Выбор оптимального грузового автомобиля

Выбор оптимального грузового автомобиля

Выбор оптимального автомобиля для грузовых перевозок – это одна из проблем логистической функции транспортировки. Предлагаемая Вашему вниманию статья расставит правильные приоритеты ее решения!

Эта статья дополняет информацию обучающего модуля "Эффективная автотранспортировка грузов Как надо", объясняя практическую значимость его содержания.

Контекст проблемы выбора типа грузового автомобиля

Пригодность автомобиля для грузоперевозок определяется не только его приспособленностью к движению, но главным образом его основным назначением – перевозкой грузов, которая должна выполняться наиболее результативно (производительно) и экономично, с обеспечением безопасности и сохранности грузов в различных условиях эксплуатации.

Выбор оптимального автомобиля для грузовых перевозок – это одна из проблемлогистической функции транспортировки. Она возникает, когда компания приняла решение создать собственный автопарк, заключить договора с водителями, владельцами автотранспортных средств и при выборе компании-перевозчика, имеющей автомобили определенных типов. Результатывыбора типа автомобиля влияют на результативность и экономичность транспортировки грузов в течение очень длительного времени, что вызывает необходимость учета значительного количества влияющих факторов.

    

Фактор «Характеристика груза», включающий способ погрузки/выгрузки груза, условия перевозки, использование грузоподъемности автомобиля и требования по сохранности груза, определяет выбор оптимального типа кузова грузового автомобиля. Кузов автомобиля должен быть согласован с характеристиками перевозимых грузов, для чего необходимо знать характеристики грузов. Рассмотрим характеристики грузов, определяющие выбор кузова оптимального грузового автомобиля.

По способу погрузки/выгрузки грузы делятся на штучные, навалочные и наливные. Штучные грузы характеризуются габаритными размерами, массой и формой. Они принимаются к перевозке и сдаются получателю по объему и массе. Навалочные грузы допускают погрузку и выгрузку навалом, т.е. выдерживают падение с высоты. Эти грузы учитываются по объему и массе. Наливные грузы – это жидкие и полужидкие грузы, которые перевозят в цистернах, специальной таре или контейнерах.

  • В зависимости от условий перевозки и хранения грузы делятся на обычные и специфические. К обычным относятся грузы, для перевозки, погрузки, выгрузки и складирования которых не требуется особых условий и которые можно перевозить на бортовых автомобилях. Специфические грузы требуют особых мер сохранности и безопасности при перевозке, погрузке/выгрузке и хранении. Эти грузы делятся на: (1) требующие соблюдения определенных санитарных условий и антисанитарные, (2) скоропортящиеся, (3) большой массы, (4) длинномерные, (5) негабаритные, (6) опасные.     
  • По степени сохранности грузов при их транспортировании они делятся на три категории: (1) грузы, требующие особых условий сохранности (взрывоопасные, огнеопасные, стекло, электронные приборы), (2) грузы, требующие условий сохранности (изделия машиностроения, мебель, строительные материалы, компьютерные комплектующие), (3) не требующие условий сохранности (земля, песок, щебень).
  • В зависимости от сочетания рассмотренных характеристик груза выбирается оптимальный кузов грузового автомобиля из списка: бортовая платформа, самосвал, фургон, пикап, цистерна, для перевозки контейнеров, самопогрузчик. Бортовая платформа предназначена для перевозки широкого спектра грузов, являясь универсальным кузовом, который может быть оснащен тентом, гидроподъемником. Самосвал – это специальный вид кузова, применяемый для технологических перевозок в строительстве и сельском хозяйстве. Это может быть опрокидывающийся кузов бункерного типа или с наклоняющимся днищем. Разгрузка может быть задняя и боковая. Для опрокидывания кузова используются гидравлические подъемники телескопического типа. Фургон – это кузов, предназначенный для перевозки грузов, нуждающихся в защите от осадков, дорожной пыли, солнечного света, насекомых, низких или высоких температур и свободного доступа. Фургон имеет, как правило, прямоугольную форму. Различают промтоварные, изотермические и специализированные фургоны. Промтоварные фургоны, отличающиеся максимальной простотой и прочностью, предназначены для перевозки товаров, не требующих специального температурного режима. Изотермические фургоны предназначены для перевозки грузов, требующих специального температурного режима. К специализированным фургонам относятся фургоны-рефрижераторы, хлебные, мебельные. Кузов типа «пикап» - это кузов грузовой модификации легкового автомобиля с открытой грузовой платформой или закрытым цельнометаллическим кузовом. Пикап с открытым кузовом может оборудоваться съемным тентом. Цистерна используется для перевозки нефтепродуктов, химических веществ, сыпучих грузов, жидких удобрений, воды, жидких пищевых продуктов, сжиженных газов, живой рыбы. Самопогрузчик – это тип кузова, который имеет механизированное погрузочно-разгрузочное, погрузочное или разгрузочное устройство.

      

Фактор «Минимальная себестоимость перевозки грузов» вызывает необходимость после выбора большой и особо большой грузоподъемности и типа кузова выбрать конструктивную схему автомобильного подвижного состава. По конструктивной схеме грузовые автомобили подразделяются на одиночные автомобили и автопоезда. Автопоезд состоит из тягача с прицепом или седельного тягача с полуприцепом. Автопоезд применяется в грузовых перевозках для увеличения производительности, снижения расхода топлива на 1 т перевезенного груза, снижения себестоимости перевозок, уменьшения потребности в водителях. Большинство выпускаемых грузовых автомобилей рассчитано для работы с прицепами и имеют буксирное устройство. Седельный тягач в перевозках может работать только с полуприцепом в составе автопоезда.

Выбрав оптимальное сочетание грузоподъемности, кузова и конструктивной схемы грузового автомобиля, следует перейти к выбору структуры комплекса эксплуатационных качеств и экономичности грузового автомобиля, который в общем случае включает следующие характеристики: (1) грузоподъемность, (2) использование грузоподъемности, (3) доступные варианты погрузки/разгрузки, (4) топливная экономичность, (5) техническая скорость, (6) безопасность движения, (7) надежность, (8) долговечность, (9) экологическая безопасность, (10) проходимость, (10) размер постоянных расходов автомобиля в год, (11) размер переменных расходов автомобиля на 1 км пробега, (12) стоимость автомобиля. В зависимости от логистической ситуации в грузоперевозках конкретного предприятия этот комплекс может быть уменьшен или расширен. Например, если предприятие не осуществляет международных перевозок по странам Евросоюза и не планирует делать это, то требование экологической безопасности может быть исключено. Если же компания осуществляет международные перевозки по странам Евросоюза, то требование соответствия автомобиля экологическому стандарту «Евро-4» является обязательным. По сравнению с экологическим стандартами «Евро -0», «Евро-2» и «Евро-3», которому соответствовали и соответствуют грузовые автомобили, производимые в Украине и России, стандарт «Евро-4» жестче примерно на 65…70%.

Следующим шагом схемы выбора оптимального автомобиля является ранжирование критериев комплекса эксплуатационных качеств и экономичности. Ранжирование необходимо для повышения объективности и количественной оценки автомобилей, предлагаемых авторынком, с помощью критериев и расчета рейтинга автомобилей. Для ранжирования критериев целесообразно использовать метод опроса фокус-группы, в работе которой должны участвовать заинтересованные руководители и логистические менеджеры, являющиеся внутренними потребителями и исполнителями функции транспортировки: генеральный директор, директор по логистике, менеджер входной логистики, менеджер производственной логистики, менеджер выходной логистики предприятия.  

  •  Заключительные шаги схемы выбора оптимального грузового автомобиля состоят в количественной оценке моделей автомобилей, соответствующих ограничениям, с помощью критериев и расчет рейтинга каждой оцениваемой модели. Оптимальной является модель грузового автомобиля, получившая наибольшую сумму баллов. Пример количественной оценки моделей автомобилей и расчета рейтингов иллюстрирует рисунок 4. Рейтинг модели есть результат суммирования по всем критериям оценки произведения веса критерия и оценки модели автомобиля по критерию. Модель 1, набравшая наибольшее количество баллов в размере 200,9, является моделью оптимального автомобиля для грузовых перевозок.


Директор "Бизнес-консалтинга Игоря Чугунова"

Чугунов Игорь Иванович,

Diploma MBA Mgmt. (Open University, Great Britain),

бизнес-консультант, бизнес-тренер.

Статью полностью читайте здесь.

Зарегистрироваться на участие в семинаре или сделать запрос по корпоративному тренингу на эту же тему:

[відкрити контакти](044) 221-85-66, [відкрити контакти](067) 504 37 67, [відкрити контакти](050) 445-37 04[відкрити контакти][email protected]

Все корпоративные тренинги и семинары Агентства "Технологии роста" смотрите здесь.


Все открытые тренинги и семинары Агентства "Технологии роста" (более 40 программ) можно увидеть, перейдя по ссылке

Все открытые тренинги по финансам смотрите здесь.

Если же после прочтения статьи у Вас есть желание посмотреть готовые тренинги продаж, заходите  к нам на страничку корпоративных тренингов продаж и переговоров  либо обращайтесь  по телефону за консультацией.

С уважением и любовью к задачам Вашего бизнеса коллектив Агентства "Технологии роста"

www.rost.biz.ua


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Логістика, митниця, ЗЕД Менеджмент, керування, KPI