Концепция и парадоксы современной моды

Концепция и парадоксы современной моды

«Что сегодня в моде?» Этот вопрос волнует человечество уже две тысячи лет со времен Римской империи. А как бы мы ответили на него сегодня?

Об этом нам рассказывает Константин Богомолов, имидж-дизайнер и аналитик моды, руководитель международного учебного центра Bogomolov’ Image School (Рига, Латвия).

Модная форма

Полвека назад ответ на вопрос "Что сегодня в моде?" сводился к четким рекомендациям о длине юбки, двух-трех модных силуэтах, цветовой гамме и фактуре ткани, высоте каблука, форме прически и цвете губной помады. То есть мода тогда определялась конкретным перечнем модных форм. Форма – это первый, низший уровень отношения к моде, который до 1970-х годов был для человечества практически единственным.

1950-е и 1960-е годы принято считать периодом высшего расцвета моды XX века. Но в действительности это был период абсолютизации только одного уровня моды – формы! Модельерам середины прошлого века удавалось заставить практически любого стать в очередь за модной формой, объявленной на данный момент самой трендовой. В качестве важнейших черт моды прославлялись Новизна и Изменчивость, что лучше всего отразилось в знаменитой фразе Жана Кокто: «Моде можно простить все, ибо она умирает такой молодой!»

Модный покрой, модная длина, модный цвет... У тебя должно быть это, если ты хочешь выглядеть современно. Других критериев оценки внешнего облика просто не существовало, а лучший комплимент в адрес внешности исчерпывался словами: «У вас хороший портной! У вас хороший парикмахер!» В то время хорошим парикмахером был тот, кто вовремя узнавал последнюю тенденцию из Парижа и быстрее других успевал воплотить ее на волосах своих клиентов. И ему не надо было беспокоиться о том, подойдет ли новая прическа к новому платью клиентки. Обязательно подойдет! Если, конечно, она успела заказать новое платье у хорошего портного.

Быть хорошим портным означало, в первую очередь, обладать самой свежей информацией о модных фасонах из Парижа. Ведь реальными диктаторами моды были несколько парижских кутюрье – Диор, Шанель, Баленсиага, а тысячи безвестных портных по всему миру лишь адаптировали для своих клиентов высокие стандарты Парижа. Не случайно главным содержанием журналов мод были эскизы моделей одежды и чертежи выкроек, а книги с характерными названиями вроде «50 новых фасонов платьев» становились бестселлерами, уже через год превращаясь в макулатуру.

Это время нередко называют Золотым веком моды. Еще бы! Никогда больше кутюрье не были такими великими, клиенты – такими послушными, а сама мода – такой четкой и понятной. Разбираться в моде означало лишь одно: вовремя узнать последние новости из Парижа – о модном покрое, модной длине, модном цвете... Но и у Золотого века была обратная сторона.

Давайте полистаем старые семейные альбомы. Типичное групповое фото на память: выпускницы педагогического училища 1965-го года. Девушки с цветами и дипломами на фоне центрального входа. Все в кримпленовых платьях длиной 10 см выше колена. Все в лаковых туфлях на утолщенном каблуке высотой 5 см и с носком в форме каре. У всех прическа с начесом «бабетта», светлая перламутровая помада на губах и широкая черная подводка на верхних веках. И только пяти девушкам из всей компании это идет. За что же «наказаны» остальные пятнадцать? Им просто не повезло: модные формы 1965-го года явно не подошли к их собственным.

Диктатура модной линии, как и любая другая, насаждала дискриминацию при иллюзии равенства. Модная форма была не просто красивой картинкой в журнале, но предписанием к исполнению. Ему должны были подчиняться все: ты, твоя сестра, твоя тетя, учительница физкультуры. Альтернативы не существовало!

Вернемся в XXI век. Какие формы в моде сегодня? Самый исчерпывающий ответ: все! Чтобы убедиться в этом, возьмем, например, длину юбки, которая во все времена считалась барометром женской моды. В моде ли радикальное мини? Конечно, ведь без него немыслим стиль диско. А как насчет длины, «играющей с коленом»? «Да это же классика, – скажет большинство, – она была, есть и будет». А длина миди? Обязательно! Она идеальна для романтического силуэта. А чуть выше щиколотки? А макси? Да! Добавим к этому списку еще пять-шесть промежуточных вариантов, которые мы пропустили в спешке, и сделаем вывод: в моде любая длина юбки. Или можно сказать иначе: сегодня модную длину сезона женщина узнаёт не из журналов, а экспериментируя перед зеркалом.

Конечно, современная вседозволенность наступила не в один день – это результат чередования модных форм на протяжении всего XX века. Например, в 20-е годы в моду входит длина по колено, и не только костюмов и пальто, но даже вечерних и свадебных платьев. В 30-х это кажется уже старомодным, зато появляется миди. В 60-е годы в моде мини, а в 70-е опять возвращается длина миди, которую начинают называть словом «ретро». Круг замкнулся: новую длину придумать уже не возможно. К середине 90-х годов мы обнаружили, что в моде любая длина, любой силуэт, любая прическа. И все это не ново, все это когда-то уже было... На рубеже веков мы вспомнили все формы, созданные человечеством за последние 100 лет. Они вернулись, предоставив нам свободу выбора, но утратив при этом роль четких ориентиров.

Модный стиль
Открыв журнал Burda Moden 70-х годов, на первой странице в редакторской колонке мы обязательно обнаружим обращение фрау Энне Бурды к читательницам: «Дорогие женщины! Прежде чем искать выкройки в этом журнале, вам следует выбрать свой стиль. Сегодня в моде такие стили: ...» А дальше шло перечисление самых актуальных стилей сезона, например: элегантная классика, романтический стиль, фольклорный и ретро. (Иногда к этому списку добавлялся стиль fantaisie, к которому относили всё, что не поместилось в четыре предыдущих.) Каждый из этих стилей представлял собой некую совокупность конкретных форм. Например, элегантный стиль включал в себя английский жакет, прямую юбку, твид, туфли-лодочки и стрижку «паж», а романтический – шифоновое платье, воланы, кружева, босоножки и завитые локоны до плеч.

Но главная фишка была в том, что теперь женщина могла выбирать, пусть даже всего из четырех вариантов. Итак, стиль стал вторым, более высоким уровнем отношения человечества к моде.

Однако относиться к моде с позиции стиля людей научили не журналы, не портные и даже не стилисты. За это мы должны благодарить уличные молодежные субкультуры, которые начали появляться в послевоенной Европе и Америке, а к концу 60-х уже составляли грозную силу. Тедди бойз, байкеры, битники, стиляги, хиппи – именно они пробили брешь в безальтернативности моды и отвоевали право на индивидуальность. Благодаря им в 50-60-е годы наряду с официальной появляется уличная мода, или антимода, как ее пренебрежительно называли масс-медиа.

Впрочем, сами представители уличных стилей свой прикид модой вообще не считали. Битые джинсы, длинные волосы или кожаная куртка были скорее революционными символами, знаками протеста против стандартизации жизни, истеблишмента и буржуазных родителей. Но у людей впервые появилась возможность выбора стиля, который тогда был равносилен выбору одной из двух сторон баррикады.

Модная индустрия быстро использовала эту ситуацию в своих целях, сделав понятие «стиль» главной категорией моды 70-х. На смену издававшимся большими тиражами книгам по шитью с выкройками и фасонами приходят издания, демонстрирующие модные стили. (Возможно, и Энне Бурда смогла сделать свой журнал успешным финансовым проектом именно потому, что стала говорить с читательницами на языке стиля.) Главными производителями продуктов моды вместо ателье индивидуального пошива становятся фирмы готовой одежды, а парижские модельеры предпочитают называть себя стилистами, а не кутюрье.

Да и популярный комплимент теперь звучал по-другому: «У вас хороший стиль!» Одеваться со вкусом означало уметь сочетать вещи, выдерживая стиль. Важнейшими критериями хорошего стиля являлись его чистота и законченность. Следовало помнить, например, что сумка на длинном ремне подходит к брюкам, но никак не к английскому костюму, джинсы нужно носить не с пиджаком, а только с курткой, и уж совсем недопустимо надеть к романтическому платью спортивную обувь. Эклектика, то есть смешение стилей, считалась синонимом безвкусицы и была так же недопустима, как и старомодность самого стиля.

Если раньше надо было угнаться за модной формой, то теперь – уследить за сменой модных стилей. Два-три сезона, – и вот уже фолк не в моде, ему на смену приходит ориент, сафари сменяет милитари, а после диско следует джоггинг. В 70-80-е годы стили входят в моду и выходят из нее, как ранее длина юбки и высота каблука.

Какие же стили в моде сейчас? Можно ответить одним словом – все! Да, с ними произошло то же, что и с модной формой. Мы вернули в пользование все стили, которые когда-либо появлялись: от минимализма до гламура, от фолка до афро, от хиппи до рейва, а также любые ретро-стилизации от позапрошлого века до 1980-х. Мне удалось насчитать около сотни стилей и мотивов, используемых современной модой. Какие-то из них приобретают большую коммерческую остроту в том или ином сезоне, другие – ненадолго уходят в тень, но все они живы и актуальны сегодня. Но главное – канули в прошлое представления 70-х о необходимости чистоты и выдержанности стиля. Всё можно смешивать со всем. Вариантов – тысячи, а точных рецептов нет.

Итак, борьба за возможность альтернативы, начатая хиппи 40 лет назад, завершилась. Вместо четких директив от сезона к сезону – полная вседозволенность и право на индивидуальность. Но добившись свободы, мы с ужасом назвали ее хаосом, оказавшись растерянными перед проблемой выбора из такого широкого диапазона.

Модный имидж
В действительности то, что мы поспешили назвать хаосом, означало переход к новому порядку. К 1990-м годам мы доросли до третьего, высшего уровня в отношении к моде, и главной ее категорией стало понятие имидж. Это слово, в переводе с английского означающее «образ», мы позаимствовали из театра и литературы, сделав его самым популярным термином моды наших дней.

«У вас стильный имидж!» – говорим мы сегодня, желая сделать кому-нибудь комплимент. Но это не просто мода на красивое словосочетание. Имидж, в отличие от стиля, всегда неповторим. Ведь он включает в себя не только одежду, прическу и макияж, но и самого человека – его внешность, походку, голос и манеру себя вести, его социальный статус и отношение к жизни.

А как изменились иллюстрации в модных журналах! Канули в прошлое серии статичных фото с характерными заголовками вроде «Модные костюмы для осени». Вместо них – имиджевые фотосессии и сюжетные fashion stories, напоминающие скорее психологические портреты, нежели фотографии модной одежды.

Что ж, разбираться в современной моде гораздо сложнее, чем полвека назад. Сегодня это значит владеть всеми тремя уровнями отношения к моде: прежде всего ориентироваться в стильных имиджах, но при этом следить и за модными формами, и за актуальными стилями. Игнорировать коммерческую моду глупо, но становиться ее рабом – глупо вдвойне.

Конечно, какие-то формы и стили могут стать более актуальными в том или ином сезоне. И в многочисленных дамских журналах мы можем встретить советы вроде следующего: «Если у тебя есть мини-юбка – выбрось ее! В этом сезоне самая модная длина – миди!» Не считай этот призыв директивой, а воспринимай его исключительно как коммерческое предложение. Ибо все многообразие современных форм и стилей – сегодня лишь варианты для выбора. А критерием этого выбора должна служить не актуальность и «трендовость» самой вещи и даже не чистота и выдержанность стиля, но только лишь гармония твоего собственного имиджа.

Отвечая на вечный вопрос «Что сегодня в моде?», мы говорим: в моде индивидуальность, в моде то, что тебе подходит, в моде – ты сам.

http://www.pomada.ua/index.php?option=com_k2&view=item&id=1568:концепция-и-парадоксы-современной-моды&Itemid=270

Внимание! 9-11 апреля 2014 года Константин Богомолов проведет в Киеве семинар "Профессиональный имидж-дизайн: шоу-бизнес, политика, реклама". Детальнее о семинаре: http://www.estet.com.ua/events.php?id=63


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Культура, творчість Саморозвиток Спорт, здоров'я