Мышцы имеют память
Этот случай произошел совсем недавно в «городе контрастов» - Стамбуле. Мы сидели на террасе замечательного ресторана с видом на Босфорский залив и наслаждались «здесь и сейчас»...
Когда пришла пора просить счет, моя подруга замешкалась и вдруг, совершенно неожиданно для меня, сообщила, что «даже не знает, как это сделать». На ее лице я прочитала смущение, замешательство и даже какую-то беспомощность. Вначале мне захотелось помочь и самой позвать официанта – мне бы это не составило труда. Но в следующий момент я выпалила: Я ВИЖУ, ЧТО ТЕБЕ ЭТО СДЕЛАТЬ ТРУДНО, ПОЭТОМУ ДЕЛАЙ!
Да, долго мы после этого обсуждали эту ситуацию. А ведь на самом деле, любопытная история получилась! Эта фраза так нежданно-негаданно вылетела у меня из подсознания, что я даже не успела нажать на внутреннюю кнопку КОНТРОЛЬ. Все просто - мне столько раз приходилось в жизни делать трудные, кажущиеся невыполнимыми вещи, что удержать эту фразу просто не получилось.
Я ВИЖУ, ЧТО ТЕБЕ ЭТО СДЕЛАТЬ ТРУДНО, ПОЭТОМУ ДЕЛАЙ! Вспомните, сколько раз это продвигало Вас по жизни, делало мудрее, сильнее и ресурснее.
Любая трудная ситуация это опыт. Как с тренировкой мышц в спортзале. Год назад я начала индивидуальные тренировки с инструктором по пилатесу. Как только я «со скрипами» приступила к выполнению первого комплекса упражнений, она спросила: «Чем занималась раньше?» Я удивленно посмотрела на нее и спросила: «Откуда Вы знаете?». «Мышцы помнят», - ответила она. Эта фраза тогда очень сильно срезонировала во мне. МЫШЦЫ действительно ПОМНЯТ. Ничего из того, что мы делаем не проходит бесследно.
Теперь о том, как мы приобретаем опыт. Получая новые знания, мы проходим четыре ступени, которым современная психология дала следующие названия:
- Неосознанная компетентность
- Осознанная некомпетентность
- Осознанная компетентность
- Неосознанная компетентность
Кажется слишком заумным? Давайте быстренько разберемся!
Итак, неосознанная компетентность или «я не знаю, что я не знаю». Это этап в нашей жизни, на котором мы не подозреваем о существовании какого-либо явления, ситуации, необходимого навыка. Живем себе спокойно и счастливо, пока вдруг …упс… не осознаем, что мы чего-то не знаем. Например, Вы владеете английским языком на среднем разговорном уровне, потом записываетесь на курсы и, «копнув глубже», обнаруживаете к своему великому неудовольствию, что есть так много грамматических структур или новых слов, о которых Вы и не подозревали!
Здесь-то Вы и попадаете на уровень осознанной некомпетентности или другими словами «я знаю, что я не знаю». Этот уровень конечно не из самых комфортных, а вернее совсем некомфортный! Ведь здесь приходится признать, что Вы чего-то не знаете или не умеете и проходить через мучительные упражнения, чтобы научиться это делать, выйти на уровень навыка, довести действие до автоматизма. Это может оказаться одинаково трудно как технически, так и психологически. Особенно для взрослого человека, который не хочет выглядеть глупо или смешно. Но если хочешь в жизни достигать успеха, то приходится снова и снова садиться за «школьную парту», даже если коленки уже не помещаются и бантики в косички Вы уже не вплетаете. Этап осознанной компетентности хоть и болезненный, но очень витаминный. На нем происходит основная работа, благодаря которой мы переходим на новый уровень.
Этот уровень – осознанной компетентности или «я знаю, что я знаю». Это ситуация, в которой мы сознательно используем полученные знания или техники. К примеру, Вы попали на тренинг по проведению эффективной презентации, узнали, что существуют определенные техники, о которых и не подозревали (неосознанная некомпетентность), проработали их на тренинге в различных упражнениях (осознанная некомпетентность), и когда спустя время Вы презентуете свой продукт клиенту, Вы радостно отмечаете про себя, что сейчас используете технику «вербальных картинок» или «раппорт по голосу». Или, например, научившись кушать суши специальными палочками, с радостью идете в японский ресторан и демонстрируете свои умения окружающим. Другими словами, Вы осознанно подходите к выполнению определенных действий, понимая, что Вы делаете и куда это Вас приведет.
И вот, оттачивая навыки и используя для этого все возможные ситуации, Вы наконец-то попадаете на уровень неосознанной компетентности или «я не знаю, что я знаю». Говорят, что если у сороконожки спросить, как она умудряется синхронно перебирать своими сорока лапками, то она попросту упадет. Почему? Потому что делает она это неосознанно. Вы пробовали когда-либо спросить носителя языка, почему они выбирают в этой ситуации именно эту грамматическую структуру? И как? Или попросить опытного водителя объяснить, как ему удается так искусно выруливать? Часто, ответов Вы не получите. Люди просто неосознанно делают что-то хорошо. Просто они уже забыли о том, что этапу неосознанной компетентности предшествовали три других.
Поэтому не отчаивайтесь! Просто делайте! Дерзайте! Делайте шаг вперед из «я не знаю, что я не знаю», проходите через дискомфорт этапа «я знаю, что я не знаю», не засиживайтесь на «я знаю, что я знаю» и стремитесь в «я не знаю, что я знаю»! Ведь на этом четвертом этапе настоящее мастерство, творчество, полет и реальные достижения! Когда видите, что сделать трудно, просто делайте! Помните, мышцы имеют память!
Начинайте делать то, что необходимо. Затем то, что возможно. И вдруг вы увидите, что делаете невозможное. Так говорят англичане. Почему бы не попробовать?
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг Психологія, емоційний інтелект Саморозвиток