Типы личности клиента
В тренинге по продажам обязательно рассматриваются различные типы личности клиентов и особенности взаимодействия с ними. Это важно также и для тренинга по переговорам.
При подготовке и обучении продавцов обычно рассматривают четыре различных психологических типа личности клиентов. Их названия и методы классификации могут несколько отличаться. Однако сущность подхода всегда включает принципы адаптации и «подстройки» продавца к типу личности клиента. Эти принципы следующие.
- Вам следует оценить, к какому именно психологическому типу принадлежит этот клиент.
- Вам следует «подстроиться» к нему. То есть учесть его психологические особенности и вести себя в соответствии с ними.
- Вам следует учесть, что «в чистом виде» тот или иной тип встречается редко. Ваш реальный собеседник характеризуется сочетанием особенностей нескольких типов (двух или трёх), из которых один - преобладает.
Поведение продавца при продаже существенно зависит от типа личности клиента. Можно говорить быстрее или медленнее. Можно предлагать больше или меньше вариантов продукции – на выбор клиента. Можно рекомендовать клиенту что-то определённое, а можно демонстрировать его полное право выбора продукции. Можно беседовать полушутя, легко, непрерывно улыбаясь, а можно быть сосредоточенным, серьёзным и рациональным. Вышеперечисленные факторы в работе продавца имеют большое значение и непосредственно влияют на результат переговоров.
Для того , чтобы «подстроиться» к типу личности клиента, продавец должен быть немного актёром.
Рассмотрим здесь очень популярную классификацию типов (темпераментов) личности по Г.Айзенку. (Названия типов предложены в глубокой древности Гиппократом. Схема Г.Айзенка моделируется здесь по книге В.П. Шейнова «Как управлять другими…»).
Схема типов (темпераментов) личности
по Г. Айзенку
1. ХОЛЕРИК
- Чувствительный
- Беспокойный
- Агрессивный
- Возбудимый
- Изменчивый
- Склонный к лидированию
- Импульсивный
- Оптимистический
- Активный
2. САНГВИНИК
- Общительный
- Контактный
- Разговорчивый
- Игривый
- Необязательный
- Непринуждённый
- Жизнерадостный
- Не склонный к беспокойству
3. МЕЛАНХОЛИК
- Тревожный
- Легко расстраивающийся
- Поддающийся влиянию
- Склонный к рассуждениям
- Пессимистичный
- Сдержанный
- Необщительный
- Тихий
- Ранимый
4. ФЛЕГМАТИК
- Пассивный
- Осмотрительный
- Рассудительный
- Благоразумный
- Доброжелательный
- Миролюбивый
- Управляемый
- Надёжный
- Ровный
- Спокойный
Опытный читатель понимает, что в «чистом» виде тот или иной тип личности встречается нечасто. В реальности каждый ваш собеседник характеризуется некоторой «смесью» или «сплавом» из нескольких типов темперамента личности. (Более точно о своём темпераменте можно узнать, выполнив, например, очень популярный тест Г. Айзенка . Он опубликован, к примеру, в упомянутой выше книге В. П. Шейнова ). Однако один тип темперамента в личности человека является «преобладающим». Вот на этот преобладающий тип мы, условно говоря, и ориентируемся.
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Новини