Кому и зачем нужен психологический тренинг?
Ответ на вопрос "Зачем нужен психологический тренинг?" прежде всего, зависит от того, что Вы хотите от психологического тренинга получить.
Большинство существующих психологических тренингов направлено на снятие ограничений и преодоление трудностей, мешающих развитию человека, как в повседневной жизни, так и в профессиональной сфере.
Термин "тренинг" (от англ. train, training) имеет ряд значений: обучение, воспитание, тренировка, дрессировка. Тренинг определяется и как способ перепрограммирования имеющейся у человека модели управления поведением и деятельностью.
Тренинг - это особая форма обучения, которая отличается от традиционной тем, что при обучении задействован весь личный опыт участника, который в деловых играх помогает ему приобретать новые знания и в то же время корректируется отрицательной реакцией группы. Человек получает возможность осознать те сильные стороны, которые помогли ему добиться успеха и те, что послужили причиной неудач.
Тренинговая атмосфера - это концентрация знаний и опыта, как тренера, так и всех участников группы. Здесь с легкостью можно получить ответы на вопросы, которые индивидуально решаются годами. Все знания получаются в тесной взаимосвязи с практикой, а значит, усваиваются без особых усилий и готовы к немедленному применению. Время участия в тренинге воспринимается очень субъективно. Высокая насыщенность занятий создает впечатление быстро пролетающего времени и значительного жизненного периода одновременно.
Успех тренинга во многом зависит от того, насколько четко Вы представляете, для кого, с какой целью и по какой программе необходимо проводить тренинг. Представляется также важным понимание участника тренинга целей и задач, которые могут быть решены в ходе тренинга.
Ответ на вопрос "Кому нужен тренинг?"
не отличается особой оригинальностью: всем от домохозяйки до опытного руководителя крупной фирмы. Естественно предприниматели, создавшие конкурентоспособные фирмы и ни разу не проходившие тренинг могут скептически улыбнуться, имея на это заслуженное право. И все же предлагаю честно ответить самому себе: “С каким трудом давался опыт? Сколько ошибок было совершено, какой ущерб они нанесли? Сколько упущенной прибыли Вы могли бы реализовать, имея тогда теперешний опыт? Часто ли Вам приходилось анализировать свои ошибки, как в профессиональной практике, так и в манере поведения”.
Если для Вас ответы на эти вопросы совершенно очевидны, вряд ли есть необходимость тратить свое время и вкладывать деньги в обучение. Для тех же, кто готов совершенствоваться сам, и заинтересован в повышении эффективности работы сотрудников фирмы, предлагаем ознакомиться с основными формами психологического тренинга и оценить выгоду, которую можно извлечь для организации и себя лично.
Существует большое количество тренингов, различающихся как по решаемым задачам, так и по методам проведения. Не вдаваясь в тонкости теоретических дискуссий можно выделить три основные вида тренингов, которые могут заинтересовать человека так или иначе связанного с миром бизнеса. Это социально-психологический тренинг (СПТ) и в частности тренинг коммуникативной компетентности, тренинг профессиональных умений, и тренинг личностного роста.
Социально-психологический тренинг предназначен для освоения человеком приемов эффективного взаимодействия с другими людьми. Могут быть поставлены достаточно конкретные цели, перед группой, объединенной общими интересами и имеющей сходные запросы. В обобщенном же виде можно сказать о том, что человек получает возможность увидеть себя глазами других людей. Много нового открывается в устоявшихся представлениях о себе: как мы выглядим в глазах других людей; как слышат то, что мы пытаемся донести до других; как нас воспринимают окружающие. Далеко не всегда наши представления о себе совпадают с реальностью.
Увидеть свой социальный портрет, узнать свои сильные и слабые стороны в общении можно только в процессе самого общения. В тренинговой группе это можно сделать целенаправленно и безопасно. Обратная связь, полученная от членов группы в процессе тренинга, поможет освоить новые более эффективные способы взаимодействия с людьми.
Тренинг профессиональных умений может охватывать самый широкий спектр профессий и зависит прежде всего от их специфической направленности. Предлагается более детально рассмотреть его специфику на примере конкретного тренинга для менеджеров по продажам, проведенном в одной из крупных фирм города.
В состав участников группы входили менеджеры, имеющие от 2 до 14 лет опыт оптовых продаж. Согласно предварительной договоренности с заказчиком накануне тренинга будущие участники прошли предварительное профориентационное обследование. При чем предварительное обследование прошли более 20 человек, а в тренинге участвовали 14. Таким образом, заказчик, во-первых, сэкономил деньги на тренинге, так как отобрал для участия наиболее перспективных, во-вторых, получил для себя рейтинг менеджеров, в соответствии с которым в последующем был сформирован резерв на выдвижение. Кстати один из участников после тренинга получил должность исполнительного директора в одном из филиалов фирмы, и это было встречено с одобрением всеми сотрудниками, так как его качества руководителя рельефно проявились в ходе тренинга и были признаны всеми членами группы. Заказчик получил профориентационную карту на каждого сотрудника, прошедшего обследование с описанием интересов, склонностей, профессиональной направленности, а также рекомендации по осуществлению эффективного и бесконфликтного влияния на каждого с учетом личностных особенностей. Результаты обследования сотрудников на профпригодность позволили заказчику сократить расходы на оплату участия в тренинге менеджеров, а тренеру скорректировать план проведения тренинга с учетом индивидуальных особенностей участников и в целом повысить эффективность его проведения.
В соответствии с результатами, полученными в ходе проведения тренинга, заказчику был представлен рейтинг участников в виде трех групп: наиболее перспективных, с достаточным уровнем профессиональной самореализации и работников фирмы, которым следует приложить некоторые усилия в профессиональном совершенствовании.
Интересно отметить, что рейтинг участников тренинга, определенный по результатам обследования, практически полностью подтвердился в ходе тренинга, за исключением двоих человек, у которых был высокий потенциал, но субъективные личностные причины мешали его реализации. Эти причины вскрылись в ходе тренинга. Также в ходе тренинга несколько участников пришли к выводу о необходимости прохождения тренинга личностного роста. Который впоследствии проходили по индивидуальным заказам в составе групп, состоявших из совершенно незнакомых людей. В основном личностные проблемы негативно сказывались на мотивации к труду.
Было и некоторое расхождение в оценках экспертов фирмы и руководства компании перспективы и потенциальных возможностей некоторых менеджеров. Во-первых, вперед выдвинулись имеющие меньше практического опыта, но перспективные с точки зрения личностного потенциала, кстати, назначенный на высокую руководящую должность был как раз одним из них. Руководство компании его еще недостаточно изучило в практической работе. Последующие положительные отзывы показали правильность выбора. Некоторые работники, объективно превосходящие других по своему потенциалу, что справедливо было замечено руководством, уступили свое место в общем рейтинге из-за низкой заинтересованности в профессиональной деятельности.
В ходе тренинга работникам фирмы была предоставлена возможность учиться на своем непосредственном опыте. Была создана "концентрированная среда" пристального внимания к себе и другим. Каждый получил возможность осознать те сильные стороны своего характера, которые позволяют быть успешным продавцом, и из-за каких личностных особенностей была упущена прибыль.
Каждый участник тренинга получил возможность выяснить до деталей и смоделировать, из каких шагов состоят его личные профессиональные навыки - установление контакта, умение убедить партнера, причины возникновения конфликтов и способы их предупреждения. Детальная проработка каждого шага позволила легче осознать каждому, какой из шагов в реальности обеспечивает успех, а какой уводит в сторону от цели.
Участники тренинга сравнили свои потенциальные возможности со степенью их реализации, а также оценили свою профессиональную компетентность в сравнении с другими.
Отзывы о тренинге участников, записанные на видеокассету, вместе с отчетом были представлены руководству фирмы. Ознакомившись с отзывами и отчетом президентом фирмы, было принято решение о подготовке проведении тренинга с управленческим персоналом фирмы.
Тренинг полезен как для опытных профессионалов, так и для начинающих. Тем, кто впервые и в течение краткого времени поработал продавцом, тренинг может показать путь к дальнейшему развитию своих способностей, реализации своего потенциала.
Продавцам с большим практическим опытом позволит осознать приемы, используемые интуитивно, обогатить свой арсенал новыми эффективными способами продажи и проанализировать сильные и слабые стороны своей профессиональной деятельности. Особенно это полезно тем, кто перестал творчески относиться к своей профессии и незаметно для самого себя перешел к шаблонному использованию нескольких эффективных приемов.
Программа по желанию заказчика может быть рассчитана на одновременное участие профессионалов с опытом работы и начинающих свою профессиональную карьеру. Такая программа составляется с целью реализовать потенциальные ресурсы профессионалов в области продаж и привить некоторые навыки начинающим коммерсантам. Одновременное участие в тренинге и тех и других принесет взаимную пользу, каждый может взять от участия в тренинге то, что до настоящего времени не было реализовано в его личностном потенциале.
Тренинг профессионального роста, следует несколько слов сказать о тренинге для управленческого персонала. Наиболее конкретным и эффективным методом сплочения управленческого персонала, обучения технике ведения переговоров, разрешения конфликтов наиболее удобных, конструктивных, быстро действующих форм психологической работы со специалистами, чья деятельность связана с активным общением, является специально организованный тренинг развития профессионального самосознания, включающий помимо специальных психотерапевтических и психокоррекционных техник деловые и организационно управленческие игры, дискуссионные методы группового принятия решений и т.д.
Программы могут быть разнообразны в зависимости от поставленной задачи. Темы тренингов также могут быть самые разнообразные: эффективное лидерство, развитие навыков деловой и межличностной коммуникации в бизнесе, принятие групповых решений, создание управленческих команд универсального назначения и для решения конкретной задачи.
Для сегодняшних руководителей, которые не всегда прошли специальный курс обучения, и которым время и ситуация позволили стремительно изменить свой статус и уровень жизни, может быть весьма полезен такой тренинг. Превосходно развитых деловых качеств, благодаря которым стали возможны нынешние достижения, может не хватать для выживания. Представляется полезным приобрести опыт в учете глубинных мотивов, которые движут поступками окружающих - коллег, подчиненных, партнеров, клиентов; разрешении конфликтных ситуаций; помочь своим подчиненным, которые по каким-либо причинам не могут эффективно работать в команде.
Высокое нервное напряжение всегда сопровождает бизнес. Каждый находит свои индивидуальные способы расслабления, далеко не всегда безопасные для здоровья. Но самое интересное, что человек выбирает их не сознательно. Тренинг позволяет задуматься и над этим жизненно важным вопросом. Не случайно после тренинга, как правило несколько участников группы договариваются с руководителем об индивидуальной работе или участии в тренинге личностного роста.
Участвуя в работе тренинговой группы можно обучиться способам саморегуляции и использовать собственные ресурсы, чтобы снимать напряжение и восстанавливать силы без риска для здоровья и безопасности фирмы.
Лучше всего тренинг личностного роста проходить в составе группы, участники которой не знают друг друга. Как правило, такие тренинги проводятся по мере комплектования групп.
Принципы подхода к подготовке и проведению тренинга, изложенные выше, легли в основу разработанных специальных тренинговых программ, которые корректируются, исходя из конкретных задач. Для каждой группы составляется свой индивидуальный план, содержательные аспекты которого зависят от целого ряда факторов: актуальных проблем данной фирмы, личностных особенностей участников группы, выявленных в ходе предварительного обследования, их социального статуса, профессиональной направленности, заявленных жизненных проблем, уровня общей психологической культуры, возраста и т.д.
В качестве базовых тренинговых методик были использованы техники и приемы, применяемые в различных психологических и школах - в нейролингвистическом программировании, транзактном анализе, психодраме, психосинтезе. Кроме того, применяется ряд авторских методик.
Использование техник разных психологических школ диктовались стремлением обогатить программу наиболее действенными практическими методиками, имеющими собственную практическую ценность. Эти техники применяются в соответствии с наработанным годами практическим опытом индивидуальной и групповой работы с организациями по вопросам психологического обеспечения безопасности бизнеса.
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Психологія, емоційний інтелект Саморозвиток Тренінги для тренерів