На жаль, ніхто не досконалий
Де межа між досконалістю та недосконалістю? Який критерій впевненості та невпевненості у собі? Яким я бачу себе і бачать мене інші? Про це та багато інших переживань та оцінку себе ви можете прочитати в даній статті.
Он такой неуверенный, замкнутый, вспыльчивый… У него столько комплексов… Такое определение поведению человека чаще всего дают люди, которые сами испытывают подобные состояния, но не принимают этого в себе и прячут эти качества за мощными защитными барьерами. Всегда легче замечать чужие «недостатки», хотя они с точки зрения психологии таковыми вовсе не являются.
Ощущение собственной незначимости, неполноценности от того, что он недостаточно красив, недостаточно воспитан, недостаточно красноречив, остроумен, эрудирован, ловок – это необоснованное убеждение человека в том, что он в чем-то не совершенен, в чем-то хуже других людей и во многом уступает им. Очень часто такое недооценивание себя, неудовлетворение своим поведением приводит к сильным переживаниям, к неадекватной реакции на различные жизненные ситуации и на действия других людей. Возникает страх оценки другими людьми, неуверенность и растерянность в принятии решений, особенно, если нужно перед кем-то отчитываться за проделанную работу.
«Очень» воспитанный и «очень» интеллигентный ребенок, получивший от родителей в свое время набор правил и норм поведения в обществе «как положено» и «как правильно», очень тяжело переживает невозможность их выполнения. С детства родители учат детей быть добрыми и отзывчивыми, всех понимать, становиться на место другого человека, принимать чужую точку зрения, пусть даже в ущерб собственным потребностям.
Со временем установки «ты должен», «надо» начинают бороться с внутренними ощущениями человека «я хочу», «я могу», и эта борьба зачастую приводит к потере душевного равновесия и возникновению невротических расстройств. Завышенные требования к себе, чрезмерная совестливость, контроль и чувство ответственности за все происходящее вокруг приводит к постоянным переживаниям за себя, за свои действия и аналогичные поступки других людей. Человеку кажется, что он сможет научить, помочь, объяснить, ну, в общем, исправить все, что делается не так, как надо было бы. Конечно же, уж он-то точно знает, как нужно поступать и как будет хорошо, потому что так учили его родители.
Попадая в ситуации, когда процесс выходит из-под контроля и когда происходящее не зависит от воли и действий человека, возникает чувство беспомощности и бессилия перед трудностями, чувство вины и обиды на себя: допустил, не смог, не достиг, не успел. Наедине с собой не покидает ощущение, что он лично за все ответственен и лично виноват во всем, что происходит не только с ним, но и даже с другими людьми: с родителями, с любимыми, с детьми, с коллегами и со всем миром. Появляется тревога, неудовлетворенность собой, внутренняя напряженность и даже стресс, оценка себя как личности падает и возникает ощущение неуспешности, неполноценности и несовершенства.
Невозможность жить согласно выстроенным идеалам вытесняет жизни радость, свободу, уверенность в собственных силах и просто хорошие здоровые отношения с окружающими.
Научить человека не брать на себя чужие проблемы и ответственность за других невозможно, можно лишь, учитывая его представление о себе, о мире, его систему ценностей, помочь прийти к осознанию своих возможностей, к отделению «Я» от «Мы», личного от общественного. Кода человек осознает, что стоит за желанием все проконтролировать – только ли родительское «надо» или же его собственная потребность в заботе о ком-то, он может найти возможность иначе реализовать эту потребность, не навязываясь объекту заботы. И тогда формулировка «я должен был бы предусмотреть» сменяется на другую: «я не всемогущий и не всесильный», чтобы отвечать за все. А принятие «я не совершенен» - поможет избежать возникновения психосоматических заболеваний, неврозов и хронической усталости.
Принятие самого себя, своих не совсем «приятных» сторон – процесс очень трудный и требующий длительной совместной работы с психологом. Причем очень важно, чтобы специалист не обучал, как надо поступать (это уже сделали значимые для человека люди), а помог выработать свой собственный взгляд на происходящее в жизни.
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Залишити коментар
Інші статті в категорії Психологія, емоційний інтелект Саморозвиток