Осознание на практике необходимости бюджетного управления эффективностью предприятия

Осознание на практике необходимости бюджетного управления эффективностью предприятия

Статья - о двух случаях осознания управляющими владельцами и высшими руководителями предприятий необходимости внедрения бюджетного управления эффективностью предприятия, имевших место в моей управленческой консультационной практике автора.

Эта статья дополняет информацию обучающего модуля "Анализ финансового состояния предприятия и пути его улучшения Как надо" и модуля "Технология эффективного управления Как надо эффективностью предприятия", объясняя практическую значимость их содержания.

В открытом обучающем модуле «Анализ финансового состояния компании и пути его улучшение Как надо» перед началом первой волны мирового финансово-экономического кризиса в 2007 году приняли участие два управляющих соучредителя производственно-торговой компании "Экопласт" из города Хмельницкий. Необходимость пройти обучение они обосновали тем, что после нескольких лет успешной хозяйственной деятельности чистая прибыль и положительный чистый денежный поток предприятия стали уменьшаться. От них  это прозвучало так: «Работаем больше, чем раньше, но мучает предположение, что  зарабатываем меньше. Стало не хватать денег на деятельность». По их словам, у предприятия происходило увеличение дебиторской задолженности за товары, связанное с увеличением продаж в кредит,  и уменьшение притока денег от покупателей, связанное с несвоевременным возвратом дебиторской задолженности крупной сетевой розницей.Лечить и лечиться следует после постановки достоверного диагноза компетентным специалистом. Поэтому по заказу учредителей этой компании мной был выполнен экспертный консультационный проект по финансовой диагностике предприятия.  В результате было установлено, что основной причиной ухудшения финансового состоянии компании был опережающий по сравнению с выручкой от реализации продукции рост операционных расходов, в состав которых входят административные расходы, расходы на сбыт и прочие операционные расходы. Например, при увеличении годовой выручки от реализации продукции на 38 % административные расходы были увеличены на 86 %, расходы на сбыт - на 96 % и прочие операционные расходы - на 751 %. Таким образом, одновременно с увеличением выручки от реализации продукции уменьшалась операционная прибыль, а вслед за ней  и чистая прибыльКоэффициентный финансовый анализ дал следующую динамику показателей рентабельности капитала: коэффициент ROCE (рентабельность рабочего капитала) уменьшился с 56 % до 20 % за счет уменьшения коэффициента ROS (рентабельность продаж) с 12 % до 4 % и увеличения коэффициента AUR (оборачиваемость рабочего капитала) с 454% до 507%, коэффициент ROTA (доходность суммарных активов) уменьшился с 34 % до 11 % ,коэффициент ROE (рентабельность собственного капитала) уменьшился с 34 % до 11 %, коэффициент ROI уменьшился с 25 % до 7 %. Это означает, в компании возникла и развивалась негативная тенденция снижения чистой прибыли и рентабельности капитала в условиях роста предприятия. Неправильное  управление текущими обязательствами усилило влияние снижающейся рентабельности капитала на чистый денежный поток компании, который стал отрицательным.

Типичным проявлением их причины: отсутствие внедренных в управление предприятием технологий эффективного управления активами, что в условиях роста продаж всегда приводит к опережающему росту затрат и расходов. Как обычно бывает в подобных случаях, собственники не смогли пояснить какая стратегия стоит за этими финансовыми результатами, кроме, "чтобы больше зарабатывать надо больше работать". В этой компании на момент выполнения экспертного консультационного проекта по финансовой диагностике бюджетного управления не было. В итоге презентации результатов проекта учредителям компании они согласились с необходимостью внедрения бюджетного управления эффективностью компании для  планирования с помощью бюджетов требуемого финансового состояния компании и его обеспечения за счет более точного управления доходами и расходами, активами и обязательствами, а также денежными средствами.Второй пример осознания необходимости применения бюджетного управления эффективностью компании связан с крупным промышленным предприятием "Красная Звезда" в Кировограде. Когда современный финансово-экономический кризис достиг Украину и это уже почувствовали многие, на открытый обучающий модуль «Технология бюджетного управления Как надо эффективностью предприятия» в Киев приехал финансовый директор этого предприятия с заказом на корпоративное обучение менеджеров высшего и среднего звена, а также специалистов планово-экономического и финансового отдела. В процессе обсуждения программы обучения стало известно, что финансовый директор является сторонником бюджетного управления предприятием, но решение о его внедрении тормозится другими высшими функциональными руководителями предприятия, которые не видят необходимости в ещё одном инструменте управления, «создающим много бумаги». Высшие руководители также не понимали необходимости применения бюджетного управления эффективностью предприятия. Было решено продемонстрировать обучаемым на корпоративном семинаре-тренинге, что отсутствие бюджетного управления  эффективностью предприятия не позволяет ему достигнуть даже средних значений показателей эффективности. Более того, в случае существования проблем в финансовом состоянии предприятия бюджетное управление эффективностью является обязательным инструментом улучшения его финансового здоровья. Мной был выполнен анализ финансового состояния этого предприятия  за три последних года и обнаружены опасные негативные тенденции в изменении финансового состояния, а такжепроблемы финансового состояния этой компании. Например, у предприятия была обнаруженапроблема низкой рентабельности капитала, связанная с очень низкими значениями коэффициентов рентабельности капитала в периоде анализа: 1,64% ≤ ROCE ≤ 6,79%, 1,12% ≤ ROTA ≤ 3,6%,    0,73% ≤ ROE ≤ 2,61%, 0,55% ≤ ROI ≤ 2,03%. Компания в каждом из трех лет анализа генерировала относительно небольшую чистую прибыль: значение коэффициента чистой прибыли (отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции) находилось в диапазоне 0,012…1,5%. Следствием маленькой чистой прибыли и низкой рентабельности капитала было возникновение отрицательного чистого денежного потока в двух из трех лет анализа. Предприятие ощущало нехватку денежных средств, о котором говорили многие участники семинара-тренинга, что подтверждалось очень низким значением коэффициента абсолютной ликвидности от 0,005 до 0,038 при рекомендуемом в диапазоне от 0,2 до 0,25. Интервал защищённости был очень незначительным и его значение находилось в диапазоне от 0,32…1,85 дня.

Результаты финансового анализа говорили о том, что предприятие находится на границе эффективности/неэффективности (одной ногой уже в неэффективности) и имеет две типичные проблемы: низкая рентабельность капитала и низкая ликвидность (платёжеспособность). Эти печальные результаты убедили руководителей предприятия в необходимости внедрения бюджетного управления эффективностью предприятием. В конце обучения менеджмент этого предприятия высказался за внедрение бюджетного управления предприятием. Но на этом история не закончилась. Внедрение бюджетного управления эффективностью деятельности является сложным и длительным проектом, а изменение к лучшему финансового состояния крупного предпрития требует еще большего времени. В канун Нового 2009 года меня по телефону поздравил начальник планово-экономического отдела этого предприятия, что было приятно, и в конце разговора сообщил, что "трудовой коллектив руководство отправило в отпуск", остановив предприятие до лучших времен. Что же, начинать лечение надо своевременно, не запуская болезнь. В последующем предприятие возобновило свою деятельность и обратилось за содействием в ознакомлении с  методами бережливого производства.

Компания "Бизнес-консалтинг Игоря Чугунова" обучает "Технологии бюджетного управления Как надо эффективностью предприятия"  по графику открытых обучающих модулей, который находится в разделе "Открытые обучающие модули" сайта, и корпоративно на семинарах-тренингах. Форма заявки находится в разделе "Контакты" сайта.

Директор "Бизнес-консалтинга Игоря Чугунова"

Чугунов Игорь Иванович.

Полностью статью можно прочитать по ссылке.

Зарегистрироваться на участие в семинаре или сделать запрос по корпоративному тренингу на эту же тему:

[відкрити контакти](044) 221-85-66, [відкрити контакти](067) 504 37 67, [відкрити контакти](050) 445-37 04[відкрити контакти][email protected]

Все корпоративные тренинги и семинары Агентства "Технологии роста" смотрите ЗДЕСЬ.


 Все открытые тренинги и семинары Агентства "Технологии роста" (более 40 программ) можно увидеть, перейдя по ссылке

Все открытые тренинги по финансам смотрите ЗДЕСЬ.

 Если же после прочтения статьи у Вас есть желание посмотреть готовые тренинги продаж, заходите  к нам на страничку корпоративных тренингов продаж и переговоров  либо обращайтесь  по телефону за консультацией.

С уважением и любовью к задачам Вашего бизнеса, коллектив Агентства "Технологии роста"

www.rost.biz.ua


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Project management, управління проектами Менеджмент, керування, KPI