Публичные выступления: как правильно работать с трудными участниками
Статья подготовлена для бизнес тренеров, а также для всех тех, кто хотел бы усовершенствовать свои ораторские навыки и умения при работе с трудными участниками.
Каждый оратор должен уметь взаимодействовать с аудиторией. Это аксиома. Однако иногда во время публичных выступлений возникают ситуации, в решении которых нельзя руководствоваться одним лишь опытом. У многих тренеров наибольшие сложности возникают при работе с так называемыми трудными участниками. Кто же они? Как выстроить коммуникацию так, чтобы и конфликта не возникло, и качество выступления не пострадало? Подробную информацию и кейсы можно получить на тренингах первой Всеукраинской школы продаж «Target» http://1target.com.ua/trainings/oratorskoe-iskusstvo, здесь же рассмотрим характерные ситуации проявления трудных участников.
Ситуация 1. Один из участников постоянно говорит, мешая дискутировать остальным, своим монологом уводит аудиторию от основной темы, «захватывает» территорию, оттесняя тренера. Перед Вами классический болтун.
Как реагировать оратору? Во-первых, поблагодарить участника за его мнение и продолжить выступление в нужном Вам направлении. Также предложите остальным задавать вопросы. В крайнем случае, прямо скажите болтуну, что он отклоняется от темы обсуждения, и пригласите других высказать свое мнение согласно выступлению.
Ситуация 2. Вы замечаете откровенно негативный настрой участника, он отказывается работать, всем своим видом показывая раздражение и пренебрежение. Может провоцировать открытый конфликт. Это агрессор.
Как реагировать? Тут необходимо разобраться в причинах такого поведения. Чаще всего за ним скрыто желание привлечь к себе внимание и показать превосходство. Можно сгладить конфликт шуткой. Дайте агрессору возможность высказать свое мнение касательно темы выступления и задать вопросы. Во время перерыва обязательно попытайтесь наладить личный контакт.
Ситуация 3. В группе один из участников постоянно выражает категоричное несогласие со словами тренера. Циничен, ставит под вопрос любой тезис, любимое утверждение: «В жизни это не работает». Перед Вами критик и спорщик.
Как реагировать? Попросить предложить свой вариант решения вопроса. Если участник продолжает не соглашаться или спорить, спросите прямо, что же, по его мнению, работает. Переводите высказанное несогласие в вопросы группе: «Что остальные думают по этому поводу?»
Ситуация 4. Участник всячески показывает свои знания, считает себя специалистом в теме выступления, много хвастается. Это эксперт. Он всячески будет пытаться показать большую, чем у тренера, осведомленность.
Как реагировать? Поблагодарить за дополнения, отметить компетентность участника, и затем вернуться к задачам выступления. Можно аккуратно подвести такого участника к выводу, что знания и практика – понятия разные. Для этого дайте ему практическое задание, где он сможет всем продемонстрировать свою осведомленность и навыки.
Ситуация 5. В то время, когда группа участвует в обсуждениях, записывает или приводит примеры, один из участников почти не реагирует на происходящее, не участвует в коллективной работе. Таких участников называют тихонями.
Как реагировать? Важно понять причину такого поведения. Человек может еще не освоился в группе, или же у него такой склад характера, при котором попытки тренера «расшевелить» еще больше усугубят состояние тихони. В таком случае лучше его не трогать – человек и без активного участия усвоит информацию. Если же участнику просто неинтересно – надо пытаться вовлечь в активную работу, наделить его ответственностью за что-либо. Если он нерешителен и боится допустить ошибку – подтолкнуть к активным действиям, просить приводить примеры, спрашивать его мнение. Можно дать ему роль главного во время занятий в мини-группах.
Ситуация 6. Во время тренинга Вы замечаете, что один из участников словно перенесся в школьное время – постоянно говорит с соседом. Такой участник ведет свой параллельный диалог, обменивается комментариями и мешает остальным. Это шептун.
Как реагировать? Для начала использовать невербальные способы воздействия: поближе подойти, установить зрительный контакт. Можно задать вопрос другому участнику или же сделать паузу, выразительно глядя на беседующих. Кардинальные методы – как в школе – сделать замечание и рассадить пару.
Существуют также универсальные жесткие способы работы с трудными участниками всех типов. Это:
- Откровенный разговор во время перерыва. Объясните, что Вас смущает и мешает работать, но избегайте упреков. Постарайтесь прийти к взаимовыгодному решению.
- Просьба покинуть аудиторию. Кардинальное действие, но иногда необходимое. После этого необходимо переключить внимание аудитории на тему выступления и постараться, чтобы оставшаяся часть тренинга достигла цели.
Оратору важно понимать, что причина поведения всех типов трудных участников – желание защититься. Поэтому важно в начале тренинга создать атмосферу «безопасного взаимодействия», в которой каждый человек сможет свободно работать. Соответственно, мы выбираем не борьбу с трудными участниками, а работу и взаимодействие.
Высокий уровень подготовки к выступлению и профессионализм уменьшают вероятность появления трудных участников до нуля. Пройдя тренинг в школе продаж «Target» Вы научитесь использовать таких участников как козырь для раскрытия Вашего мастерства. Понятие «трудный» участник исчезнет, они превратятся в Ваших союзников, взаимодействуя с которыми можно оттачивать тренерское мастерство.
Успехов!
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Тренінги для тренерів