Как эффективно заставить сотрудников работать?
Сотрудники тупят во «ВКонтактике» вместо того, чтобы делом заниматься? Ленятся, занимаются ерундой, даже денежные штрафы и денежные премии так себе мотивируют?
Конечно, разогнать всех к черту — тоже вариант, но что делать, если и следующие тоже будут делать все что угодно, кроме работы? Конечно, разогнать всех к черту — тоже вариант, но что делать, если и следующие тоже будут делать все что угодно, кроме работы?
Сегодня у нас статья о том, как заставить свой персонал работать. И часто — с помощью аморальных (с чьей-то точки зрения) мер. Так что мы ждем ваших комментариев на описанную тему — считаете ли вы такой подход приемлемым? Или знаете, как решить проблему ленивого персонала иначе?
— Каждый работодатель оценивает своих сотрудников как инструмент для получения прибыли. Особенно остро это начинает проявляться в стрессовых кризисных ситуациях, когда конъюнктура диктует новые правила ведения бизнеса и заставляет сокращать издержки. Следовательно, оценка персонала ведется с позиций эффективности, окупаемости, отдачи. Как только руководству начинает казаться, что по этим показателям подчиненные не прогрессируют, оно хватается за последнюю соломинку – тайм-менеджмент, а если и это не помогает, начинается тотальная слежка.
На западный манер
Развитие тренинговых практик в Европе и США, как правило, происходило в контексте динамичного роста всех секторов экономики — государственного, коммерческого и некоммерческого. Наиболее активным потребителем этих услуг было бизнес-сообщество. А так как последние несколько лет после кризиса 2008-2009 были сопряжены с масштабным ростом экономики в большинстве стран, то рынок тренинговых услуг стал расти в геометрической прогрессии, пройдя точку насыщения уже год назад.
В Украину, эта тенденция пришла с традиционным «опозданием» на 2-3 года, поэтому отечественные тренеры находятся сейчас на самом пике окучивания целевой аудитории. Началась охота за слабонервными предпринимателями, не знающими, чтобы еще применить, чтобы минимизировать потери от санкций, валютного ралли и замедления основных экономических процессов в стране. Их проще всего убедить в том, что все проблемы компании — от неэффективного использования сотрудниками своего рабочего времени. И достаточно этим работягам прослушать курс обучения тайм-менеджемнту, как все диаметрально изменится.
Но давайте разберемся, действительно ли достаточно одной «таблетки»?
Знание – сила?
Вау-эффект на подобных тренингах достигается разными способами. Во-первых, необычная подача материала за счет интерактивности, использования ярких образов визуализации, вовлечения каждого участника в забавные коллективные игры и тесты, отдающие ностальгией по детству. Во-вторых, жонглирование именами выдающихся западных экспертов, по чьим переводным трудам (иногда, написанным еще в прошлом веке) авторы курса и читают лекцию. В-третьих, умелый «индивидуальный подход», который, на самом деле, является всего лишь тривиальным применением одного из 10 заготовленных универсальных шаблонов.
Если бы участники подобных тренингов имели возможность посетить сразу несколько их у разных преподавателей, то удивились бы тому, что очень многие вещи повторяются. Казалось бы, совершенные разные люди рассказывают одни и те же байки и приводят схожие примеры из жизни, цитируют одних и тех же теоретиков тайм-менеджмента, дают схожие рекомендации по самоорганизации. В каждой лекции неизменно встречаются принцип Парето, законы Мерфи, практика «трех гвоздей», пример «почини машину». Введя любой из них в поисковик, можно не только тут же найти еще с десяток ссылок на курсы других «тренеров», но и более глубоко ознакомиться с «матчастью», а при желании и «выучить» ее.
Наиболее упорным, не ленивым и целеустремленным работягам это действительно поможет. Они научатся аргументированно делегировать свои полномочия, «отфутболивать» поручения, ссылаясь на их необязательность, сдвигать дедлайны из-за обилия заданий, будут тратить больше времени на планирование ради планирования. Как ни странно, это может привести к реальной и заметной экономии времени. Но экономии личного времени, которое работник с огромным удовольствием потратит на болтовню по телефону, общение в соцсетях, увлечению браузерными играми. Выходит, за что боролись, на то и напоролись.
Разносы не работают
Не секрет, что закручивание гаек компенсируется «сорванной резьбой». Если работодатель лишит курильщиков места внутри здания, они увеличат время на перекуры за счет выхода на улицу и поиска укромных закоулков в районе. Когда компания отказывается от оплаты «болтунам» корпоративной мобильной сим-карты, те переходят на общение в скайпе. Если админы блокируют популярные соцсети, продвинутые работники тут же начинают ходить с гаджетами, в которые смотрят чаще, чем в монитор рабочего компьютера.
В попытке мотивировать нерадивых сотрудников, напугать их очередной порцией угроз санкций, руководство чаще устраивает «летучки», совещания, «вызовы на ковер», разносы. Повышаются требования к планированию, которое потом выливается в дополнительную нагрузку для персонала, необходимость жесткого контроля выполнения всего намеченного в полном объеме и в срок, с неминуемым срывом всех планов и дедлайнов и громогласным выяснением отношений при разборе полетов.
В полном отчаянии руководство начинает «чистки рядов», избавляясь от ленивых и неперспективных работников, заменяя их более дешевыми, молодыми, перспективными, с горящими глазами. Разумеется, у новичков сразу же обнаруживается недостаток компетенции и отсутствие богатого опыта в управлении рабочим временем. И тогда руководство компании, успевшее позабыть эффективность от предыдущего прохождения экс-сотрудниками курсов по тайм-менеджменту, снова натыкается на громкую рекламу, поддается в ловко расставленные сети «мастеров слова» и отправляет новую порцию своего капитала на ветер.
Рано или поздно приходит осознание бесполезности этого бега по кругу, после чего руководство принимает трудное для себя решение – перейти моральную черту от уговоров, обучения, стажировок и премирования к наказаниям, угрозам, ультиматумам и выкручиванию рук. Универсальным подспорьем для сбора «доказательной базы» неправедности работяг становится тотальная слежка.
В наш век технологий инструменты для слежки стали очень просты и доступны, а их внедрение в любой компании не требует серьезного уровня подготовки айтишников. Весьма популярным способом удаленного контроля за всеми компьютерами организации является облачное видеонаблюдение через интернет-соединение. Эта технология позволяет не только удаленно просматривать изображения с видеокамер, но и вести запись видео в режиме реального времени. Но если в фирме даже айтишники «на вы» с современными гаджетами, то достаточно будет и обычных видеокамер, установленных в местах привычного скопления бездельников – в курилке, столовой, холле, возле кулера и т.п. Причем камеры должны быть видны, навязчивы и всем своим видом отталкивать от стояния под ними.
Методы слежки
- Старым добрым методом контроля за сотрудниками была прослушка стационарных городских телефонов. Сейчас большинство call-центров на автоответчик записывает стандартное предупреждение клиента о том, что все разговоры записываются. Но если работа в компании не связана напрямую с обзвоном или даже пользованием городским телефоном в принципе, то на помощь приходит прослушка сотовых. Проще всего это делать, когда в компании практикуется выдача сотрудникам корпоративных sim-карт с переводов всех на единый корпоративный тариф. Хотя технологии и тут не стоят на месте, позволяя организовать перехват звонков и sms-сообщений вообще всех аппаратов, находящихся в зоне охвата. Для этого активно применяются методы создания транзитной базовой станции или перехвата данных через канал наземной передачи. Среди наиболее популярных программ для такой современной прослушки – ShadowGuard.ru и USB-Recorder.
- Прозорливые работяги давно пришли к мысли, что наименее затратным и безопасным способом отдыха и общения является интернет. Сидя за компьютером и создавая вид усердной работы, можно выбирать новые сапоги в интернет-магазине, болтать с друзьями в соцсетях или вообще смотреть фильмы в онлайн-кинотеатре. И тут на помощь утратившему контроль работодателю приходят программы для корпоративного контроля за трафиком вроде TrafficInspector. Эта технология контролирует сотрудников за счет правил доступа, отчетов, распределения загрузки.
- Есть и более кардинальные методы вроде удаленного доступа на компьютер подчиненного или партнера через программу TeamViewer, создающего имитацию сидения за чужим компьютером. Это позволяет дистанционно оказывать техническую компьютерную помощь, устанавливать необходимые программы, лечить вирусы и устранять ошибки, обучать и исправлять работу сотрудников. Но самое главное — с помощью удаленного доступа вполне можно следитьза действия подчиненных в сети и на персональном компьютере.
Как видим, мир далеко продвинулся вперед в своем недоверии. Работодатель вправе быть аморальным, потому что все риски за его бизнес лежат на нем, в то время как работник озабочен только своевременным получением зарплаты и повышении премий. Все чаще бизнес, основанный на доверии, заканчивается кровью. Контролируя сотрудников, работодатель повышает благосостояние компании, гарантируя выполнение взятых на себя обязательств перед партнерами и клиентами.
Наиболее «аморальные» работодатели, внедрившие у себя сразу все возможные инструменты для слежки, уже хвастаются сэкономленными миллионами. Не исключено, что очень скора мода на тренинги для персонала уступит тренду тотальной слежки\, которая на самом деле эффективнее экономит время и деньги вопреки человеческому фактору.
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Project management, управління проектами Менеджмент, керування, KPI