Современная логистика: как и чему учиться?

Современная логистика: как и чему учиться?

Что делать? Учиться.

Как ни странно, главная проблема сегодняшней отечественной логистики заключается не в недостатке информации о «продвинутых» инструментах, не в нехватке соответствующего оборудования и информационных технологий и даже не в том, что не все руководители в принципе осведомлены с наличием такого управленческого механизма.Но потребность в логистике у бизнеса есть. Мало того, последняя возрастает буквально ежедневно. Тут себя и обнаруживает главная проблема – катастрофическая нехватка квалифицированных кадров. Что делать? Учиться.
На данном этапе, то есть этапе первоначального ознакомления с логистикой как таковой, очень актуальны ознакомительные обучающие программы. Другими словами, программы, отвечающие на вопросы: что такое логистика?, каковы ее основные функции?, как и зачем ее внедрять на предприятии?, кто должен этим заниматься? и т.д. Очень эффективными себя показывают программы, в которые включено большое количество ситуативных моделей. То есть деловых игр и примеров, аналогичных реальным проблематичным ситуациям, в решении которых участвует логистика. Как свидетельствует практика, ознакомительное обучение логистике очень результативно в корпоративном режиме: во-первых, для эффективного внедрения и функционирования логистики на предприятии необходимо четкое взаимодействие всех участвующих в процессе сторон, во-вторых, качество логистических функций в компании напрямую влияет на материальные потоки, следовательно даже не задействованным в логистической цепочке работникам важно понимать суть и задачи этого подразделения.

Если же ознакомительный курс пройден, внутренняя суть логистики понятна, функции ее задействованы и работают, следующим этапом обучения могут стать более конкретные программы. Далее – несколько примеров эффективных и полезных тематик для развития логистических навыков.

1.Оценка результатов и контроль

Для обеспечения реального соответствия результатов логистических операций плановым показателям производительности и прибыльности, предприятию необходима гибкая система контроля и оценки результатов. Помимо непосредственного анализа качества и результативности, такие системы еще и способствуют повышению эффективности операций, поддерживают усилия руководства, направленные на соблюдение сервисных нормативов, выполнение планов по прибыли и объему работ, управление активами.
Логистические системы контроля и оценки результатов выполняют три функции: посредством учета, аудиторских проверок и наблюдений измеряют результаты деятельности; сравнивают полученные результаты с запланированным; анализируя результаты сравнения, выявляют проблемные, требующие корректировки, области. На выходе все перечисленное в форме отчета предоставляется руководству и помогает ему решать организационные проблемы.
Чем конкретнее и четче формализована система оценки и контроля, тем эффективнее она работает. Под четкостью стоит понимать установку целевых нормативов для каждого вида логистической деятельности на каждом этапе логистической цепочки.
Для внедрения системы контроля в работу, необходимы специальные инструменты обеспечения менеджеров информацией. У «продвинутых» западных компаний они называются хранилищами данных, а в их создание и поддержание на должном уровне вкладываются немалые средства. Цель создания таких хранилищ – свободный доступ менеджеров, сотрудников и даже потребителей с поставщиками к необходимым данным.
Еще один момент – для того, чтобы системы оценки и контроля были максимально полезны, их стоит объединить с системами обслуживания сделок и планирования, приема и обработки заказов, управления запасами и календарного планирования.
Практическое использование систем оценки результатов и контроля деятельности логистической цепочки позволяют очень существенно повысить эффективность работы предприятия.

2. Оценка организации

Для того, чтобы функциональное внедрение логистики и вправду проявило себя с эффективной стороны, полномочия и ответственности за ее работу есть смысл группировать в единую организационную систему. При этом стоит понимать, что создание «взрослой», максимально интегрированной и масштабной организационной структуры возможно только при условии определенного уровня развитости самого предприятия, и логистической части его работы. Функции логистики на этом этапе уже должны быть сгруппированными в единый инструмент, физическое распределение, материально-техническое обеспечение производства и закупки – сведены под единое управление. Таким образом, качественная оценка организационных аспектов работы логистической функции на предприятии предоставляет существенный объем информации для качественного анализа состояния самого предприятия в целом, и наоборот.

3. Информационные технологии

Скорость эволюции информационных технологий требует постоянного обновления навыков работы с ними. Логистика невозможна без техники – это несомненный факт. Тем более, потоки товаров и услуг уже начинают заменяться потоками информации. Следовательно логистам лучше соответствовать времени, дабы не остаться в стороне. В частности, есть смысл обратить внимание на навыки несложного программирования систем автоматизации некоторых логистических процессов, возможностям самостоятельного обучения сотрудников компании работе с программными логистическими продуктами и т.д.

Важный момент – практическое осуществление всех перечисленных выше технологий в идеале возможно только при условии внедрения в работу предприятия соответствующего программного обеспечения. Во всем мире логисты пользуются системами типа ERP. По большому счету, самая простая программа такого формата – это банк данных всей информации, необходимой для ведения логистических операций: поставщики, товары, склады, запасы и т.д. ERP программы могут самостоятельно производить некоторые операции: на пример заказывать необходимые товары у поставщиков, если очевиден недостаток определенной продукции на складе в момент поступления соответствующего запроса.

4. Внешние логистические услуги

Как уже было сказано, в стране существует серьезный дефицит квалифицированных в логистике кадров. С этой точки зрения, интересной может быть идея о развитии нового делового профиля – предоставления внешних логистических услуг для компаний, у которых пока нет собственного логистического подразделения. Этому тоже нужно учится.
В идеальном варианте в перечень услуг компании, претендующей на звание серьезного поставщика сервисного логистического обслуживания должны входить: управление запасами, транспортировка, складские операции, информационное обеспечение, обработка заказов, консолидация грузов и многое другое.
Компания такого профиля существенно подвержена влиянию внешней среды, в частности экономической ситуации в стране. Законодательные изменения в транспортной сфере и тарифной политике также очень значимы для описанных предприятий. Спрос на услуги внешних логистов гарантирует, в первую очередь, всеобщее стремление к ускорению оборачиваемости активов. Фирмы стараются повысить производительность своих активов, следовательно акцентируют внимание на поиске путей сокращения капитальных вложений в логистические операции. Внешние компании дают им такую возможность.
Существует мнение о том, что фирма, приобретающая посторонние логистические услуги, подвергает себя значительному риску. Если компания – поставщик услуг не сможет обеспечить должного качества выполнения заказа, компания – потребитель действительно может понести значительный урон. Это еще раз подтверждает тот факт, что учится грамотной работе в логистической сфере просто необходимо.

На данный момент из внешних логистических услуг в Украине более менее развиваются только контрактные склады и транспортная инфраструктура. При больших аэропортах и морских портах функционируют складские помещения, которые желающие могут использовать при необходимости. Значительным достижением развития внешней транспортной инфраструктуры можно назвать выход на рынок контрейлерных услуг. На Западе, в свою очередь, логистический аутсортинг более чем популярен в деловой среде: содержать склады и транспортные парки очень дорого, к тому же работа с внешними поставщиками гарантирует качество выполнения операций.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Логістика, митниця, ЗЕД