Харизма: не дар, но искусство

Харизма – не подарок: нести ее под силу только человеку, желающему самому управлять собственной жизнью, и ее скорее можно развить путем тренировок, чем получить в дар. О харизме рассуждает автор и ведущий курса CityLife "Развитие харизмы".

Убедить и побудить


Понятие «харизма» берет свое начало в христианской теологии и богословами трактуется как «Божий дар». Однако соглашаться с мнением, что либо ты с харизмой рождаешься, либо у тебя ее никогда не будет, слишком просто и не практично. Наиболее ценное для нас определение предложил Макс Вебер. В его представлении харизмой называется качество (или совокупность качеств), благодаря которым окружающие признают в носителе харизмы лидера, вождя, то есть человека, способного убедить в своей правоте, повести за собой.

Итого: харизма – это способность человека убеждать и вести за собой. Причем здесь важны оба умения: одного недостаточно. Например, эксперты, советники, консультанты могут убедить в правильности собственной точки зрения за счет высоких профессиональных качеств. Но при этом они не могут вдохновить людей, повести за собой, потому что присутствует недостаток социальных характеристик. И наоборот, агитаторы, политики, капитаны спортивных команд не всегда умеют убеждать, зато могут увлечь за собой. Ни те, ни другие не могут быть лидерами. Только обладая обоими умениями, человек может стать харизматическим лидером: сможет решить, куда нужно идти, будет способен убедить, что его выбор правилен, и повлиять на свою аудиторию. Давать людям цель и вести их к ней может только лидер.

Итак, эти два умения, которые, в свою очередь, тоже делятся на составные части, безусловно, можно и нужно развивать. Но для начала не помешает определить, насколько вы харизматичны. Сделать это можно, оценив в себе две конкретные способности – умение убеждать и побуждать. Здесь важно понимать, что харизма – не универсальна: для одной аудитории – вы лидер и харизматик, для другой – нет. Поэтому сначала необходимо определить аудиторию и попытаться проанализировать:

  • Способны ли вы убедить этих людей в своей правоте?
  • Пользуетесь ли вы уважением у своей аудитории?
  • Видят ли окружающие люди в вас наставника?
  • Способны ли вы воодушевить аудиторию на поступок?


Для большей достоверности можно попросить третье лицо провести следующий тест: всю группу (например, коллег) необходимо опросить по определенной анкете. Опросный лист составляется таким образом, чтобы можно было определить, насколько высоко оценивают сотрудники способности каждого из коллег: убедить в своей точке зрения (первая группа вопросов) и побудить их что-то сделать (вторая группа вопросов). В результате их мнения позволят сформировать общую картину и определить, в зависимости от ответов, насколько вы харизматичны по отношению к данной аудитории.

К первой группе, например, можно отнести следующий вопрос: «Представьте, что ваш коллега посетил профильную выставку, узнал информацию о новой технологии и поверил в нее. Сможет ли он, на ваш взгляд, объяснить ее преимущества и суть коллегам?» Положительный ответ означает, что человек в состоянии изложить свою позицию (первая составляющая способности убедить). Другой вопрос: «Как вы считаете, если руководитель коллеги будет с ним не согласен, он сможет убедить его в своей правоте?» Кроме умения убедить с помощью этого вопроса можно выяснить, насколько человек авторитетен. Руководитель изначально имеет более высокий статус, поэтому донести до него свою точку зрения и переубедить – большое достижение.

Во вторую группу можно включить следующий вопрос: «Представьте, что вы собираетесь пойти всем отделом на футбол. Кто, по вашему мнению, скорее всего, выступит инициатором данного коллективного похода? И при чьей энергетической поддержке выход действительно состоится как групповой?» Первый вопрос отвлечет внимание и поможет снять возможную погрешность (скорее всего, в компании есть человек, который увлекается футболом/теннисом и т.д.; однако это не означает, что он – лидер). Во второй части выявляется человек, способный действительно увлечь людей и выступить в качестве неформального лидера. Другой вопрос, который поможет определить, может ли человек повести за собой: «Если всему отделу не выплатят заработную плату, кто пойдет к начальству?» (данный вопрос корректен только для тех компаний, где подобная ситуация невозможна).

Таким образом, вы сможете получить объективную оценку своего положения по отношению к интересующим вас аудиториям.

Развить и усилить

Прожить человек может и без харизмы. Но вот стать эффективным руководителем, лидером – вряд ли. Поэтому если полученные данные вас не устраивают, необходимо приложить усилия и харизму в себе развить. Воспитать в себе харизматичность только на первый взгляд кажется неподъемной задачей. Если же разложить ее на составляющие, то развитие каждого качества по отдельности уже не кажется столь трудным. Однако повышать свою харизматичность имеет смысл лишь в том случае, если хочется самому управлять собственной жизнью и более эффективно добиваться целей. Если же этих задач нет, то не нужна и харизматичность – быть зависимым в большинстве случаев гораздо удобнее и спокойнее.

Итак, харизма – это сумма многих слагаемых. Среди них: профессиональные компетенции, психологические, социальные и коммуникативные навыки, умение выглядеть, вести себя и говорить как лидер.

Внешность: харизматику присущe физическое здоровье, зрелый возраст, высокий рост, низкий голос. Принципиально повлиять на эти качества человеку вряд ли можно, но достаточно сильно скорректировать вполне по силам. Например, добиться имиджа «человека зрелого возраста» можно с помощью стрижки и одежды.

Поведение: для харизматического лидера также важны такие качества, как независимость, самостоятельность суждений, решительность, надежность, открытость, и прямота. К перечисленным качествам можно еще добавить спокойствие, умение слушать и слышать собеседника – это очень важно. Переубеждать оппонента в споре не повышением голоса, а логическими аргументами – это признак харизматической личности. В итоге оказывается, что в харизме нет ничего сверхъестественного, и каждый из этих навыков подлежит тренировки, которая может и должна проходить как самостоятельно, так и под руководством консультанта в группе.

Обычно первоначально тренируются коммуникативные навыки: необходимо учиться проводить переговоры и выступать публично. Самым эффективным способом развития этого навыка можно назвать тренинг. Коммуникация – это действительно навык, поэтому книжки, лекции и семинары не будут эффективны. Рассказать о том, как правильно говорить и общаться, невозможно. Этому нужно учиться на практике, этот навык необходимо тренировать. К тому же самостоятельно перебороть коммуникативные страхи довольно трудно.

Сейчас на рынке представлена масса специализированных тренингов по коммуникациям. Начинать проще всего с занятий по публичным выступлениям. Эти тренинги помогают максимально быстро освоить основной инструментарий коммуникации. А затем можно начинать шлифовать свои умения: посетить занятия по деловым переговорам, навыкам презентации. Посещение семинаров действительно помогает преодолеть барьер и начать общаться более свободно.

Важно также нарабатывать навык общения с людьми, которые выше или ниже тебя по рангу, и, конечно, необходим минимальный набор прикладных психологических знаний, в том числе в области психологии управления. Сейчас на книжных полках представлено достаточно хорошей литературы по командообразованию, управленческим командам и технологиям личностного взаимодействия (как управлять другими людьми с точки зрения психологии). Однако рекомендую не погружаться с головой в различные «магические техники» типа НЛП. Они включают в себя много разных и неоднозначных методов – разбираться во всем этом нет необходимости. Существуют гораздо более стандартные технологии и соответствующие психологические тренинги.

После прочтения ряда классических трудов по психологии не менее важно суметь применить то, что там написано, к себе. Немаловажный факт: нельзя научиться влиять на других, не научившись влиять на себя.

Кстати, именно потому, что все навыки тренируются по отдельности, универсальных рецептов по развитию харизмы нет. Однако каждое умение развивается вполне конкретными и четкими методами. Внешняя составляющая харизмы формируется в процессе занятий физической культурой, консультаций с имиджмейкером. Улучшить коммуникативные навыки помогут специализированные тренинги. А имея достаточные знания в области психологии, можно самостоятельно или с помощью тренера работать над развитием памяти, внимания, изучать техники быстрого извлечения информации, тренироваться в решительности. Можно также научиться контролировать себя, чтобы затем эффективно контролировать других, а также управлять собой и окружением.

Для примера могу посоветовать набор небольших упражнений, которые позволяют тренировать самое главное умение харизматического лидера – вызывать доверие. Обычно участникам своих тренингов я предлагаю дать несколько коротких обещаний друг другу, которые можно выполнить в течение 10 – 15 минут. Каждое данное и выполненное обещание резко повышает степень доверия к вам человека. В результате вы привыкнете формулировать свои обещания четко, давать только те, которые можете сделать, и реально все выполнять. Это один из самых важных навыков для харизматического лидера.

Не шуметь и не жаловаться

Существует стандартная ошибка, которую совершают люди, пытаясь стать харизматическими лидерами: они начинают путать шоумена и харизматического лидера. Конечно, в обоих случаях коммуникативный навык необходим, но для шоумена больше ничего не нужно. Поэтому существует опасность: если человек чувствует, что умеет управлять аудиторией с помощью коммуникативных навыков, он может посчитать, что цель достигнута.

Во избежание подобного харизматическому лидеру необходимо постоянно получать обратную связь. Он должен иметь в своем окружении несколько человек, способных дать четкую и непредвзятую оценку. И надо уметь терпеть критику. Без нее рост невозможен.

И, как мы уже говорили, харизма – понятие относительное. Поэтому всегда найдется аудитория, в которой ваша харизма будет низкой. Задача харизматического лидера – стремиться к тому, чтобы таких аудиторий было как можно меньше, а не зацикливаться на одной. Эта проблема обычно решается наличием критики со стороны.

Харизматическому лидеру также нельзя демонстрировать свои эмоции. Даже если в душе кипит вулкан, сохраняйте внешнее спокойствие. Гневный крик, истерика, паника – явно не из поведенческого арсенала лидера, у которого ситуация всегда под контролем. К тому же обладателю харизмы запрещено жаловаться. Сетуя на несправедливость судьбы или нерадивого подчиненного/коллегу, вы убиваете уважение к себе в глазах собеседника. Единственно возможный в таком случае вариант – это рассказ о подвиге: «Было трудно, пули свистели, но я все преодолел». Не допустима также и демонстрация сексуально-призывного поведения, потому что оно противоречит образу харизматического лидера – самодостаточного человека. При этом, конечно, нельзя отрицать, что, работая над повышением харизмы, человек одновременно повышает и собственную сексуальную привлекательность.

На харизму влияет много факторов, поэтому развитие и усиление каждого из них увеличивает общее значение харизмы человека и делает его способным убеждать и вести за собой. А это всегда означает успех и лидерскую позицию в коллективе.

«E-xecutive.Перспектива», ноябрь 2007


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг