Методы, средства и инструменты воспитания в творческой студии "Жемчужина"

Методы, средства и инструменты воспитания в творческой студии "Жемчужина"

В каждом ребенке заключена своя «жемчужина», огромный творческий потенциал, и задача родителей, педагогов – помочь ему максимально раскрыться. Помочь обрести и развить в себе те качества, которые сделают ребенка счастливым в своей жизни.

В наше время мы много внимания уделяем умственному воспитанию ребенка. Хуже обстоит дело с нравственным воспитанием, с воспитанием культуры человеческих чувств. Порой родители прилагают все силы, чтобы их ребенок научился как можно раньше читать, считать, поступил в престижную школу, и забывают о развитии его духовного мира. И тогда вырастает человек с неразвитой эмоциональной сферой, не способный к сопереживанию, холодный, замкнутый. Почему, несмотря на то, что мы активно развиваем и обучаем наших детей, они часто не умеют общаться, не могут проявить и применить полученные знания, неспособны анализировать, обобщать, принимать решение, проявлять творческую инициативу? Как избежать этих подводных камней, помочь своему ребенку стартовать в самостоятельную жизнь, не сбиться с курса, оснастить свой корабль жизни всеми необходимыми качествами и быть на этом корабле капитаном? Как подарить ребенку радость открытий, осознание своих возможностей, уверенность в своих силах? И достаточно ли только привить ему определенные навыки и дать необходимые знания? Как воспитывать творческую, активную, самостоятельную личность?

Методика «Воспитание искусством» ценна именно этими «как». Она реальна, эффективна и развивает то, что необходимо именно в этом возрасте до 6-7 лет, когда закладываются все те качества, которые понадобятся человеку в жизни. Если в этом возрасте не развить творческое воображение и образное мышление ребенка, не использовать его способности эмоционального восприятия, не открыть для него мир музыки, искусства, не уделить должного внимания эмоциональной сфере, то в дальнейшем сделать это  будет гораздо сложнее.

В этот ценный период детства закладываются определенные модели поведения и отношения к миру, к окружающим людям, к себе, способы взаимодействия с этим миром. Поэтому и корректировать поведение через игру, сказку в этом возрасте легче и эффективнее благодаря необыкновенной эмоциональности и восприимчивости детей.

А огромную помощь в воспитании маленького человека, в развитии его эмоциональной сферы и личностных качеств может оказать искусство, и, особенно, классическая музыка, говорящая на языке эмоций. Сказка на основе классической музыки является основой наших занятий. Погружаясь в нее, ребенок накапливает опыт проживания различных эмоциональных состояний. Он начинает фиксировать свои чувства, понимать и оценивать их, а в дальнейшем и управлять ими. Начинает лучше понимать себя, других людей,  сознавать, что ему хочется. Приходит понимание причин, вызвавших какую-либо эмоцию. А если чувства ребенка развиты, если он в состоянии определить и назвать их, то он может вызвать их в себе в определенный момент и произвольно изменить их. Это значит, что он будет выразителен в любом творчестве – будет выразительно танцевать, рисовать, читать стихи. Будет выразительно и убедительно говорить. Ребенок с развитыми чувствами легче справляется с жизненными трудностями, ведь эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их восприятием. Так формируется личность, умеющая сама справляться с проблемами, понимающая, что для нее важно в жизни.

Не перестаю удивляться и радоваться, когда замечаю, что дети второго года обучения все более способны менять по своему желанию свое эмоциональное отношение к ситуации, что свойственно далеко не всем взрослым. Они приобретают большую вариабельность в поведении, легче вступают в контакт, раскованны, и в то же время чувствуют границы других людей. Дети приучаются к тончайшему анализу ситуаций, поступков, характеров, интерпретаций.

Развитие эмоциональной сферы – процесс длительный и объемный. Вначале мы накапливаем определенное количество реальных ощущений, эмоций, переживаний, знаний. Играя, слушая музыку, танцуя, рассказывая и сочиняя сказки, мы решаем одновременно несколько задач. Но в первую очередь – это обогащение эмоционально-чувственного мира ребенка. Чувства, переживания, эмоции дети выражают и мимикой (показать глазами, что лиса хитрая; показать взглядом, чего она хочет или что чувствует), и жестами, и позой (игра в «живые скульптуры», показывающие, например: жалость, восторг, превосходство, порыв и т. д.), пластической и танцевальной импровизацией.  

 Потом этот накопленный эмоционально-чувственный опыт углубляется, систематизируется, переводится в словесную форму. В работе над интонацией, выразительностью голоса на помощь приходит поэзия, «проживание стихотворений». Музыка, поэзия, танцевальная импровизация постоянно дополняют друг друга, обогащают.

 Особенность этой методики в том, что мы не выделяем какую-то одну эмоцию, посвящая ей отдельное занятие. Мы проживаем вместе с героями сказки все возникающие чувства: радуемся, страдаем, возмущаемся, удивляемся и т. д. И тут же выражаем эти чувства мимикой, движением, пластикой, позой, интонацией. Это живой спектакль, в котором от поведения героя зависит, как будет развиваться сюжет. «От того, как я поступаю, зависит, как складываются отношения в моей сказке. Я сам формирую среду». И вот появляется уже несколько вариантов одной сцены и от того, как поступит героиня – Золушка, Белоснежка, бабочка,- зависит, как будет складываться ее жизнь. Постоянно звучит: «А как в твоей сказке?», «А что, если …?», «Покажи, как …». Ребенку дается возможность осознанного выбора, что развивает самостоятельность и ответственность. Педагог не дает готовых ответов, тут требуется умение поставить вопрос так, чтобы активизировать мысль и чувства, подвести к самостоятельному открытию. Сказка живет, захватывает, потому что ты – участник, ты проигрываешь множество ролей и переживаешь множество чувств в течение каждого занятия. Живая сказка вызывает у детей примеры из их жизни. И наоборот, - образы, модели поведения, проигрываемые на занятии, входят в повседневную жизнь ребенка.

 Мы ничего не разучиваем, мы импровизируем на ходу, вслушиваясь в музыку. А импровизация (танцевальная, вокальная, ритмическая, актерская) развивает творческую активность, мобилизует мысль, чувства, пробуждает воображение, интерес и уважение к творчеству других людей. Появляется динамичность, сосредоточенность, выразительность. Ведь и в жизни нам приходится постоянно импровизировать, действовать в меняющихся обстоятельствах, входить в новую роль, оценивать ситуацию. И хорошо, если мы научились анализировать то, как наши слова и поступки влияют на отношение к нам и события вокруг нас.

 Важно отметить, что на занятиях, играя, мы ничего не изображаем, а делаем все по – настоящему. Это не просто игра, а своего рода моделирование ситуаций, с которыми ребенок сталкивается или столкнется в жизни. Проигрывая разные роли, ребенок приобретает опыт различных моделей поведения, постоянно делает выбор («а как ты поступишь в этой ситуации?») и анализирует последствия этого выбора. При этом приобретается опыт, качества и навыки, необходимые в жизни.

За счет эмоционального насыщения и того, что ребенок играет много ролей и от каждой что-то берет, у него, в какой-то степени, меняется характер. Например, в сказке по музыке Э. Грига «Пер Гюнт» у нас гномы – герои с разными характерами: Умник, Весельчак, Ворчун, Нытик, Забияка, Добряк, Любознательный и др. Каждый из них в одной и той же ситуации реагирует и ведет себя по-своему. И если вначале для ребенка была характерна 1-2 модели поведения (веду себя чаще всего как Плакса), то к концу этого цикла занятий таких моделей поведения становится несколько, появляется выбор. «Я могу добиться своей цели не только слезами и нытьем, а убеждением, как Умник, или лаской, как Добряк».

Дети по своей природе очень эмоциональны, пластичны, восприимчивы, моментально и естественно входят в образ, включаются в игру. Для них грань между воображаемым и реальным условна и легко преодолима. Мы развиваем фантазию детей, а фантазия расширяет границы мышления, делает его гибким, способным творчески решать жизненные задачи. Активное воображение приводит к созданию образов и затем к реализации их. Оно является основой любого творчества. А для решения наших педагогических задач активное воображение – один из главных помощников. С его помощью мы можем перенестись в любой мир. «А что происходит в твоей сказке?»

Чтобы другие это тоже увидели, почувствовали, - надо описать все как можно ярче, образнее и подробнее.

 На занятиях мы активно используем метод открытий – метод, позволяющий детям самостоятельно открывать многие закономерности жизни и искусства. Мастерство педагога заключается в том, чтобы поставить вопросы в нужное время и в нужном месте, эмоционально вовлечь детей. Именно наводящие вопросы с легкостью приводят их к знанию, которое в считанные минуты становится усвоенным. И это без нудных объяснений и нотаций. Открытия, которые совершают дети в процессе обсуждения и разыгрывания ситуативных сценок, поражают и взрослых, и их самих. И эти открытия, маленькие и большие, прочно входят в их жизнь. Постепенно мы переходим на самообучение и самовоспитание.

Как происходит одновременное развитие ребенка при помощи музыки, искусства, воображения, игры, сказки, импровизации, рассмотрим на примере первых занятий. Это цикл «Карнавал животных» К. Сен-Санса, пьеса «Интродукция и марш льва». В ходе проигрывания у ребенка закладывается позитивная модель поведения: «Я, – как солнце, – отдаю, согреваю, и тогда мне все радуются. Я получаю в ответ то, что отдаю, - радость, любовь». А если я, как колючая льдинка, все замораживаю?.. Еще один важный образ – это образ главного (Льва). Всегда и везде должен быть главный. Лев следит за порядком, чтобы никто никого не обижал, всех любит, но строгий. Строгий – это хороший. (А чаще в этом возрасте бывает, что тетя, которая сделала укол в больнице или что-то не разрешила, - «плохая»). Если Лев не будет строгим, то звери могут друг друга обижать. К детям: «Вы же друг друга не обижаете?» В различных конфликтных ситуациях (на занятии, дома): «А как бы Лев тут сказал?» Ребенку важно отвлечься и сосредоточить внимание на «р-р-р». Не я на детей рычу, а они сами на себя. Ребенок сам себе делает замечание, приучается к самодисциплине. Начинается самовоспитание, что всегда эффективней. Ребенка убираем из роли наказуемого, а взрослого – наказующего.

Помимо этого развивается слуховое внимание, ведь важно в музыке не пропустить ни одного «р-р-р»; чувство ритма. Включается и начинает активно работать воображение. «Какой у тебя Лев?» Взрослый своими вопросами помогает ребенку увидеть яркий образ и описать его. Происходит параллельное развитие речи и воображения. А также индивидуальности, принятия всех. Ведь у каждого свой Лев, со своим характером, настроением. Нет красивого и некрасивого, хорошего и плохого. Развивается умение сочинять, взаимодействовать, слышать друг друга, внимание и интерес друг к другу. С каждым последующим проигрыванием этой пьесы добавляются новые задачи – показать, как будет двигаться, смотреть, рычать Лев: хитрый, могучий, ласковый, обиженный, важный, игривый и т.д. Ребенок, проигрывая разные образы, приобретает качества, которых ему недостает в жизни. Расширяется диапазон чувств и эмоций, появляется умение переключать их, менять роль, входить каждый раз в новую задачу и решать ее.

Эта методика вырабатывает личностные лидерские качества (открытость, осознанность, искренность, ответственность, динамичность, гибкость), что дает ребенку мощный старт в дальнейшую жизнь.

Автор статьи Ирина Коваленко. 


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Культура, творчість Психологія, емоційний інтелект Саморозвиток