Методология внедрения Бережливого Производства на предприятии
В этой статье мы делимся своей методологией развития проекта внедрения Бережливого производства на предприятии.
Внедрение Бережливого производства – это большой длительный проект, требующий вовлечения значительного количества сотрудников компании, и ведущий к существенным организационным изменениям как в вертикали управления компанией, так и самой философии менеджмента.
Методология внедрения Брежливого производства разделена на основные этапы, которые предстоит пройти любой компании на пути к Бережливому предприятию.
Этап 1: «Научиться видеть».
На этом этапе происходит знакомство компании с основными принципами Бережливого производства и закладываются основы корпоративного отношения к проекту изменений. Главный, пожалуй, ожидаемый результат – у сотрудников компании возникает понимание разницы между действиями, добавляющими и не добавляющими ценность для потребителей. На этом этапе формируется один из основных навыков для совершенствования деятельности — умение видеть и устранять явные и скрытые потери. На этом этапе формируются внутренние стандарты и формальные процедуры: Положение о проекте, сбор и рассмотрение предложений по совершенствованию. В идеале формируется постоянно действующий орган, который поддерживает систему постоянного совершенствования в компании.
Этап 2: «Научиться ставить цели».
Две особенности характерны для большинства производств, с которыми мы сталкивались. Во-первых, компании редко устанавливают цели, связанные с совершенствованием практики своей производственной деятельности. Еще реже такие цели связаны с целями отдельных сотрудников или хотя бы подразделений. Еще одна особенность - цели часто являются формальной декларацией и не обеспечены стратегиями или оперативными планами их достижения. Скорее всего, такая ситуация связана с наличием второй особенности – компании не собирают статистику о своей производственной деятельности. Количество поломок оборудования, продолжительность нерегламентных остановок, объемы лишних запасов, процент отклонений фактической производительности от стандарта – остаются часто вопросом без ответа. Поэтому на этом этапе крайне важно создать процедуры, поддерживающие сбор и систематизацию данных о работе производственной системы. Статистика должна продемонстрировать текущий уровень операционной эффективности каждого элемента производственной системы. Второй важнейшей задачей этапа будет разработка целей, направленных на совершенствование практики производственной деятельности и оперативных планов достижения поставленных целей. Хосин Канри – одна из возможных управленческих практик вовлечения всего персонала компании в процесс разработки операционной стратегии на всех уровнях компании.
Этап 3: «Научиться делать»
Видение потерь в процессах, наличие статистики и определенной стратегии, ставшие результатами предыдущих этапов развития проекта внедрения «Бережливого производства», теперь требуют применения конкретных инструментов. В рамках Бережливого производства существует целый ряд инструментов, целью которых является снижение потерь. Цель данного этапа - вооружить персонал знаниями и навыками использования основных инструментов. Полученные знания об инструментах Бережливого производства помогут на практике сократить разные типы потерь, связанные с сокращением брака, увеличением производительности, снижением трудоемкости процессов:
- 5С - сокращение времени на поиск необходимых предметов, на ненужные передвижения и транспортировку
- Визуальное управление - экономия времени на объяснения, снижение брака
- Стандартизация - сокращение времени на обучение персонала, снижение уровня брака за счет наличия подробных инструкций
- Быстрая переналадка - снижение времени на переналадку, потенциальное увеличение объемов производства.
- Всеобщее управление оборудованиемСнижение количества и продолжительности поломок оборудования.
- Балансировка линий - выравнивание нагрузки по пути всей производственной линии, сокращение простоев и потерь времени
- Статистический контроль процессов - снижение брака. Контроль отклонений от установленных параметров. Знание потенциала процесса выпускать качественную продукцию.
Комплексное применение инструментов Бережливого производства обеспечит повышение эффективности деятельности предприятия. Однако оптимизация производства достигается путем применения не только инструментов Бережливого производства, но и основных практик управления: развертывания политики и стратегии совершенствования (Хосин Канри, КПЭ), управление запасами с помощью канбан и организации системы Точно-в-срок (Just in Time), построение карт потоков создания ценности, управление проектами, управление работой в команде.
Этап 4: «Научиться быть наставником».
Применение инструментов Бережливого производства в рамках проекта, скорее всего, позволит сократить потери. Однако, следует помнить, что одной из основных идей концепции бережливости является непрерывное совершенствование. Именно на этом этапе проект «Внедрение Бережливого производства», как внешняя по отношению к ежедневной производственной практике инициатива, должна интегрироваться и стать частью производственного процесса. Это наиболее важный и самый, пожалуй, сложный этап развития проекта. На этом этапе происходит обеспечение постоянного формирования и обмена знаниями внутри компании. Именно на этом этапе средний менеджмент принимает основную нагрузку по контролю над возникающими проблемами (учет статистики отклонений, практика решения проблем). Важнейшие активности, которые должны получить формальный обязательный статус, – производственный инструктаж, внутрикорпоративное обучение принципам и инструментам постоянного совершенствования, распространение использования лучших практик. В чем же сложность данного этапа? Это сложное сочетание многих управленческих инициатив:
- PR- технологий, направленных на формирование общественного мнения о важности и безусловной необходимости внедрения лин технологий,
- HR подходов формирующих мотивацию к действию среди рядовых сотрудников, путем разработки внутренней политики по оценке и премированию сотрудников
- подготовки к плановой активности Лин-чемпионов способных увлечь за собой массы людей
Этап 5: «Обучающиеся организации».
Термин “Self-Learning Organisations” – “самообучающиеся организации” или еще более точный термин “self-orgainised learning” – “самоорганизующееся обучение” не так давно вошел в обиход ведущих Топ-менеджеров мира. По сути речь идет о том, что в компании должны возникнуть такие практики, которые обеспечат самостоятельное создание знаний внутри компании. Однако чтобы это стало возможным – компания должна создать всю необходимую для этого инфраструктуру:
- базы знаний о процессах, технологиях, материалах, используемых стандартах
- центры обучения и повышения квалификации
- ежегодные системы оценки персонала (типа 360 градусов) и многое другое
Основной результат этого этапа – организация не требует внешних усилий для того, чтобы генерировать новые знания – знания являются одним из важнейших продуктов производимых такой организацией.
Дополнительную информацию о внедрении Бережливого производства читайте здесь.
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Project management, управління проектами Лідерство, тімбілдинг Менеджмент, керування, KPI