Говори убедительно, высказывайся ярко!

Говори убедительно, высказывайся ярко!

Как же добиться, чтобы наше общение приносило целенаправленный позитивный результат? В нашей жизни примеров немало, но как выделить самое полезное, как организовать любое общение так чтобы оно стало эффективным. Как избежать ошибок?

В современном обществе эффективной коммуникации отводят одну из первых ролей. Умение качественно взаимодействовать с коллегами по работе, деловыми партнерами, дома, с родными и близкими — является одной из составляющих успешности. И естественно, люди, которые могут общаться лучше других, обычно более успешны, они достигают большего.

Это не означает, что они знают какие-то тайные науки, или их специально тренировали в недрах разведки. В большинстве своем нет. Просто они умеют общаться лучше, чем другие. Одни намного, другие чуть-чуть — но даже это небольшое преимущество дает им приличный выигрыш, что может проявляться как в карьере, так и общении с противоположным полом и умении заводить друзей.

На тренингах часто приходится слышать вопрос «А что же такое эффективное общение?».

Подобный вопрос уже не ставит в тупик, но действительно ответить на него бывает сложно. Проще показать эффективную коммуникацию, чем разложить по полочкам как общение может быть эффективным или неэффективным.
Что же такое эффективная коммуникация или эффективное общение? Простая лобовая логика нам дает ответ, что это общение, которое дает эффект.
Другими словами:

Эффективная коммуникация = общение + позитивный результат

Как же добиться, чтобы наше общение приносило целенаправленный позитивный результат?

Наверняка в нашей жизни таких примеров немало, но как отделить и выделить самое важное и полезное, как организовать любое общение так чтобы оно стало эффективным. Как избежать ошибок?
Изучение коммуникации, а особенно эффективной коммуникации, напоминает притчу, описанную Идрисом Шахом в своей книге «Сказки дервишей».

Попробуем пересказать ее.
«За горами был расположен большой город. Все его жители были слепыми.
Однажды какой-то чужеземный король со своим войском расположился лагерем неподалеку от города в пустыне. В королевском войске был огромный боевой слон, прославивший себя во многих битвах. Одним своим видом он повергал врагов в трепет.
Всем жителям города не терпелось узнать, что же это такое -- слон, и несколько слепцов поспешили к королевскому стану, чтобы выполнить эту задачу.
Не имея никакого понятия о том, какими бывают слоны, они принялись ощупывать слона со всех сторон.
Каждый из них, ощупав какую-нибудь его часть, решил, что теперь знает все об этом существе.
Когда они вернулись, их окружила толпа нетерпеливых горожан. Пребывая в глубоком заблуждении, слепцы страстно желали узнать правду от тех, кто сам заблуждался.
Люди наперебой расспрашивали слепых экспертов, какой формы слон, и выслушивали их объяснения.
Человек, трогавший ухо слона, сказал: "Слон -- это нечто большое, широкое и шершавое, как ковер".
Но тот, кто ощупал хобот, сказал: "У меня есть о нем подлинные сведения. Он похож на прямую пустотелую трубу, страшную и разрушительную".
"Слон могуч и крепок, как колонна", -- возразил другой, ощупавший ногу и ступню слона.»
Часто люди, которые хотят научиться общаться эффективно напоминают «экспертов по слонам».

На что же похож слон по имени «Эффективная коммуникация»?
Если по примеру экспертов из притчи мы пойдем щупать этого слона, мы нащупаем нескольких важных элементов и техник:

  • Умение ставить цель
  • Умение организовать качественный контакт
  • Уверенность в себе и в своих силах
  • Умение задавать вопросы
  • Умение слушать
  • Умение понимать человека
  • Умение делать комплименты и хвалить собеседника


Опытным путем мы сможем убедиться, что в любом эффективном общении будут присутствовать несколько (а может и все) элементы.

Целедостижение и целепологание.
Эффективная коммуникация это общение, у которого есть цель. О необходимости цели в последнее время сказано, написано, отснято, доложено так много, что, кажется, темных мест в этом вопросе не существует. Нам понятно раз и навсегда что цель нужна и нужна очень. Говорят что правильно поставленная цель это половина дела. И правильно говорят. Цель помогает лучше понять, что нам надо делать, цель помогает избежать многих ошибок. Но часто, как только начинается выступление или общение, мы забываем о целях и задачах и полностью ныряем в процесс.

Качественный контакт.
Есть момент, с которого все начинается. Есть момент, с которого начинается выступление и с которого начинается общение. Этот момент мы называем первым контактом. Народная мудрость оставила нам выражение: «Встречают по одежке». И чего мы только не делаем, чтобы по одежке приняли хорошо: повязываем непривычный для нас галстук, начищаем до блеска обувь, просиживаем часами у парикмахера и неделями подбираем оригинальную одежду. Но почему бы нам не позаботиться о «психологической одежке»? По ней ведь тоже встречают!

Уверенность в себе.
Можете ли вы назвать себя уверенным в себе человеком? У каждого человека возникают в связи с этим понятием целый ряд ассоциаций: уверенность, спокойствие, самодостаточность и независимость, сильная воля, эмоциональное равновесие, умение выдерживать стрессовые ситуации, самообладание, умение выбрать оптимальное решение в сложный момент. Конечно, каждый хотел бы обладать всем этим набором качеств. Более того, мы всегда, вольно или невольно, оцениваем людей по этим параметрам, и быть рядом в жизни и общаться всем хотелось бы в первую очередь именно с такими людьми.

Психологически сильный и уверенный в себе человек легко производит благоприятное впечатление.
Обладание хорошей уверенностью и внутренней силой само по себе является магическим средством для эффективного влияния на окружающих. Люди чувствуют силу и избегают вступать с таким человеком в конфликты, не решаются посягнуть на его интересы и даже часто уступают свои интересы «без боя».

Однако на 100 % всегда и везде уверенных в себе людей не бывает. Приведу известный исторический факт. Французский император Наполеон Бонапарт, завоеватель Европы, выдающаяся личность и сильнейший духом человек, наводивший одним своим именем восторг на друзей и ужас на врагов - и тот однажды упал от страха в обморок, когда ему надо было выступать перед своим войском с приветственной речью.
Уверенность в себе приходит вместе с опытом выступлений, с опытом эффективного общения.

Вопросы. Умение или искусство?
Для всех нас задавать вопросы это естественно, как и, естественно, на них отвечать. Вопросы бывают очень разнообразными, но еще более разнообразными могут быть цели вопросов. С помощью них можно узнать информацию, наладить общение, указать на недостатки, похвалить, пошутить, высмеять, мотивировать, подтолкнуть к чему-либо или оттолкнуть от чего-нибудь. Вопрос в общении напоминает игру с мячом, если мы бросим его собеседнику - мяч поймают и скорее всего, бросят нам назад. Вопрос вовлекает собеседника в беседу, вопрос дает возможность высказать свою точку зрения. Но, как и в игре с мячом, очень многое зависит от того, как вы проведете бросок – как зададите вопрос, как ваш вопрос будет соотноситься с настроением собеседника и отношением к вам (либо к вашей профессии, фирме и т.д.).

Умение слушать и слышать.
Искусство слушать собеседника – одно из важнейших в общении, но почему-то обычно ему уделяют достаточно мало внимания. В общем, все проблемы общения сводятся к двум: люди часто не умеют высказывать свои мысли и люди часто не хотят выслушать мысли других. Внимательное слушание помогает нам получить полезную информацию, а невнимательное слушание подсказывает собеседнику, что его мысли для нас неинтересны.
Некоторым талант слушать дан «от природы». Но большинство из нас, простых смертных, должно постигать это искусство, пройдя настоящие тернии, ломая в себе устоявшиеся привычки, воспитывая искренний интерес к людям и тому, что они говорят, постигая приемы профессионального слушания.

Умение делать комплименты.
Каждый человек хочет услышать в свой адрес искрений комплимент. Комплимент это хороший способ расположить к себе человека. Это хороший способ расположить к себе аудиторию, если они сделаны красиво. Так же это хороший способ нажить себе врага, если комплимент не получился. Что же такое комплимент? Комплимент это небольшое преувеличение достоинства, которое собеседник желает видеть в себе. Так же комплиментом можно назвать подчеркивание достоинств человека или предмета, которых собеседник считает близким себе (дети, политическая партия, машина, футбольная команда…).

Трудно переоценить вклад качественной коммуникации в человеческих заимоотношениях и жизни в целом.

Успехи и неудачи в нашем ежедневном общении с друзьями, родственниками и сослуживцами определяются своими законами. Надеемся что, используя эти законы и уделяя чуть больше внимания «мелочам», мы сможем сделать свое повседневное общение легким, приятным и эффективным.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Продажі, кол центр, робота з клієнтами Психологія, емоційний інтелект