Масштабируя релевантность: отчет 5-го дискуссионного клуба «Умная Фарма»
Темой очередного Клуба «Умная Фарма» 30 июня 2015 была релевантность – месседжей маркетинга фармрынка – их целевым аудиториям.
Странным, а может быть и закономерным образом, эта встреча оказалась тестом на релевантность для самих участников. Релевантность – как умение понимать контекст и точно отвечать (соответствовать) на запросы среды и потребителей.
О важности релевантности
Языком маркетинга, «релевантность» – ключевое слово для многих современных направлений маркетинга – как data driven marketing, context-based marketing, customer experience management. Несмотря на все эти умные названия и модели (хотя и на самом деле затребованные), сущность релевантности проста: либо вы умеете слушать и точно отвечать на потребности конкретной персоны, либо нет. Если умеете – то и разговор получается, и отношения устанавливаются, и вы быстро вместе придете к общим целям. Если нет – то кто в лес, кто по дрова…. Наглядный пример – все, что 20 лет происходит в украинской политике.
В контексте развития маркетинга в современном мире, цена не релевантности очень высока. На Клубе я привел некоторые данные западных исследований о нерелевантных сообщениях. Например, о том, что 58% респондентов считают контент компаний не релевантным для себя как покупателей, и оценивают тем самым шансы на покупку на 45% ниже. Тема дискуссии клуба как раз и предполагала, что вместе мы проясним:
1. Насколько глубоко умеют фармкомпании слушать и слышать рынок.
2. Насколько у них формализованы практики «слушания», а также получения точных выводов (инсайтов) и последующих операционных решений (включая изменения месседжей в динамике).
3. А также то, какие технологии-инструменты-практики сегодня лучше подходят и для каких задач «слушания – извлечения инсайтов».
На нашей встрече получилось так, что тест на релеватность вначале пришлось пройти самим экспертам-докладчикам Клуба.
3 уровня (не) релевантности – живой тест
Контекст коротких докладов, заявленных в программе, предполагал, что эксперты хорошо поймут и ответят на вопросы указанные выше – ведь это было указано в анонсе и, кроме того, об этом были отдельные коммуникации спикерам. Более того, я ожидал, что кейсы раскроют проблематику – ведь нельзя же голословно заявлять, что наш фарм-маркетинг в чем-то отстает, или месседжи не релеватны – нужны факты и доказательства.
На самом деле мы получили несколько уровней не релеватности заявленным ожиданиям:
- Не соответствие по формату: классические «семинарные» презентации на 20-40 слайдов пытались «упаковать» в 10-15 мин. доклада – в результате докладчики «бежали галопом».
- Не соответствие по месседжам: естественно, с таким подходом информации было в избытке – но ее явный перебор – был по слайдам о себе (продуктах-услугах), а не о поставленных вопросах.
- Не соответствие по убедительным кейсам: и это самое главное, т.к. ярких кейсов о науке «слушать рынок» (наш – родной, отечественный!) и делать из них инсайты – мы не увидели.
Мне все это до боли напомнило стиль продакт-пуш, с которым мы боремся на промышленных и В2В рынках.
В поисках нитей релевантности
Теперь о хорошем. Нити релевантности нам пришлось искать и сшивать с их помощью целостную картинку реальности вместе с аудиторией. И вот к чему мы пришли:
1. Умеет ли фарммаркетинг слушать рынок и понимать потребителя?
Первый ответ который прозвучал вначале дискуссии – скорее «да». Представитель крупной фарма-компании говорит – «У нас нет проблем с инсайтами потребителя. Мы заказываем исследования, получаем все, что хотим и, исходя из этого, строим кампании».
Однако по ходу дискуссии выясняются другие факты и мнения.
- 4 из 5 приоритетных требований врачей по контенту имеют громадный разрыв в предоставлении информации мед. представителями (исследования Комкон Фарма Украина»). То есть, не релевантность контента в нашем случае = 80%!
- Большинство фармкомпаний не адаптирует месседжи на 3 базовых сегмента – врачей, провизоров (сотрудников 1 стола) и пациентов.Виктория Обидовская изTwigagroup говорит, что им часто самим приходится подсказывать компаниям об этих базовых правилах сегментации и таргетинга. Можно ли говорить в этом случае о релевантности месседжей? – вопрос риторический.
- Дмитрий Гык из Vitagrammaпривлек внимание аудитории к факту низкой сегментации рынка по каналам коммуникаций, – в частности по присутствию в Интернет. Споры о наличии или отсутствии е-мейла у некоторых врачей выглядят странно, пока мы не определимся: о каком сегменте рынка мы говорим. Между тем, ни участники встречи, ни эксперты не смогли точно указать на профиль и количественные характеристики врачебной аудитории, которая давно присутствует в среде он-лайн.
Можно еще добавлять фактов и мнений, однако картина ясна: наш окончательный ответ «НЕТ – с практиками слушания и понимания потребителей у фармкомпаний есть большие проблемы».
2. Какова сегодня скорость и точность принятия решений в маркетинге?
Этот вопрос практически не дискутировался. На фоне предыдущих комментариев, стоит выделить разве что ценное замечаниеВиктории Обидовской –«месседжи по кампаниям не меняются часто, – как правило, они долго разрабатываются и устанавливаются раз на год или даже больше». Одно это высказывание эксперта наводит на размышления. С одной стороны, мы говорим что потребители и рынки изменяются быстро и нужен, как минимум ежеквартальный анализ этих изменений. С другой стороны, если «месседжи не изменяются годами», это говорит о статусе текущих решений. Стыкуется? Очевидно, что нет.
3. Какие сегодня предлагаются лучшие инструменты и практики?
Вот здесь уже есть из чего выбирать. Эксперты – докладчики из QAP, MDM и Semantic Force предоставили широкий спектр современных методов и инструментов, предназначенных для решения вопросов пп.1 и 2 выше. В частности:
- Решения Semantic Force в области мониторинга социальных сетей отлично решают вопросы «слушания» рынка и понимания потребителя – его потребностей, мнений, поведения он-лайн и др. характеристик.
- Решения MDM – как исследования по методике Traper и другие – незаменимы для глубинного понимания профиля целевой аудитории, ее описания и для оценки качества ключевых сообщений.
- Продукты и решения QAP в области e-detailing / CLM – современный инструмент для проблем в области сбора данных о конкретном враче, настройки месседжей и ускорения цикла продаж.
Получается, что даже в том узком составе, что были продемонстрированы на этом Клубе, решения и предложения поставщиков услуг по Voice of Customer на фармрынке сегодня достаточно развиты.
Главные уроки Клуба
Выводы по обозначенным вопросам дискуссии ясны. Современных решений и предложений на рынке более чем достаточно. А вот готов ли сам рынок их потреблять в полной мере – пожалуй, что нет. Участники дискуссии ясно заявили, что степень проникновения современных технологий в фарм-рынке остается низкой – ниже, чем в В2С и ниже, чем в других странах на фарм-рынке. Получается, что развитие рынка определяется сегодня не наличием решений от провайдеров услуг (агентств), а скорее уровнем зрелости фарм-компаний, их маркетинга и тем, как эффективно взаимодействуют обе стороны.
Посему уроки из этой дискуссии должны извлечь и сами эксперты – агентства. Чтобы ускорять развитие рынка, значительного улучшения требует их собственная релевантность – их понимание контекста задач, их собственных ключевых сообщений. «Если вы хотите нас убеждать в преимуществах новых технологий, то не нужно пушить свои продукты. Давайте более яркие и убедительные кейсы, которые показывают, что мы (как производители) сегодня – делаем не так, и как нужно делать по-другому. И что это дает в результате» – приблизительно так сказал в заключение встречи представитель крупной фарм-компании.
Другими словами, контекст и релевантность месседжей самих экспертов определяется не тем, могут ли они в -надцатый раз показать красивые слайды своих общих презентаций. А тем, как они могут выводить участников рынка из состояния «статус-кво», в котором фарминдустрия, кажется, замерла, и даже не замечает этого. «Бюджеты на рекламу (в сегменте ОТС) и на филдфорс (Rx) – священные коровы маркетинга и никакой диджитал нам не грозит еще долгие годы», – это слова одного из участников Клуба. Таков нынешний статус-кво клиентов, ежемесячно и ежеквартально подтверждаемый всеми исследованиями. И если уважаемые представители новых направлений хотят серьезно сдвинуть этот консервативный рынок, то нужно не пушить свои продукты, а говорить о полной не релевантности нынешнего поведения маркетинга фарм-компаний – реалиям рынков и потребителей.
No pain, no sale – «нет боли, нет продажи». Эта классика продаж, как никогда уместна сейчас для продаж новых технологий. Они на самом деле очень затребованы. Но нельзя их продвигать, не акцентируя на проблемах, и возможно, даже преувеличивая их, как я сейчас и делаю. Нужно, чтобы было больно, так как без этого не будет осознания болезни. Что же касается возможностей для самих фармкомпаний, то все эти проблемные вопросы современного развития и их решения в полной мере будут раскрыты на осенней Pharma Marketing Academy: 1-я очная сессия 25-26 сентября, 2-я очная сессия 23-24 октября, 3-я очная сессия 20-21 ноября 2015 г., срок общего обучения – 2 месяца.
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Маркетинг, реклама, PR Медицина, фармацевтика