Карьерный консультант: реальная помощь или выброшенные деньги?
Как выбрать консультанта по карьере и не прогадать (Наши комментарии для газеты "Сейчас")
С наступлением кризиса и приходом массовой безработицы в Интернете и других источниках все чаще появляются предложения от карьерных консультантов, готовых предоставлять свои услуги за определенное вознаграждение. По каким признакам можно понять, что помощь такого специалиста вам необходима? Кому не нужны услуги консультанта по карьере? Какими качества должен обладать консультант и как его можно "протестировать"? Ответы на эти и другие вопросы интернет-газета "СЕЙЧАС" искала вместе с экспертами.
Кто это такой?
Карьерный консультант - это новое на постсоветском пространстве понятие. "Работа карьерного консультанта состоит в том, чтобы определить, что мешает соискателю выгодно продать свой опыт, что сделано для получения результата, насколько реалистично выставлены цели, достаточно ли предпринятых действий для того, чтобы ожидать результат. После этого консультант поддерживает и направляет соискателя в процессе постановки SMART-целей, разработки стратегии и тактики поиска работы и ведет соискателя до получения желаемого результата. При взаимодействии соискателя с потенциальным работодателем карьерный консультант всегда "рядом" (телефон, скайп, e-mail и т.п.), чтобы в любое время проконсультировать клиента и помочь принять верное решение", - разъяснил интернет-газете "СЕЙЧАС" карьерный консультант, тренер компании САТ Александр Гладько.
По мнению эксперта, карьерный консультант должен обладать следующими характеристиками:
- хорошо разбираться в людях, уметь выявить их истинные мотивации, природные задатки и "пробелы", влияющие на личностное и профессиональное развитие;
- обладать опытом в бизнесе (желательно и в больших и в маленьких компаниях - это дает понимание различий в построении карьеры в компаниях разного размера);
- иметь опыт работы в поиске и подборе персонала, владеть технологией рекрутинга, знать методики проведения собеседований и оценки соискателя;
- понимать реалии и тенденции целевого рынка труда.
Не все так просто...
Как такового сформировавшегося рынка карьерного консультирования в Украине пока не сложилось, уверен президент портала SuperJob Алексей Захаров. "С одной стороны сейчас, в новых экономических условиях, многим сложно самостоятельно сориентироваться и наметить себе пути развития. Достаточно большое количество людей находится в поиске работы, многие были сокращены, поэтому необходимость в профессиональном консультировании ощущается. С другой стороны, услуги хороших консультантов стоят недешево, поэтому большинство из тех, кто ищет работу, просто не может себе их позволить", - отметил эксперт интернет-газете "СЕЙЧАС".
"На мой взгляд, человеку, который знает, для чего работает, какой результат и пользу может принести компании, карьерный консультант не нужен. Если же человек ищет место, где можно работать меньше, а получать больше, думаю, без консультанта ему не обойтись. Кстати, однажды я воспользовалась подобной услугой. По результатам проведенного со мной интервью консультант определил, что работа, к которой я стремилась, мне по "психологическому портрету" не подходила, и рекомендовал рассмотреть что-то другое. Тем не менее я продолжила поиск в выбранном направлении и не жалею об этом: занимаюсь любимым делом с 2003 года и работа приносит мне истинное удовольствие", - поделилась опытом с интернет-газетой "СЕЙЧАС" консультант по управлению компании VISOTSKY consulting Алена Матвейчук.
Словом, делают вывод эксперты, если человек умеет самостоятельно планировать свою карьеру, ставить цели и находить средства их достижения, он может вполне обойтись без подобных услуг. "Будьте сами своим карьерными консультантом - будьте верны своим целям", - резюмировала Матвейчук.
Быть или не быть?
Перед тем, как начинать консультационный проект с соискателем, специалист должен провести анкетирование, которое и позволит понять, нужны ли соискателю его услуги, считает Гладько. Если в ходе предварительной оценки видно, что соискатель и сам в состоянии выгодно "продать" свой опыт, правильным решением будет не браться за этот проект. Если же беседа показывает обратное, консультант указывает на первичные причины, мешающие соискателю в поиске работы и предлагает провести кандидата от глубокой профессиональной и личностной оценки до подписания предложения работы.
Человек и сам в состоянии определиться, нуждается ли он в карьерном консультанте. Для этого нужно ответить для себя на следующие вопросы:
- получил ли я интересующие меня обязанности на последнем месте работы;
- нравится ли мне корпоративная культура текущей компании;
- нравится ли мне коллектив;
- устраивает ли меня текущий руководитель;
- возможен ли обещанный карьерный рост в ближайшие 1-2 года;
- устраивает ли меня заработная плата;
- выполняются ли обещанные при трудоустройстве условия?
"Если на все вопросы дан положительный ответ, карьерный консультант человеку не нужен, как и не нужна новая работа. В противном случае соискателю стоит подумать о том, чтобы воспользоваться услугами консультанта, который поможет найти, оценить и получить подходящее место работы", - считает эксперт.
Как выбирать консультанта?
Если, проанализировав ситуацию, вы пришли к выводу, что нуждаетесь в услугах карьерного консультанта, следующим шагом будет выбор специалиста. Для того, чтобы этот выбор был правильным, нужно:
- собрать информацию обо всех предложениях на рынке и изучить их;
- зафиксировать цены по каждому предложению;
- внимательно изучить предлагаемые услуги (важен не только сам тренинг, но и дальнейшая поддержка, консультации);
- проанализировать биографию консультанта.
Последний пункт, по мнению Гладько, особенно важен, так как консультант должен непременно обладать практическим опытом работы в бизнесе и рекрутинге. К тому же, если человек ищет работу, например, менеджера среднего или высшего звена, его должен консультировать специалист, уже имеющий практический опыт подбора персонала данного уровня. Чтобы протестировать потенциально интересного "поставщика", следует выяснить ответы на следующие вопросы:
- Сколько клиентов воспользовалось его услугами за последний месяц?
- Каков показатель обратной связи клиентов?
- Специалисты какого уровня пользовались данной услугой?
- Какой у консультанта опыт работы в бизнесе?
- Есть ли у него опыт поиска и подбора персонала и какого уровня? (Здесь нужен конкретный ответ - примеры должностей и компаний).
- Интересуется ли консультант "вводными данными", чтобы ответить на конкретно ваши вопросы, или же просто пытается продать свою услугу?
Кроме того, неплохо было бы вспомнить неудачную или сложную ситуацию, которая произошла с вами в процессе поиска работы, и спросить, что вы сделали неверно, и как нужно было поступить.
Если вам удалось найти настоящего профессионала, деньги, уплаченные за услугу, не будут выброшены на ветер, уверен Гладько: "Самый первый звонок рекрутера или менеджера по персоналу - это уже начало оценки соискателя. Нужно знать, как вести себя в процессе общения с представителем компании, чтобы выделиться среди других кандидатов. На этапе назначения встреч и подготовки к ним нередко проявляются дополнительные "слабинки" клиента, которые нужно устранять или предотвращать. Еще более ответственным этапом является обсуждение заработной платы. Большинство соискателей не умеют или считают некорректным торговаться о деньгах, другие, напротив, торгуются так агрессивно или неумело, что упускают предложение, а их резюме получает гриф "Деньги - №1".
По словам эксперта, существуют и другие "красные флажки", которых нужно избегать, и карьерный консультант знает, как это правильно сделать, не разрушив сделку.
автор: Наталья МИЧКОВСКАЯ
01.02.10, 10:28
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Маркетинг, реклама, PR Переговори, риторика, ораторське мистецтво Продажі, кол центр, робота з клієнтами