Проект построения и внедрения системы KPI в компании
В этой статье речь пойдет об успешном опыте разработки и применения таких инструментов, которые позволяют связать конечный результат конкретного сотрудника со стратегическими целями и задачами компании.
Проект по разработке ключевых показателей эффективности KPI включает в себя
несколько этапов:
1. Формирование корпоративных стратегических целей.
Стратегические цели в том или ином варианте присутствуют у каждой компании.
Необходимым условием является их четкая формализация и отсутствие противоречий.
Лучшим способом определения корпоративных целей является формулировка их по
направлениям деятельности, которые необходимы для реализации стратегии. В этом
случае хорошо использовать предложенную Д. Нортоном и Р. Капланом схему по 4-м
составляющим показателей. Ответ на вопросы по каждой составляющей
позволит сформулировать цели и соответствующие им показатели.
Так, например, при стратегии оптимизации издержек в компании, основными целями
и показателями по составляющей «Финансы» будут являться:
1) увеличить рост доходов на сотрудника;
2) снизить косвенные затраты;
3) эффективно использовать инвестиции.
2. Определение задач, решаемых для достижения целей.
На этом этапе происходит дальнейшее уточнение задач, выполнение которых ведет к
достижению основных целей.
3. Декомпозиция стратегических целей и KPI.
Декомпозиция - это процесс каскадирования (разложения) стратегии, целей компании
для каждого уровня организации от самого высокого до самого низкого.
Стратегические цели и показатели, определенные для высшего уровня организации,
будут использованы отделами, группами и отдельными должностями нижних уровней
для отслеживания своего вклада в достижение общих целей компании.
Разрабатывая систему показателей для всех уровней организации, не следует ожидать,
что каждая группа будет влиять на все цели и показатели системы высшего уровня.
Организация создает свою стоимость, объединяя различные умения и навыки всех
работников в каждой функции, а значит, каждая группа вправе ориентироваться на
подвластные ее влиянию цели и показатели.
Например, чтобы повысить удовлетворенность клиентов, отделу поставок необходимо
заключить договоры с новыми поставщиками для расширения и оптимизации
ассортиментного ряда, служба персонала должна обеспечить компанию
профессиональным персоналом, отдел продаж должен улучшить качество обслуживания
клиентов и т. д. В итоге каждое подразделение получит набор целей и показателей, по
которому оценивается его эффективность.
4. Определение причинно-следственных связей.
Необходимо определить влияние выполнения тех или иных задач на достижение цели, и выяснить, каковы взаимосвязи между этими задачами. Определение факторов влияния
помогает привести задачи и цели к единой системе и завершает этап создания
стратегических задач для всех уровней управления. Установление причинно-
следственных связей служит очень эффективным диагностическим инструментом.
Поскольку, анализируя цепочку причинно-следственных связей, мы можем заметить
возможные пробелы или недостающие компоненты.
5. Конкретизация показателей эффективности.
Степень выполнения каждой стратегической задачи (и общей цели) должна измеряться
определенными показателями, которые должны быть выражены в цифрах. Таким
образом, в рамках формирования системы KPI, для каждой задачи определяются
показатели эффективности.
6. Определение измерителей целей и норм.
Каждый из показателей эффективности имеет нормативное значение, которое говорит о
том, что цель достижима в необходимые сроки. На основе показателей и их нормативных
значений, а также допустимых границ отклонений от целевого значения формируется
корпоративная карта показателей.
7. Разработка программ (инициатив) по достижению целей и задач.
На этом этапе разработки системы показателей, необходимо разработать и определить
приоритетность инициатив, которые помогут осуществить определенные нормы.
Инициативы представляют собой конкретные целевые программы, проекты или
мероприятия, которые необходимо осуществить для выполнения норм деятельности и
достижения положительного результата.
Целевые программы формируются в несколько шагов:
- инвентаризация всех текущих инициатив, выявление "проблемных мест" в цепочке стратегических задач;
- сопоставление инициатив с целями вашей системы сбалансированных показателей;
- поиск стратегических инициатив и разработка недостающих, ликвидация нестратегических инициатив;
- определение приоритетов и отбор целевых программ;
- организация и контроль выполнения целевых программ.
8. Внедрение системы KPI в систему управления.
На этом этапе реализуется план изменений, и система управления компанией начинает
функционировать на основе разработанной системы показателей эффективности.
На основе разработанных показателей распределяются человеческие и финансовые
ресурсы, устанавливается зона ответственности за выполнение задач. Система
показателей интегрируется в планово-бюджетную систему организации и в
управленческую отчетность.
Например, показатель "затраты на доставку товара" оказывает влияние на бюджет
Отдела внутреннего транспорта Департамента логистики, регулярно измеряется и
контролируется планово-экономическим отделом и влияет на величину премии
Начальника отдела внутреннего транспорта.
На этом этапе также на основе выделенных показателей эффективности должностей
разрабатывается система материального стимулирования сотрудников - сколько, когда, за что и по каким критериям нужно платить. Каждому показателю системы присваивается
удельный вес, общий вес всех показателей в рамках должности или уровня равен 100 %.
По мере определения результатов, рассчитывается и выплачивается установленный
процент вознаграждения. В зависимости от уровня сложности программы,
вознаграждения могут выплачиваться раз в месяц, раз в квартал или раз в год.
Таким образом, система показателей всей организации используется как «барометр»
успеха и «арбитр» премий.
Разработка и внедрение ключевых показателей эффективности производится сверху вниз
по принципу «пирамиды» - от стратегических целей и KPI компании через KPI бизнес-
процессов и отдельных подразделений к KPI каждого сотрудника. Построение системы по
такому принципу позволяет личным целям и KPI каждого сотрудника вытекать из целей
компании и «смотреть в одном направлении»
В заключение следует также отметить, что система показателей никогда не бывает
завершенной, также как не завершается и совершенствование вашей компании.
Поскольку на систему показателей влияют внешние рыночные изменения, конкурентная
среда, внутренние трансформации в организации, то по мере изменения данных условий,
- будут подвергаться жесткой проверке действующие стратегии и разрабатываться новые.
Система показателей выступает достаточно гибким инструментом, чтобы справиться с
подобными изменениями и служит надежным навигационным прибором при изменении
курса вашей компании. Вопрос состоит лишь в том, как сделать так, чтобы система
показателей оставалась жизнеспособным и эффективным инструментом и была внедрена в систему управления компанией? Ответом является установление правил и процедур в компании, назначение людей, ответственных за переход к новой системе управления, постоянное совершенствование и поддержание системы. И, безусловно, ничто не заменит энергичного и знающего руководителя высшего звена, который готов активно использовать, поддерживать и обеспечивать будущее развитие системы показателей, как ключевого инструмента в управлении эффективностью компании, и внедрения в жизнь стратегии организации.
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг