внедрять супердорогие и сложные инструменты, программы или системы. Начинать лучше всего с бюджетов, построенных, например, в MS Excel, — в программе, которая всем известна и понятна. После откатки особенностей предприятия можно задуматься о чем-то более серьезном, если, конечно, это необходимо (возможно, вполне достаточно будет и MS Excel). Кстати, даже некоторые большие предприятия остановились именно на этом варианте, что подтверждается нашей практикой. И не надо думать, что такое предприятие является «отсталым». Гораздо хуже, когда слышишь от владельцев предприятий после внедрения «продвинутых» дорогостоящих систем: «Вот внедрили, а что теперь с этим делать, не знаем. Тут всего так много, а нам большая часть не нужна».
Основные этапы внедрения системы бюджетирования. Основой проекта по внедрению бюджетного управления на предприятии должны быть работы по формированию классификатора бюджетов и определению их форматов. В свою очередь, вышеупомянутые работы, как правило, логично вытекают из уже определенных целей системы бюджетирования, участников процесса, построения классификатора объектов бюджетирования и определения показателей, которые будут бюджетироваться. После ответов на эти вопросы нужно определиться с полным набором бюджетных документов и их форматом.
Продолжение статьи: http://www.tot.com.ua/ru/publications/111.html
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Менеджмент, керування, KPI Фінанси, кредит, банківська справа