Стратегия или стратегическая ошибка тренинговых компаний
На рынке тренинговых и консалтинговых услуг наблюдается значительный спад. А почему? Если консультанты - это люди, которые знают, как правильно разработать правильную стратегию, то спрос должен вырости в разы. Но это не произошло. В чем причина?
В чем прелесть кризиса, так это в том, что он все расставляет на свои места. Стабильность и сытость притупляют зрение и интуицию, возвеличивают форму и пренебрегают содержанием.
Вернемся на 1,5-2 года назад. О чем нам говорили и писали ведущие тренинговые компании и самые популярные тренеры? «Как поставить цель и достичь ее»… «Наша компания только в этом году провела более … тренингов по стратегическому планированию для своих корпоративных клиентов»… «Мы – лидеры на рынке обучения. Наши клиенты – самые крупные банки (страховые компании, пр.) Украины»… (указывалось какие).
А что заказчики? Пройти обучение у «крутого» тренера или в «крутой» компании – это «круто». Нужен корпоративный тренер – берем! А как же мы раньше жили без миссии и без стратегии?!
Теперь давайте посмотрим вокруг. Где сегодня те банки, для которых проводилось обучение? А где те компании, в которых топ-менеджеры вместе с тренерами-консультантами разрабатывали стратегии?... Правильно, именно там.
На рынке тренинговых и консалтинговых услуг тоже отмечается большое падение спроса как на тренинги, так и на консалтинг. Об этом сейчас не много, но все-таки пишут и говорят. И вот теперь возникает вполне закономерный вопрос: а почему так? Если VIP-клиент постоянно заказывал тренинги всех уровней, то у него все как раз должно быть хорошо. Ведь он правильно разработал миссию и стратегию, правильно поставил правильные цели и правильно разработал правильный путь к их достижению. Все под контролем…
Если так, то спрос на услуги таких консультантов, тренеров и компаний, агентств должен сейчас возрасти в разы… Ведь это чуть ли не единственные люди, которые знают, что реально сейчас нужно делать. А спрос упал. Серьезно упал.
Что-то не сходится. Ведь когда начинается эпидемия гриппа, то в больницах выстраиваются очереди к врачам, и это при громких нареканиях на нашу отечественную медицину…
Вокруг же консалтинговых и тренинговых услуг – тишина. Мы все – культурные люди и не выносим сор из избы. Кто не доволен, тот просто еще недорос до уровня тренингов. Да и тренеры, как люди образованные, всегда могут аргументировано доказать, где и в чем конкретно клиент не то, чтобы не прав (клиент всегда прав), а просто заблуждается. А кому хочется быть дураком?
Но это было бы еще полбеды. Результат тренинга, к сожалению, часто оценивается на уровне: «нравится – не нравится». Вот тренер или компания и стараются «понравится». А как скажите сразу можно оценить правильность стратегии, постановки целей, разработки плана достижения целей?! Вот сейчас и пришло время этой оценки. И каждый видит, где сейчас его стратегия, его цели и его планы. Отсюда и кризис на рынке консалтинга. А вовсе не потому, что строители перестали строить, а банки – кредитовать.
Представляю, какая волна негодования сейчас поднимается среди тренеров и консультантов! «Мы гарантируем посттренинговое сопровождение», «мы до сих пор поддерживаем замечательные отношения со всеми своими клиентами…»! Я тоже поддерживаю отличные отношения с огромным количеством людей, … но не собираюсь с ними работать. Они – отличные люди, интересные собеседники, но для работы сейчас мне нужны какие-то другие качества от моих партнеров.
Пора открыто признать, что в тренинговых компаниях работают не боги, а такие же люди как и в любой другой компании. Ни для кого не секрет, что текучесть кадров в тренинговых компаниях не самая маленькая, а уж сколько раз эти компании делились, распадались и отделялись… А ведь, кто как не сами эти компании учат других, как правильно разработать мотивацию, как найти и сохранить персонал и т.д.
Опять приходит на ум аналогия с врачами. Любой из нас знает, что операция по удалению аппендицита является одной из самых простых, но существует статистика, которая показывает, что летальный исход при этом порядка 2%. Это очень немного, но тот, кто ложится под нож, не знает, какую статистику пополнит именно он. А жизнь только одна. Своя.
А вот в тренинговых компаниях такого нет. Все тренинги и проекты делятся на удачные, очень удачные и те, что превзошли все ожидания. Это потому, что клиент умирает не сразу – его успевают «выписать из больницы». А, значит, никто не виноват… Получается, что ВСЕ проекты и тренинги успешны! Это никого не настораживает?
Качество услуг оценивать сложнее всего. Допустим, хирург провел операцию. Как оценить: хорошо или плохо? Если больной жив, значит – хорошо. А, может, другой врач смог бы сделать меньший разрез и выздоровление прошло бы значительно быстрее. Значит, плохо. А если другой врач вообще бы не смог справиться с этим случаем? Значит, хорошо… Так можно долго гадать. Решение каждый принимает сам.
Пару лет назад вы участвовали в тренинге по стратегическому управлению. Кроме всего прочего, вам пришла идея как провести ротацию персонала, что после осуществления этой идеи принесло 20%-ное увеличение эффективности. Да, сейчас разработанная тогда стратегия не совсем то, что надо. Но тогда вы смогли заработать для компании N-ную сумму сверх плана. Это хорошо или плохо?
У компаний сегодня нет лишних денег. Но когда вам плохо, а вы знаете, что какое-то лекарство может помочь, разве вы не откажетесь от последнего, не станете собирать по родственникам и знакомым деньги, чтобы купить это лекарство? Если компания еле дышит, но вы уверены, что тренер или консультант вам поможет, разве вы не найдете деньги для спасения? С другой стороны, если нет доверия к компании или тренеру (или, часто, к продукту, который предлагается), если это все то, что было раньше, только под новыми названиями, кто это купит? Кризис, господа.
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Залишити коментар
Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Лідерство, тімбілдинг Менеджмент, керування, KPI