Что такое командная работа или как создать эффективную команду?
«Люди это и есть бизнес. Без людей Вы не сможете построить успешный бизнес»
Я давно изучаю такие вопросы как: эффект командного взаимодействия, феномен лидерства в команде, и как из группы людей создать классную команду.
В этой статье я и решил высказать свои мнения и дать некоторые практические советы по этим вопросам.
И первый вопрос, может ли быть бизнесмен (предприниматель) успешен в своем бизнесе без команды? Позвольте провести аналогию и задать другой вопрос. Может ли выиграть полководец войну без армии, может ли тренер выиграть футбольный чемпионат без игроков, может ли политик выиграть выборы без команды помощников, может ли конструктор завода создать какую-либо продукцию без работников? Ответ очевиден, конечно, нет!
Иногда на тренингах, когда я задаю подобный вопрос, участники пытаются спорить и спрашивают, а ведь бывает некомандный вид спорта? Я спрашиваю, какой? Как правило, отвечают бокс, теннис, фехтование или шахматы. Ну, давайте посмотрим, разве у них нет тренера, или им не нужен спарринг партнер, с кем они отрабатывают свою тактику? Да они сами выигрывают золото, но к этому их подготовила команда!
Это и есть эффект командного взаимодействия, когда каждый играет в команде свою роль, и вся команда работает на победу. И поверьте, что не только спортсмен радуется победе, но все те, кто его к ней привели.
Я уверен, что эффективный бизнесмен не может обойтись без своей команды. И я не говорю о ее количестве, я говорю о качестве ее работы! Что не может сделать один человек в бизнесе, то сможет сделать хорошо подготовленная команда. И как сказал в своей книге Ричард Брэнсон «Бизнес в стиле Virgin»: «Люди это и есть бизнес. Без людей Вы не сможете построить успешный бизнес».
Тогда, что же такое команда?
Если я у Вас спрошу, что такое команда, то, скорее всего вы ответите, что команда – это группа людей, объединенная какой-либо целью. Но тогда возникает вопрос, зачем ко мне и другим тренерам обращаются руководители компаний с просьбой провести какие-либо мероприятие с целью создания команды. Это люди, которые работают на фирме, у которых по идеи уже есть общая цель. И можно ли назвать любую группу людей митингующих на площади эффективной командой, хотя предполагаем, что они вышли ради какой-то цели. Думаю, что нет. Одна небольшая провокация, то есть дестабилизирующий фактор, и такая команда сразу разбежится.
4 фактора успешной команды:
1. Подумайте о лидерстве.
Лидерство – это способность влиять. Так написано во многих книгах по лидерству.
Проверьте себя, имеете ли вы влияние на людей, которые вокруг вас. Если да, то вокруг вас обязательно будет создаваться команда. Люди тянутся к сильным личностям, к тем, кто способен им что-то дать. И я не имею в виду только материальные ценности, хотя это тоже важно, а говорю об идеи, вокруг которой люди и объединяются. Если вы пока не обладаете лидерскими качествами, и люди к вам не тянутся, то у вас и не будет команды. Помните – люди тянутся к тем, кто им интересен! И еще, феномен лидерства гласит, что где есть два и более человека, там обязательно будет лидер. Если вы руководитель, но не лидер, то обязательно им станет кто-то другой.
Поэтому, подумайте о своем лидерстве и о сильной лидерской команде!
2. Подумайте об идеи.
Как я уже писал, люди объединяются вокруг какой-либо идеи. Она как магнит, которая притягивает разных людей в одну команду. Я, разговаривая с разными лидерами, часто слышу, «я ищу идейных людей». Идея, а из нее появляется и цель, и стратегия становится сердцевиной жизни команды. Может лидер поменяться, но если живет идея, то и будет жить команда. Опять же это можно увидеть в истории наций, именно поэтому каждый народ думает о национальной идеи. Это можно увидеть в истории развития компаний, таких как Apple, Ford и других лидеров рынка.
Подумайте, какую идею вы предлагаете? Насколько она интересна вашим людям? Насколько она отвечает их запросам?
Если вы предлагаете «золотое будущее», то не ищите тех, кто живет сегодняшний днем. Эти люди не впишутся в вашу команду. И наоборот, если вы предлагаете решение насущных проблем сегодня, то не тратьте время на тех, кто живет будущим, стратегическими планами. Они также не для вас!
И главное – идея должна быть понятна, доступна и принята каждым членом команды.
И так, вы притягиваете людей достойных вашей идеи!
3. Подумайте о правилах взаимодействия в команде.
Как-то я управлял одним общественным проектом и вокруг идеи собрал 25 классных лидеров. Все они были профессионалы в той деятельности, ради которой я их созвал. Это был выездной благотворительный лагерь для детей из трудных семей. Мне не надо было их мотивировать и учить, что им делать. Как я уже написал, это были подготовленные люди. Но на первое же лидерской встречи (так мы называли собрание, где решались важные вопросы), мы уже все были на грани конфликта.
Первое собрание закончилось провалом. Тогда я решил позвонить своему другу и мастеру командной работы, и он задал мне один простой вопрос: «До начала обсуждения и принятий решений вы приняли правила коммуникаций и взаимодействия в команде?» Для меня этот простой вопрос стал выходом из сложной ситуации. Уже наследующее утро мы вместе, с первым лидерский составом, разработали и приняли правила взаимодействия в команде. Они назывались «Как мы обсуждаем и принимаем решения?». Они были понятны и приняты всеми. Там было 10 пунктов, которые спасли нас от конфликта.
Поэтому подумайте, есть ли в вашей структуре правила взаимодействия? Приняты ли они всеми? Понятны ли эти правила?
И главное, если вы приняли правила, придерживайтесь их!
4. Доверяйте людям, и слушайте их.
Ничто так не убивает инициативу людей в команде, когда они чувствуют, что им не доверяют и к их мнению не прислушиваются. Существуют периоды развития бизнеса или бывают такие вопросы, когда лидер берет правление в свои руки и принимает решения, которые многим будут не понятны или нравиться. Но это больше исключение, чем правило, связанные с кризисными ситуациями, когда нужно быстро и жестко принимать решения. Во всех же других ситуациях, лучший способ определить нужный вектор развития это выслушать многих и выбрать лучшее, или создать синтез из разных мнений членов команды. Нам лидерам-руководителям иногда очень трудно увидеть будущие проблемы, когда мы находимся в центре всех событий. В этот период развития бизнеса очень важно слушать других, их советы и взгляды могут нам помочь определить что происходит. Я, до сих пор помню (хотя прошло более 3 – лет) вопрос одного из моих помощников: «Ты видишь, к чему это может привести?». Этот простой вопрос был как порция холодной воду из ведра на голову. Это был момент истины, когда я по-другому задумался о возможных последствиях.
Доверяйте людям и даже тогда когда вы понимаете, что они могут ошибиться!
Доверие это на значит отсутствие контроля, это отсутствие гиперконтроля. Это значит, что вы доверяете процесс и контролируете возможные будущие последствия. Если ваши люди не будут уверены, что вы им доверяете, то вы очень скоро столкнетесь с проблемой отсутствия инициативности в них.
Вы как лидер сами определяете уровень доверия. Но помните, чем выше уровень доверия, тем качественней растут ваши члены команды! Как сказал Джек Уэлч (бывший генеральный директор компании «GeneralElectric»): «Я разрешаю ошибаться своим менеджерам на 1 миллион долларов».
Итак, чем выше уровень доверия и слушания в команде, тем выше уровень инициативы в команде.
О команде можно много писать и говорить, и можно рассмотреть и другие не менее значимые факторы, но эти факторы, на мой взгляд, в достаточной мере помогают понять, насколько мы являемся сильными лидерами в своей команде и как хорошо развито командное взаимодействие в нашем бизнесе.
http://www.tczhernovoy.com.ua/
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг Психологія, емоційний інтелект