Учитесь тому, что в-первую очередь необходимо в бизнесе для оптимального увеличения чистой прибыли

Учитесь тому, что в-первую очередь необходимо в бизнесе  для оптимального увеличения чистой прибыли

Прошло почти два года с момента написания статьи "Учите и учитесь тому, что необходимо в бизнесе" по мотивам обучения начальника ОМТС донецкого завода-мирового лидера отрасли. Актуальность статьи сохраняется, о чем свидетельствует практика.

Предисловие.

В 2012 году мне довелось участвовать в улучшении управления запасами материальных ресурсов донецкого предприятия - мирового лидера отрасли путем обучения начальника ОМТС (отдела материально-технического снабжения) этого предприятия. В результате появилась статья "Кому и зачем необходимо эффективное управление запасами" и статья  "Учите и учитесь тому, что необходимо в бизнесе". Просматривая свои ранее написанные статьи сегодня, почти через два года, я осознал их актуальность, так как за это время мне довелось обучать логистический менеджмент еще нескольких крупнейших промышленных (Киев, Кривой Рог, Житомир) и торговых предприятий (Киев), "наступивших на те же грабли". Изменения происходят тяжело, как правило, в результате кризиса с чистой прибылью, и, как правило, не с первого раза. Несмотря на то, что знания об эффективной логистике известны с 70-ых годов прошлого века, автоматически они не усваиваются, особенно тогда, когда  предприятие хочет измениться, ничего не меняя. 

Сегодня я снова публикую статью-предложение "Учите и учитесь тому, что необходимо в бизнесе" для управляющих владельцев предприятий с запасами, их председателей правления, акционеров, генеральных директоров, финансовых директоров, логистических директоров, директоров по персоналу, отвечающих за его обучение, логистического менеджмента и специалистов. Грядут серьезные изменения на рынках Украины, их не остановить. Нельзя измениться, ничего не меняя. Не вымрите, как динозавры!

С целью самообучения содержанию эффективного управления запасами прочитайте серию статей "Практический смысл знать основы эффективного управления запасами" Часть 1, Часть 2, Часть 3 и последующих продолжений, которые, надеюсь, помогут вам легко понять практический смысл необходимости использования этого  инструмента для оптимального увеличения чистой прибыли предприятия.

                                    Учите и учитесь тому, что необходимо в бизнесе.

В статье «Кому и зачем необходимо эффективное управление запасами» была описана невыдуманная история о низкой эффективности промышленного предприятия по чистой прибыли, связанной во многом с неэффективным управлением запасами материальных ресурсов. Невыдуманная история со временем получила свое продолжение.

На открытом обучающем модуле «Основы эффективного управления запасами «Как надо» прошёл обучение начальник отдела материально-технического снабжения (ОМТС) этого предприятия. В процессе его обучения мне становились известны новые детали о логистической ситуации этого предприятия, оказывающие значимое влияние на управление запасами материальных ресурсов. По мере прояснения логистической картины возникло понимание того, что начальник ОМТС может оказаться «одним в поле воином», которого выставило предприятие на логистическую битву за оптимальное увеличение чистой прибыли за счет управления запасами материальных ресурсов. Аналогичные опасения, высказанные им самим, подсказали идею описания ситуации «Как есть» в логистике этого предприятия и разработки рекомендаций «Что делать» и «Кому это делать». В результате было написано письмо для директора по персоналу, в компетенции которого находится функция обучения персонала, которое приводится ниже.

Описание ситуации «Как есть» в логистике предприятия и рекомендации по обучению.

Исследование управленческой и логистической ситуации  предприятия, влияющих на качество управления запасами материальных ресурсов и на эффективность предприятия по показателю «Чистая прибыль», проведённое методом обсуждения с начальником ОМТС  в процессе его обучения на открытом обучающем модуле «Основы эффективного управления запасами «Как надо» 26…27 июля 2012 года в Киеве, позволило обнаружить факторы, серьёзно затрудняющие внедрение технологии эффективного управление запасами материальных ресурсов и оптимальное увеличение чистой прибыли предприятия за счет этого  силами только начальника ОМТС.

Во-первых, у высшего менеджмента предприятия нет согласия в отношении концепции управления запасами материальных ресурсов и в отношении других решений «Как надо» логистического проектирования предприятия. Концепция управления запасами – это идея, лежащая в основе всех решений по управлению запасами. Так, генеральный директор требует, чтобы к 15 числу текущего месяца на склад сырья, материалов и комплектующих были завезены все материальные ресурсы, требуемые для выполнения производственного плана следующего месяца. Это означает, что генеральный директор неосознанно реализует концепцию максимизации уровня запасов материальных ресурсов, несмотря на MRP-управление ими. В тоже время финансовый директор настаивает на применении более гибкого (экономичного) подхода: до 15 числа текущего месяца на складе должны находиться 50% от общей потребности в материальных ресурсах следующего месяца и к 30 числу текущего месяца – 100%. Это означает, что он настаивает по-сути на применении концепции оптимизации уровня запасов при MRP-управлении ими. В тоже время на предприятии  применяется инструмент управления запасами из концепции минимизации уровня запасов (MRP) безосознания этого: пересчёт плана производства готовой продукции в план потребности в материальных ресурсах и пересчёт плана  потребности в материальных ресурсах в план закупок материальных ресурсов, реализуемые с помощью «Excel» в ОМТС, которые являются элементами MRP-I-технологии управления запасами материальных ресурсов промышленного предприятия. Таким образом, разнонаправленность логистического мышления высших менеджеров (макси – опти - мини) приводит к ситуации «Лебедь+Щука+Рак»  из известной русской народной сказки в их практических действиях. Это ситуация «Как есть».

А как надо? Откуда должно появиться правильное логистическое мышление? Оно формируется за счет высококачественного обучения менеджмента тому, что в -первую очередь необходимо в бизнесе для оптимального увеличения чистой прибыли, положительного чистого денежного потока и рыночной стоимости предприятия.

Первый фактор является показательным и не единственным симптомом необходимости корпоративного логистического обучения менеджмента и специалистов и проведения системных организационно-функциональных улучшений (изменений) логистики на предприятии.  

Логика построения эффективной логистики на предприятии, т.е. логистики увеличивающей чистую прибыль предприятия при прочих равных условиях, требует последовательного выбора (назначения) после формулировки (1) высших экономических целей предприятия и  (2) содержания корпоративной стратегии:  (3) логистической концепции, (4) целей  логистики, (5) логистической стратегии, (5) концепции управления запасами, (6) целей управления запасами, (7) стратегии логистического позиционирования готовой продукции, (8) стратегии управления запасами для каждой номенклатурной позиции запасов в каждом месте хранения запасов. В этом длинном списке решений только этап 8 может быть непосредственно исполнен в отделе ОМТС, но для его исполнения необходимо высшему менеджменту предприятия пройти путь из семи этапов и выдать начальнику ОМТС все необходимые решения, ответственность за которые несут они.

Если нет согласия по одному из названных промежуточных этапов логистического проектирования предприятия, то это означает, что существует дефицит знаний и согласия (мотивации) по всем предыдущим и последующим этапам. Особенность ситуации предприятия состоит в том, что влияние этого фактора  однозначно и значительно проявилось уже в финансовых результатах хозяйственной деятельности предприятия, что свидетельствует о серьёзности и опасности такого «заболевания». Это означает также, что начальник ОМТС может оказаться «одним воином в поле» и проиграть логистическую битву за оптимальное увеличение чистой прибыли предприятия за счет внедрения эффективного управления запасами. «Лечение»требует корпоративного совместного обучения высшего менеджмента предприятия, заинтересованного и отвечающего за оптимальное увеличение чистой прибыли предприятия за счет логистики, и менеджмента и специалистов ОМТС, результатом которого должны стать описанные выше решения по логистическому проектированию предприятия. Лечащее обучающее информационное решение – корпоративный семинар-тренинг «Организация «Как надо» эффективной логистики предприятия».

Ссылка на программу открытого обучающего модуля  «Основы организации «Как надо» эффективной логистики предприятия» (http://consulting-chii.com.ua/page/text/name=logistics-1) «Бизнес-консалтинга Игоря Чугунова» показывает основу программы этого корпоративного семинара-тренинга. На базе этой программы может быть разработан корпоративный семинар-тренинг «Организация «Как надо» эффективной логистики предприятия». Наиболее полезен этот обучающий продукт будет при учёте существующей маркетингово-производственно-логистико-финансовой ситуации вашего предприятия - совокупности маркетинговых, производственных, логистических и финансовых факторов, которые должны быть учтены при разработке оптимального решения по организации эффективной логистики вашего предприятия. Следовательно,требуется изучение логистической ситуации «Как есть»  для разработки ситуационно обоснованного содержания семинара-тренинга. Здесь уместна аналогия с медициной: сдача пациентом требуемых медицинских анализов и проведение исследований. Это позволит поставить наиболее достоверный диагноз и выбрать правильную стратегию и тактики лечения.

Вторым фактором, затрудняющим внедрение технологии эффективного управления запасами во всех местах их хранения, является существующая организационно-функциональная неоптимальность логистики предприятия.  Логистика – это управление по критериям результативности и экономичности материальным потоком, который поступает на предприятие в виде сырья, материалов и комплектующих, который затем преобразуется в поток незавершенного производства, который затем преобразуется в поток готовой продукции, который затем преобразуется в поток грузов, доставляемых покупателям продукции, а также управление связанными с ними нформационным, финансовым и сервисным потоком.  Логистика должна управляться из одного центра управления, чтобы иметь организационную (властную) возможность реализовать результаты "Как надо" логистического проектирования предприятия. Если управление логистическими функциями осуществляется не из одного, а из нескольких центров, относящихся к разным функциональным направлениям деятельности, то неизбежно такое управление будет существляться по разным критериям и будет малополезно (или даже вредно) для чистой прибыли предприятия. По этой причине, например, при реализации логистической стратегии оптимального уменьшения совокупных логистических затрат они не уменьшаются, что не позволяет увеличить за счет логистики чистую прибыль предприятия. Организационное построение логистики является правильным «Как надо», если в структуре предприятия сформировано основное функциональное направление хозяйственной деятельности «Управление логистикой» в форме департамента (отдела) логистики, возглавляемого директором по логистике, непосредственно подчинённым генеральному директору. Функциональное построение логистики является правильным, если все логистические функции закреплены и исполняются департаментом (отделом) логистики, который в связи с этим имеет сложную внутреннюю организационно-функциональную структуру. В связи с этим возникают вопросы: (1) «Какие функции являются логистическими?», (2) «Как основное функциональное направление «Управление логистикой» должно быть организационно-функционально построено?», (3) «Какие изменения в организационно-функциональную модель логистики предприятия следует вносить по-мере развития предприятия и когда?». Знания по этим вопросам позволит приобрести информационный обучающий продукт «Организация «Как надо» эффективной логистики предприятия» в форме корпоративного семинара-тренинга.

В настоящее время организационно-функциональное построение логистики вашего предприятия можно назвать организационно-функциональной или «феодальной» раздробленностью в логистике: логистические функции «разбросаны» по предприятию для исполнения структурными звеньями разной функциональной подчиненности  и управление ими не организовано из одного центра. Следствием являются завышенные совокупные логистические затраты предприятия, генератором которых являются несогласованные функции логистики и неоптимальное взаимодействие логистических функций с функцией производства, маркетинга и продаж, в результате чего, чем больше предприятие  производит и продаёт продукции, тем меньше доля его чистой прибыли в выручке от реализации продукции, отражённая в отчете о финансовых результатах в 2009…2011 годах, что означает снижение его способность генерировать чистую прибыль или негативную тенденцию снижения значений коэффициентов рентабельности капитала (ROCE, ROTA, ROE, ROI), значения которых являются низкими, что означает, в свою очередь, наличие проблемы низкой рентабельности капитала.

Разрешить проблему неоптимальности организационно-функционального построения логистики начальник ОМТС  точно не в состоянии в одиночку, так ее решение находится за пределами его полномочий и ответственности, а его должностная позиция не требует обладания всем объёмом знаний по организационно-функциональной оптимизации предприятия. Это функция генерального директора (обладатель проблемы и лицо, принимающее решение),  директора по персоналу (руководитель проекта организационно-функциональной оптимизации) и всех высших функциональных директоров (маркетинг, производство, логистика, финансы, персонал), которые должны быть экспертами-членами проектной команды. Речь идёт о сборе «логистических камней (функций)» под единое управление, а для этого необходимо их у кого-то забрать  (неправильно закрепленные функции) или создать («брошенные» функции), устранить дублирование функций, создать логистическую административную иерархию для качественного выполнения логистических функций (устранение функциональной недогрузки и перегрузки структурных звеньев). Обучающее информационное решение в этом случае - выполнение проекта по организационно-функциональному проектированию логистики предприятия. В качестве внешнего эксперта–члена проектной команды, отвечающего за разработку проекта решения «Как надо» по организационно-функциональному построению логистики,  может быть приглашён компетентный бизнес-консультант.

Логистическая функция «Управление запасами» должна осуществлять эффективное управление всеми видами запасов в каждом месте их хранения (складе). В общем случае промышленное предприятие может иметь четыре места хранения: (1) склад сырья, материалов, комплектующих, (2) склад незавершенного производства (типовых сборочных единиц и компонентов), (3) центральный склад готовой продукции, (4) региональный склад готовой продукции (в ситуации поточного ее производства для массовых рынков). Выбор  стратегии логистического позиционирования готовой продукции определяет какой из этих складов будет хранить основные запасы и генерировать наибольшую долю затрат на хранение запасов, которые должны быть оптимально ограничены. Выбор этой стратегии осуществляется с непосредственным участием  в качестве внутренних экспертов директора по маркетингу, директора по продажам, директора по производству, директора по финансам и директора по логистике. Их согласованный проект решения должен быть утверждён генеральным директором, так как исполнение этого решения будет касаться деятельности каждого из них. Например, это решение значительно повлияет на номенклатурный перечень запасов, которые должны будут храниться на каждом из названных складов. После принятия этого решения, которое должно быть принято на основе правильных логистических знаний и знания особенностей маркетинговой, производственной, логистической и финансовой ситуации предприятия, начальник ОМТС может начать работу по организации эффективного управления запасами на складе сырья, материалов и комплектующих.

Склад незавершенного производства и склады готовой продукции, судя даже по названию должности начальника ОМТС,  не могут быть у него в подчинении, и запасами на них он управлять не может. При этом управление запасами всех видов продукциии во всех местах их хранения должно осуществляться из одного центра и начинаться с региональных складов, т.е. от потребителя к поставщикам. Таким центром должно быть структурное звено (должностная позиция, группа должностных позиций, бюро, отдел) в структуре департамента (отдела) логистики, за которым закреплена функция «Управление запасами (всеми номенклатурными позициями и во всех местах хранения)». Это также подчёркивает необходимость корпоративного обучения высшего менеджмента предприятия на семинаре-тренинге «Основы организации «Как надо» эффективной логистики предприятия» и обоснованного принятия описанных выше решений.

Организация эффективного управления запасами на складе сырья, материалов и комплектующих может быть осуществлена начальником ОМТС,  у которого есть подчиненные менеджеры по закупкам сырья, материалов и комплектующих. Организация их работы  с поставщиками по выдаче  заказов на пополнение запасов основывается на содержании решений по эффективному управлению запасами. Поэтому менеджеры по закупкам должны в деталях разбираться в эффективном управлении запасами, чтобы качественно управлять поставщиками, требуя от них  высокого уровня обслуживания из запасов, сокращения времени выполнения заказов, обеспечения стабильности времени выполнения заказов. Необходимость увеличения чистой прибыли предприятия требует оптимального уменьшения уровня запасов сырья, материалов и комплектующих, что без управления поставщиками по объёму заказа, моменту его выдачи,  параметрам логистического сервиса (уровень обслуживания потребителей из запаса, время выполнения заказа на пополнение запаса, стабильность времени выполнения заказа) невозможно. Таким образом, необходимо корпоративно обучить не только начальника ОМТС, но и подчиненных ему специалистов, которые будут отвечать за организацию эффективного управления запасами по закреплённым за каждым из них номенклатурным позициям сырья, материалов, комплектующих. Обучающий продукт – корпоративный семинар-тренинг «Технология эффективного MRP-управления многономенклатурными запасами на складе сырья, материалов и комплектующих промышленного предприятия». 

Совокупность стратегий управления запасами – это конечный пункт осознанных управленческих выборов в управлении запасами. Стратегия управления запасами для отдельной номенклатурной позиции – это совокупность математических алгоритмов расчёта 5…6 параметров  (взависимости от смысла стратегии) управления запасами по номенклатурной позиции.Такой алгоритм может быть компьютеризирован для каждой номенклатурной позиции и реализован в виде вычислительного модуля в составе архитектурного решения ERP-системы.

       Предложение по последовательности обучения менеджмента предприятия.

До настоящего момента, откликаясь на заказ, и  для решения проблемы оптимального увеличения чистой прибыли предприятия, было предложено направить на обучение на трех обучающих модулях по эффективному управлению запасами одного начальника ОМТС. На обучающем модуле «Основы эффективного управления запасами «Как надо» начальник ОМТС обучение прошёл. Второй модуль «Практические системы эффективного управления запасами «Как надо»  и их проектирование» запланирован на 9…10 августа 2012 года. Третий обучающий модуль «Эффективное MRP-управление «Как надо» запасами материальных ресурсов промышленного предприятия» запланирован на 16…17 августа 2012 года.

После проведения обучения начальника ОМТС на первом обучающем модуле были обнаружены описанные выше  факторы, серьёзно затрудняющие внедрение технологии эффективного управление запасами материальных ресурсов и оптимальное увеличение чистой прибыли предприятия за счет этого  силами только начальника ОМТС. Рекомендую для оптимального  увеличения чистой прибыли предприятия за счет эффективного управления запасами осуществить следующую программу логистического обучения  высшего менеджмента предприятия  и специалистов ОМТС:

  • (1) изучение бизнес-консультантом маркетингово-производственно-логистико-финансовой  ситуации предприятия с целью определения всех необходимых данных ситуации, необходимых для разработки обучающих продуктов;
  • (2) обучение высшего менеджмента  предприятия и специалистов ОМТС  на корпоративном семинаре-тренинге «Организация «Как надо» эффективной логистики предприятия», в процессе которого  разработать проект результатов логистического проектирования. Затем результаты логистического проектирования должны быть утверждены высшим органом управления предприятия для их использования в проекте по организационно-функциональной оптимизации логистики и разработки технологии эффективного управления запасами материальных ресурсов;
  • (3) обучение начальника ОМТС и специалистов по закупкам ОМТС на корпоративном семинаре-тренинге «Технология эффективного MRP-управления запасами материальных ресурсов промышленного предприятия». Это позволит специалистам по закупкам под управлением начальника ОМТС спроектировать эффективную стратегию (систему) управления запасами каждой номенклатурной позиции сырья, материалов и комплектующих. Стратегия управления запасами для отдельной номенклатурной позиции – это совокупность математических алгоритмов расчёта 5…6 параметров  (в зависимости от смысла стратегии) управления запасами по номенклатурной позиции.Такой алгоритм может быть компьютеризирован для каждой номенклатурной позиции и реализован в виде вычислительного модуля в составе архитектурного решения ERP-системы;
  • (4) выполнить проект по разработке оптимальной организационно-функциональной модели логистики предприятия, в которой за основным функциональным направлением хозяйственной деятельности «Управление логистикой» будет закреплена функция «Управление запасами», включающая функцию «Управление запасами материальных ресурсов», «Управление запасами незавершенного производства», «Управление запасами готовой продукции». Затем следует утвердить оптимальную организационно-функциональную модель логистики и внедрить ее в практику управления логистикой.

             Сегодняшние (завтрашние) успехи или проблемы – это следствия    

               ранее (сегодня)  принятых или не принятых оптимальных решений.

Итак, предлагается два проекта решения:

  • (1) осуществить обучение одного начальника ОМТС на трех открытых обучающих модулях по эффективному управлению запасами;
  • (2) осуществить корпоративное обучение с использованием всех данных логистической ситуации высшего менеджмента предприятия и специалистов ОМТС на двух корпоративных семинарах-тренингах и выполнить экспертный письменный консультационный проект по разработке оптимальной организационно-функциональной модели логистики предприятия.

Каждый из проектов решений может быть использован для достижения  конечной цели – оптимального увеличения чистой прибыли за счет эффективного управления запасами.

Первый проект решения в первую очередь экономичен, но с учетом ситуации предприятия его будет недостаточно для достижения конечной цели.

Второй проект решения обладает высокой результативностью в достижении конечной цели улучшения логистики, в том числе эффективного управления запасами. В связи с этим он  стоит значительно дороже и реализуется дольше по времени.

О выборе  прошу проинформировать.

«Бизнес-консалтинг Игоря Чугунова» выполнит полученный заказ.  

Игорь Чугунов,

Diploma MBA Mgmt. (Open University, Great Britain),

директор "Бизнес-консалтинга Игоря Чугунова".

Высококачественное обучение тому, что в-первую очередь необходимо в бизнесе для оптимального увеличения чистой прибыли, положительного чистого денежного потока и рыночной стоимости предприятия.

Киев.


www.consulting-chii.com.ua

[відкрити контакти][email protected]

[відкрити контакти]+ 38 (067) 327 34 60, [відкрити контакти]+ 38 (044) 572 02 13.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Логістика, митниця, ЗЕД Менеджмент, керування, KPI