Быть логистом - хорошо или плохо

Актуализируется профессия "логистик", выводятся временные трудности, как компаний, так и логистических менеджеров в логистической деятельности, обосновывается необходимость качественного обучения менеджеров среднего звена логистических служб.

Хорошо – пусть меня научат
Логист - профессия, которая гарантирует, что без работы вы не останетесь никогда. По мнению ведущих специалистов в области подбора кадров, логистика — та самая отрасль, которой не страшны никакие экономические катаклизмы, и хороший специалист–логист будет цениться во все времена.
Сегодня такой специалист ценится еще дороже, потому что высокий спрос на услуги логистов намного превышает предложение на рынке. Несмотря на то, что профессиональным обучением логистике занимается ряд вузов, настоящих профи в логистике растят только на местах. Таковы уж особенности этой профессии.
Из опыта работы в компаниях Украины в отношении логистики как профессии можно сделать следующий вывод - основная ошибка руководителей заключается в том, что они хотят получить готового на 100% профессионала в области логистики по некоему своему пониманию этой профессии, разумеется, в конечном итоге, далекому от истинного значения этой профессии.
Если говорить о наших вузах, которые готовят логистов, то следует признать, что качество подготовки в них не совсем соответствует реалиям времени. Дело в том, что логистика — это отрасль, где все быстро меняется, а вузы, готовя свои программы, этого не учитывают. В результате молодые специалисты оторваны от реальной жизни, и их приходится учить уже на местах. Реальный практический опыт — это, пожалуй, самое ценное, что может быть в профессии логиста. Поэтому самый простой способ построить карьеру в логистике — начать с низовых позиций. Проблема заключается лишь в том, что не каждый дипломированный логистик способен на подвиг: пройти систему снизу. Поэтому логистические менеджеры не прошедшие кухню «ада», не в состоянии в «раю» - светлых офисных кабинетах – точно оценивать проблемы складирования, транспортировки и других логистических операций, принимают не эффективные и не продуктивные решения, не понимают психологию работника, не могут построить конструктивную командную работу. Одним словом страдают «вождизмом», за которым почему-то никто не идет.
Логистические менеджеры, которые вышли из производственных, складских или транспортных подразделений далеки от понимания предмета и объекта исследования в логистике. Они не могут мыслить стратегически и системно, экономически обоснованно. Их тяжело «посадить за парту». И только в редких случаях мы можем наблюдать налаженную систему корпоративного обучения для логистических менеджеров среднего звена, определяющих 90% успеха. К слову, подавляющее большинство компаний чрезмерно увлекаются тотальным обучением торговой команды, маркетологов и топов при этом клиенты уходят к другим поставщикам. Отчасти это вызвано тем, что усилия сбыта и маркетинга могут сводиться к минимуму, если, чем-то недовольный комплектовщик заказа может «втулить» вместо упаковки шампанского, упаковку «народного напитка». Это происходит потому, что менеджер склада не умеет внедрить систему контроля над выполнением заказов, и фактически полновластным хозяином склада становится грузчик, а компания теряет лояльность клиентов.
Логистика решает практически все вопросы, связанные с оптимизацией процессов снабжения, распределения, складирования, транспортировки продукции, то есть все, что касается перемещения материальных потоков как в пределах предприятия, так и между его поставщиками, посредническими фирмами и распределительной сетью. Фактически логистика в компаниях является ключевым элементом в межфункциональных и межорганизационных коммуникациях.
Таким образом, с необходимостью формирования отделов логистики сталкиваются абсолютно все компании, которым требуется хранить и перемещать готовую продукцию или материалы. Эффективным отдел логистики может быть только в том случае, если менеджеры-логистики настоящие профессионалы и состоявшиеся люди.

Плохо – пусть меня не мучают
Обязанности специалиста по логистике необычайно широки, и они могут меняться в зависимости от самых разных факторов. Компании не в достаточной степени уделяют внимание логистике, что влечет некий хаос в логистической деятельности, специалисты в области логистики имеют «рваный» режим работы, большую часть рабочего времени решают «проблемные ситуации», занимаются выяснениями отношений и т.д. Плодотворно можно решать логистические задачи только тогда, когда в офисе «гаснет свет». Именно по причине решения рабочих вопросов в течение суток многие логистические менеджеры переходят в другие сферы деятельности. Не редко бытует мнение среди логистов, что это не профессия, а диагноз. Потому, что в таких условиях могут работать либо фанаты логистики, либо больные люди, которые испытывают некое удовлетворение от «шумного и непрерывного хаоса». Такое мышление менеджеров передается подчиненным, создается впечатление, что руководство компании «гнобит» персонал и не желает заняться наведением порядка. В компаниях от таких менеджеров нужно избавляться, потому, что люди с таким мышлением видят проблемы где угодно и в ком угодно, но только не в себе.
Почему у многих специалистов в области логистики их профессия ассоциируется с «диагнозом»:
Многие руководители не до конца осознают, что логистика в компании приобретает смысл только в том случае, если в компании видят ее стратегическое назначение, основанное на маркетинговой и производственной стратегии. И для этого выделяются соответствующие ресурсы. Может кому-то повезло, но в своей практике с таким подходом сталкиваться не приходилось.
Многие логистические менеджеры сталкиваются с кадровой проблемой, они вынуждены выполнять функции своих подчиненных, т.к. хорошие логисты в «толковых» компаниях высокомотивированы, перекупить их очень тяжело. Своих специалистов готовить…, при этом компания теряет десятки тысяч на регулярном срыве доставок, низкой производительности работников склада, хищении ГСМ, потерях складского хранения, возвратной логистике и т.п.
Если компании удалось найти адекватного специалиста, то ему в редких случаях удается достичь определенных успехов, т.к. окружающая среда, как правило, сопротивляется внедрению логистических подходов в компании. Логистические подходы требуют больших изменений в компании с точки зрения межфункциональных коммуникаций, что встречается мощным сопротивлением со стороны руководителей смежных подразделений, и, в том числе со стороны руководителя предприятия, если у него административный стиль управления, т.к. для администратора любое изменение это проблема, а администраторы проблемы не любят. Менеджер-логистик превращается в некое подобие волка-одиночки. Все окружение с интересом наблюдает, насколько же его хватит. Те логисты, которые не подымают проблемные вопросы и смирились с этой средой, начинают деградировать как профессионалы. Их может устраивать только «цена» деградации.
Одной из проблем для логистических менеджеров является то, что после создания логистической службы на нее автоматически перекладываются все функции, прописанные в умных книжках. Однако персонал оказывается не готов к переработке огромного объема информации, прежде всего из-за слабой информационной системы и недостаточно четко распределенных функций. Вместо продуктивной работы начинается латание дыр в логистической системе, и этот хаос затягивается на длительный период. Самое печальное это то, что к этому хаосу привыкают, прежде всего, потому, что руководителям это представляется кипучей деятельностью.
Следующая проблема заключается в том, что часто служба логистики создается, например, простым объединением транспортного отдела и отдела складского хозяйства и «обзывается» службой логистики. Это происходит потому, что подавляющее большинство руководителей, посетившие тренинги «университетских тренеров», понимают логистику именно так. Многие руководители требуют результатов от логистической деятельности, при этом не создают даже элементарных условий для такой деятельности. В результате может случиться так, что ни о какой логистике не может идти речи в принципе. Появилась лишняя бюрократическая должность. Все остается по-прежнему, руководство разочаровывается в роли логистики.
Можно перечислять многие факторы неудовлетворенности профессией логиста, равно как и любой другой профессией. Что касается «диагноза» в логистике, то в подавляющем большинстве больные сами себя к нему приводят. Понимая суть логистической деятельности, менеджеры-логистики не обладают достаточными навыками построения правильных коммуникаций, не обладают достаточным влиянием и конструктивизмом, не могут создать условия общей заинтересованности.
Цель статьи – показать важность этой интересной профессии, требующей очень широких знаний, и основную проблематику, связанную с логистической деятельностью. В некоторой степени проблемы порождены тем, что эта профессия для компаний Украины новая, быстро совершенствующаяся, вместе с тем очень перспективная. Не бывает стандартной логистики, для каждого предприятия она носит уникальный характер, эта уникальность должна повышать конкурентоспособность компании. В связи с этим для логистов актуален один из лозунгов классика большевиков – учиться, учиться и еще раз учиться, и, желательно, не только логистике.
В логистике, как и в IT технологиях все постичь невозможно, идет постоянное развитие, необходимо научиться адаптироваться к прогрессивным изменениям, в любом случае вас будут ценить как менеджера за то, что вы можете собрать вокруг себя таких людей, которые способны идентифицировать проблемы и помочь вам решить сложные логистические задачи.
На мой взгляд – в логистическом менеджменте главное не то, что ты знаешь и умеешь, а то, кто ты есть! Если вы состоялись как человек, как менеджер и логист, то ваша профессиональная деятельность будет доставлять вам полное удовлетворение.

В последующих статьях мы обобщенно поговорим о проблематике в функциональных областях логистики и максимально подробно о тех вопросах, которые часто возникают у логистических менеджеров.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити
Оксана,13.09.2010, 14:07
Все очень верно изложено!

Інші статті в категорії Логістика, митниця, ЗЕД