Путь героя
Рассуждения психолога о особенностях воспитания мальчиков.
Здравствуйте, дорогие читатели!
Меня зовут Ксения и в многочисленной череде социальных ролей, которые я выполняю есть две, очень важные лично для меня и совершенно необходимые, чтоб быть сегодня с вами, в этой статье, где речь пойдет о некоторых нюансах воспитания мальчиков.
Я мама юноши и я психолог.
«Мальчики - это будущие мужчины» - как часто мы задумываемся над смыслом этого высказывания? Какими качествами должен обладать мужчина? Какими качествами будущие мужчины наделены от природы? И как мы эти качества воспитываем будучи родителями мальчиков? Кто должен этим заниматься? Вопросов много и на часть из них я попробую ответить сегодня в своих размышлениях.
Итак, «Путь героя» называется мой мастер класс о воспитании мальчиков и юношей, по мотивам которого и будет написана эта статья.
Лет семь назад ко мне на сессию мама привела мальчика второклассника. Сказала, что стал агрессивным и рассеянным. Мы маму отправили гулять по магазинам, а сами стали заниматься. Юноша оказался не по годам сообразительным и после всяких секретных разностей сказал такую речь:
- Понимаете, когда я делаю то, что просит мама: мою посуду, пылесошу, убираю у себя в комнате, гуляю и занимаюсь с младшей сестрой – мама говорит, что я хороший и она меня любит. Но мне это не нравится делать, понимаете?
- Конечно понимаю, - говорю я, – мне тоже пылесосить не нравится. А что тебе нравится делать?
Глаза загорелись, стали хитрыми и заговорческими:
- Мне нравится с пацанами во дворе бегать по гаражам и пугать дядек, которые играют в домино. А потом мы убегаем от них и прячемся! А еще печь картошку за домом и лазать по деревьям, там абрикосы вкусные. Мы халабуду сделали и там у нас секретное место! Но мама ругает меня и говорит, что мои друзья плохие и если я буду с ними гулять, то она меня не будет любить… Я ложусь спать каждый день и не могу уснуть, а лежу и думаю.
- О чем? - спрашиваю я.
- Я плохой или хороший?
Конечно же, я спросила у него разрешение, использовать этот эпизод нашего занятия в качестве примера для своей работы, без упоминания имен, и он любезно согласился.
Ни для кого не секрет, что раньше воспитанием мальчиков занимались только мужчины, в то время как женщины их только нянчили, кормили и жалели. Это конечно же правильно, ибо понять и воспитать Мужчину может только мужчина. И это вполне логично, согласитесь. У них все другое: и физиология, и потребности, и мотивация, и страхи, и логика. Так получилось, что с начала 20 века слишком много войн было на нашей земле и мужчин становилось меньше, а функции их на себя брали женщины. В том числе и воспитательные. В результате чего женщины из поколения в поколение становились все резче и жестче, а мужчины все безответственней и агрессивней.
Сейчас современные женщины часто жалуются на то, что «мужик пошел некачественный» и что с этим делать - никто не знает. А я иногда гуляя в парке, есть у меня такая слабость, особенно в хорошую погоду, посидеть на травке, смешавшись с людьми и природой, наблюдаю за родителями, гуляющими с маленькими детками. Честно вам признаюсь, даже профессиональная выдержка и привитое другом-буддистом понимание неизбежности происходящего, не всегда помогают отстранится от того ушата грубости, хамства и неуважения, которое выливается родителями на головы своих крошек. Вряд ли это будет способствовать формированию «качественности», как вы думаете?
Поскольку разговор у нас о мальчиках сегодня, то вот небольшая зарисовка.
Молодая мама и мальчик лет 4х. Мама болтает по телефону, малыш играет возле качели. Мама ему кричит, прикрыв рукой трубку:
-Отойди, тебя сейчас ударит!
Малыш продолжает играть и естественно происходит предсказание. Он плачет, подбегает к маме и подставляет ей макушку. Мама его отталкивает со словами «я тебя предупреждала, сиди тут» и «что ты ноешь как девчонка», продолжая болтать по телефон, а мальчишка замолкает и все оставшееся время, насупившись, сидит возле нее на лавке.
Просто представьте на минуту, что чувствует человек в такой момент?
Итак, давайте попробуем разобраться, на какие же особенности психологии мальчиков стоит обратить внимание и почему очень важно об этом знать мамам-папам и бабушкам-дедушкам.
1. Наличие пространства и тактильный контакт в оптимальной пропорции очень важны для растущего мужчины. Почему?
Вспоминайте, мальчика из парка. Мальчики исследователи, первооткрыватели, сыщики, разведчики и в целом очень любопытные существа. В этом их природа. Как сперматозоид. Если бы он не был таким активным произошло бы таинство, как вы думаете? Конечно нет. Некоторая статичность – прерогатива женского начала. Поэтому, когда мы, мамы, говорим маленькому сыщику «сиди тут и никуда не лезь» мы не развиваем в нем природную данность, а навязываем ему свое, женское. А папы, часто, вообще отстранены или самоустранены от процесса воспитания.
Помните, ребенок – не домашнее животное, чтоб быть вам удобным. Ребенок – это человек, в котором вы формируете личность, которая будет удобна ему.
А вот когда он все поисследовал и к вам прибежал, обнимите, поцелуйте, погладьте – покажите, что вы его принимаете. И от того, как вы будете это делать, будет зависеть его самооценка, его принятие самого себя любым, когда он будет взрослым мужчиной: смешным (грязные штанишки), больным (сопли-кашель), неудача (не страшно, в следующий раз победишь, мы тебя любим просто потому, что ты наш ребенок) и т.д.
2. Дайте вашему мальчику возможность пробовать все то, что его интересует. Не одергивайте без надобности только потому, что ваша фантазия рисует вам кадры из фильма ужасов. Достаточно быть рядом, помогать, объяснять и направлять в нужное и безопасное русло. Почему это важно? Так формируется мотивация. Через любопытство и подогреваемый интерес к получению удовольствия от узнаваемой информации.
Когда моему сыну было 5 лет, он спросил, что такое бесконечность? У меня не нашлось более простого, на мой взгляд, ответа чем «это то, что не имеет конца». Через две минуты мой крошка еще раз спросил: «это как космос и мертвецы?» Я опешила, потому что космос и смерть действительно бесконечны, а моя глупая уверенность в том, что дети этих вещей не понимают, как оказалось, тоже.
На следующий день мы всем семейством пошли в магазин и купили книгу о всяких интересных штуковинах, которые происходят в природе. Детскую.
Сейчас моему сыну 18 лет и каждое утро, когда я пью кофе и читаю новости, мне приходит сообщение из которого я узнаю какой-то интересный факт о животных, любопытных местах или просто что то развлекательно-смешное. Как вы думаете от кого?)
Когда вашему сыну 20 и вы не можете добиться от него инициативы не в чем, вспомните, сколько раз в день вы говорили фразу «не лезь туда», когда ему было 3?
3. Хвалите и показывайте, что вы нуждаетесь в его участии.
Не надо говорить мальчику раньше времени «ты уже взрослый». Он еще успеет хлебнуть все прелести взрослой жизни, поверьте. Просто говорите, что его мнение для вас важно, какое бы оно ни было. Если взрослые занимаются домашними делами то ребенку тоже можно дать задание, даже если ему 4 годика. Помочь папе, или маме, или братику с сестричкой. Это формирует и волевые процессы, и чувство принадлежности, и чувство уверенности. И не вздумайте говорить «у тебя руки дырявые», «уйди, ты не сможешь», «дай, я лучше сделаю», «ты всегда все портишь». Хотя… Хотите получить подростка с жесточайшим чувством вины? Говорите.
Еще один важный момент. Если вы хвалите своего малыша, обязательно говорите - за что вы его хвалите. Например: Мне так приятно, что ты помог мне донести сумку из магазина. Ты очень сильный! Ведь не сложно в отдельный кулечек положить булку хлеба и пусть ваша кроха тоже несет ношу домой. Это очень важно, особенно в случае с мальчиками. Так они устроены. Потом расскажете этот секрет вашей невестке и она будет вам очень благодарна)
Как то я имела беседу с юношей, семнадцати лет, так вот что он мне сказал:
- Вы знаете, я очень мучаюсь, от того, что не понимаю в чем вообще моя нужность и ценность в этой жизни? Мне даже гвоздь не давали забить дома, потому что считали меня маленьким, и боялись, что останусь без пальца. Во мне накопилось очень много неизрасходованной силы, но я даже не понимаю, куда ее применять и она разрывает меня изнутри. Я не виню своих родителей, они хотели меня не нагружать, а мне нужны были правила и обязанности.
Вот так.
4. Каждый из нас в возрасте 3-6 лет проходит так называемый Эдипальный период развития. В чем его суть. Малыш в этом возрасте начинает испытывать очень нежные чувства к родителю противоположного пола, а к родителю своего пола чувства приобретают двойственный характер: папочка любименький, но соперник. Все знают, что часто мальчики хотят жениться на мамах, а папа технично оттесняется на второй план. Конечно же на бессознательном уровне юный рыцарь будет испытывать чувство вины перед отцом, которое на сознательном уровне будет проявляться напряжением, капризностью и может быть даже агрессией. Внутренний конфликт у ребенка разрешается путем так называемой идентификации с родителем своего пола. Проще говоря, мальчик начинает копировать поведение отца, потому как если «я буду таким как он, то мама предпочтет меня», таким образом приобретая мужскую модель поведения. Этот природой обусловленный процесс важен тем, что в перспективе, от особенностей прохождения Эдипальной стадии, будут зависить как отношения с людьми своего пола, так и противоположного: здоровое соперничество или нездоровая конкуренция, любовь или невротическая привязанность.
Не поленитесь, почитайте об этом в книжке, обратитесь к психологу консультанту, сходите на мастер-класс для того, чтоб знать, как же правильно вести себя в этот период с вашим малышом.
5. Иногда можно наблюдать такую картину, когда родители умиляются маленькому, лежащему голеньким в колясочке или кроватке:
- Какие ножечки сладенькие и рученьки любименькие, а животик какой бр-бр-бррр, а письку нельзя трогать!!! Это кака!!!
Я до сих пор не могу понять, почему писька – это «кака»?
Ведь для малыша нет разницы писька это или ручка с ножкой. Он понимает только одно: что в нем есть что то плохое, если родители так реагируют. А если от того, что он трогает письку ему приятно, а родители говорят, что это «кака», значит он делает что то плохое и он тоже плохой. На выходе мы получаем чувство вины за свои удовольствия, в том числе, связанные с приличным заработком и всеми прелестями, которые человек может себе позволить, за свои желания, за свои проявления и это имеет отношение не только к сексуальной сфере, как вы понимаете. А для мужчины (как и для женщин, конечно же) секс имеет огромное значение: это и любовь, и признание, и «я есть», и я хороший, нужный, важный, и успокоение, и удовольствие, и победа.
И это не должно быть сопряжено со стыдом.
Это - таинство.
Пересмотрите последние 20 минут бессмертного «Полета над гнездом кукушки».
Заходите в комнату к вашему ребенку со стуком. Уважайте его право на личное пространство.
Уважайте его.
Когда он станет взрослым мужчиной, он будет уметь уважать право на частную жизнь других людей.
И вашу, в том числе.
6. Когда ваш мальчик становится чуть старше, ему уже лет 12, он может вдруг стать очень агрессивным или слишком скрытным. Ну, в общем не таким как вы привыкли. Не волнуйтесь. Это специальные устройство мужской психики направленное на «плановую» сепарацию, отделение ребенка от родителей. Частичную, конечно же. У вашего юноши началось половое созревание, а соответственно и ряд гормональных процессов, которые сильно будут влиять как на физическое состояние так и на эмоциональное. Это очень важно, чтоб мальчик начал свой самостоятельный путь, на встречу своей мужественности. Своей взрослости, так сказать.
У евреев, например, согласно законам иудаизма, когда ребёнок достигает 13 лет (для мальчиков и 12 для девочек), все родственники собираются и празднуют большой праздник бар мицва (бат мицва для девочек). Это означает, что он становится ответственным за свои поступки, за свою жизнь, а так же несет ответственность за соблюдение этических, ритуальных и других норм иудаизма и получают право участвовать во всех сферах жизни еврейского общества.
Это инициация.
Инициации могут быть самыми разнообразными. В том числе и простыми, семейными. Папа может начать брать сына на рыбалку, в поход, помогать в своих делах и т.д.
В этот период важно не оттолкнуть меняющегося ребенка, потому, что он стал не таким ласковым и покладистым, например; не возмущаться новым физиологическим проявлениям и потребностям вашего юноши. Наоборот, говорите ему, что это нормально, что он растет, что у папы-дедушки-брата было точно так же и вы его любите просто потому, что он хороший и он ваш ребенок. Это очень важно. Когда он станет взрослым мужчиной, он будет уметь принимать особенности других людей.
И ваши.
Особенно, когда к вам придет старость.
Можно продолжать еще пунктов двадцать и вместе с тем, это всего лишь статья, поэтому давайте подытожим.
Что же можно называть качествами действительно настоящего мужчины?
Перечислим некоторые качества, которые обусловлены мужской природой и развиваются, или должны развиваться, в процессе жизни, личностного роста, как модно сейчас говорить:
• Чувство ответственности, но не вины. Это важно. Поскольку, ответственность, обусловленная чувством вины, будет как тяжелый и не нужный баул, который хочется где то оставить. Это часто является причиной пассивной агрессии у мужчин. Почитайте про этот феномен. Будет полезно.
Ответственность, подтверждающая силу и мужественность, будет в радость, даже если сложно. Помните сумку, которую он помогал вам нести из магазина, а вы его хвалили за помощь?)
Ну, и конечно же, необходимость и умение принимать решения. И нести ответственность за результаты принятых решений.
- Потребность в собственной территории, «берлоге». Где можно отдыхать, творить, фантазировать, хвастаться, шалить. Одному или с друзьями. Это может быть территория и во внешнем пространстве, и во внутреннем. Возможность себя проявлять и проявляться в этой реальности чем то, в чем есть потребность.
- Умение управлять своей энергией. Трансформируя, направлять ее в русло созидания.
- Наличие постоянного творческого процесса. В чем бы то ни было. Обязательно соблюдение классической схемы: постановка цели - процесс достижения – результат - удовольствие от результата и похвалы-признания. Когда у мужчины отсутствует цель или похвала-признание он начинает пить, или играть, или искать разнообразные способы, подтверждающие его существование. Хотя бы на физическом уровне.
- Потребность в достижениях. И мотивация, чаще обусловленная страхами. Экзистенциальными, но все же.
- Мужчины чаще однотактны. Что это значит? Если мужчина спускается по лестнице, то он перестает жевать жвачку, говорить мой коллега. Это, конечно же метафора, но часто она имеет подтверждение в реальной жизни. Эта особенность обусловлена физиологически и поэтому, если ваш большой или маленький мужчина чем то занят, не отвлекайте его. Просто примите это как данность.
- Любовь и секс для мужчины тождественные понятия. Если речь идет об отношениях. Секс является проявлением любви, тогда как какое то дело или инициатива со стороны мужчины – ее подтверждением.
Ну, что ж, мои дорогие читатели, я поделилась с вами опытом обеих своих ролей, о которых говорилось выше. Надеюсь, что он будет полезен, как для воспитания ваших маленьких героев, которые только начинают свой сложный, но интересный путь, так и для анализа ваших отношений с собой и окружающим миром.
Помните, что хорошие родители – это оптимальное количество любви и фрустраций для ребенка.
Будьте здоровы.
Искренне любите себя, друг-друга и своих детей.
Независимо от того сколько им лет, ваша любовь важна для них, как хороший дождь для плодородия почвы.
И вы это знаете, потому что каждый родитель есть ребенок для своих папы и мамы.
С любовью, ваш психолог, Лищинская Ксения.
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Культура, творчість Психологія, емоційний інтелект