Эмпатия в психологическом консультировании

Эмпатия в психологическом консультировании

В условиях современной жизни все больше людей приходит за помощью к психологу.

Причин и поводов много: решение личной, профессиональной или семейной проблемы, получение психологической информации, поиск внутренних ресурсов, обучение техникам саморегуляции, релаксации и т.д.

Каким бы ни был вопрос (запрос), существуют непременные условия эффективности психологического контакта, и одно из этих условий – взаимопонимание. Ведь, согласитесь, вряд ли в сложной ситуации Вам захочется обратиться за поддержкой к тому, кто «слушает, но не слышит», не понимает СУТЬ сказанного, хотя слова, разумеется, понятны. Или к тому, кто в ответ искусно выложит перед Вами горку хитроумных фраз и советов, что сами по себе вызовут приступ отчаяния и разочарования. Знакомо, не правда ли? Часто именно так и происходит «общение» в повседневной жизни. Но задача общения, и уж тем более консультативной беседы, в том, чтобы передать нечто большее, чем просто слова.

В психологическом консультировании общение – один из важнейших способов оказания (и получения) душевной помощи. Речь идет о профессиональном, эмпатическом общении, тонком мастерствеуслышатьсказанное другим Человеком и вместе с тем воспринять его отношение к сказанному, чувства и переживания, связанные с этим.

Термин «эмпатия» (от греческого ἐν – «в» + πάθος – «страсть», «страдание») появился в науке достаточно давно, в 1909 году, благодаря англо-американскому психологу Эдварду Брэдфорду Титченеру, который по аналогии с привычным для нас словом «симпатия» перевел немецкое «Einfühlung» («вчувствование»). Пройдя долгий путь развития в этике, эстетике, философии и затем в сфере помогающих профессий – психологии и психотерапии, педагогике, дефектологии, медицине – понятие «эмпатия» меняло свое значение: от способа понимания (произведений искусства, людей), позже – отношения (к ним же), до более емкой трактовки, включающей и понимание, и отношение. Глубина возможностей эмпатии разнится от восприятия эмоций другого до полной идентификации слушающего с собеседником.

Возможно, наиболее интересной и ясной представляется точка зрения К. Роджерса, утверждавшего: «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения “как будто”. Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь». Именно этот оттенок «как будто» дает возможность психологу-консультанту, не теряя эмоциональной, экзистенциальной, возможно, не только душевной, но и духовной сонастроенности с клиентом, одновременно осознавать самого себя, собственные переживания, находить иные решения трудных, на первый взгляд, вопросов, открывать новые пути среди давным-давно протоптанных троп. В консультировании два Человека – психолог и клиент – создают общую ситуацию взаимодействия, максимального понимания друг друга, ситуацию взаимного доверия, открытости к изменениям. И в результате каждый из них обогащается: клиент личным опытом, психолог профессиональным.

Консультанты разных школ могут расходиться во мнении о методах и техниках психологического консультирования, но одно подтверждается в каждой встрече с Человеком: главное не услышать, а понять.

С уважением Александра Бобровская, Ваш психолог.

http://logoped-kiev.com.ua/p5556516-konsultatsiya-psihologa-kieve.html

[відкрити контакти]+38066073-57-51

[відкрити контакти]+38096931-74-71

Call

Send SMS
Add to Skype
You'll need Skype CreditFree via Skype


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Психологія, емоційний інтелект Саморозвиток