Цінності компанії. Як допомогти співробітникам зрозуміти та розділити їх

Що таке цінність? Це те, що для людини, групи, покоління є найбільш важливим та важливим. Те, що є фундаментом, який впливатиме на вибір напряму, розвитку здібностей, вибір способу дій.

Иногда слово «ценности» употребляют как синоним такого понятия как «принципы». Так и есть, «принципы» - это наши основные, главные ценности. Хотя само понятие «ценности» шире.

По поводу ценностей групп, поколений, проводились интереснейшие исследования и этому посвящены потрясающие по своей глубине работы… Одна спиральная динамика Грейвза чего стоит!

Если ценности (не)совпадают

Мы нередко слышим фразы, которые звучат обреченно и как приговор – о рушащемся партнерстве, распадающихся браках, увольнениях неужившихся сотрудников: «У них разные ценности», «Конфликт ценностей» и т.п. Но: если ценности одного вступают в конфликт с ценностями группы, реализуется один из двух сценариев: 1) «чужой» уходит, его вытесняют; 2) «чужого» обращают в свою веру. Как сказала одна знакомая, заведующая столовой санатория, решившая изучить искусство коучинга: «Принцип соленого огурца. Если свежий огурец бросить в банку к соленым, он через какое-то время тоже просолится».

А если убеждения согласуются, это предпосылка к взаимопониманию и согласованности действий. Да, действительно, основу для доверия и совместной деятельности создает факт, что у нас общие ориентиры и для нас важны схожие вещи. Да, действительно, бизнесмены знают это. Практически у каждой серьезной компании сегодня есть «магические» Миссия, Видение, Ценности. Честность, Инновации, Активность, Целостность… Не будучи прожитыми сотрудниками, они остаются набором слов, звучащим торжественно и слишком общо.

В основе бизнеса лежит творчество

Выход – есть. Технологически он – в творческих заданиях «на тему». Ведь и в основе бизнеса лежит творчество.

Например, одна из крупнейших страховых компаний Украины, чтобы сотрудники изнутри восприняли и разделили ценности и миссию компании, организовала мероприятие – в Корпоративный Фестиваль с большой буквы – где команды писали корпоративную песню и создавали корпоративный герб. Главное условие для творений: они должны отражать миссию и ценности компании. 18 команд, 18 презентаций гербов, 18 исполнений песен. Победившую песню исполняли все команды.

Этому предшествовало несколько репетиций. Как Вы думаете, после того, как сотрудники целый день, объединившись в творческом порыве, работали с формулировками миссии и ценностей, могли ли они остаться равнодушными и отстраненными? Конечно, нет. А пионерско-творческий характер Фестиваля, поддержка дружелюбной и задорной тренерской команды сняли первоначальное легкое напряжение по поводу необходимости решать нетипичные творческие задачи в малознакомой группе коллег по компании, собранной из присутствующих абсолютно случайным образом.

Другой пример – это пример группы компаний Днепротехсервис. Их ценности: Ответственность, Компетентность, Активность, Порядочность, Жизнь прекрасна!

Для них сам формат посвящения новых сотрудников в нюансы своей корпоративной культуры уже на все сто согласуется с ценностями. Двухдневный тренинг командообразования с творческой вечерней программой по типу капустника. В группе участников рядом с новичками есть те, кто официально назван «носителями» корпоративной культуры. Для нас было удивительно узнать, что у Днепротехсервис даже есть изданный своими силами песенник (совсем не тоненький, нужно сказать). В нем – лучшие песни, прежде всего, советского времени. Лучшие песни о главном. Они на слуху, они пробуждают массу чувств, они полны задора и отражают ценности компании. Понятно, что сотрудники находятся в резонансе с ценностями организации.

Помню, когда-то на тренинге «Корпоративная культура» у гениального Тимура Гагина озарением было то, что для поддержания целостности системы в организации организуются три вещи, названные по-советски прямо и грубовато:

  1. Ценз на входе (т.е. отбор правильных людей),
  2. Пропаганда (тренинги, неформальная обработка наставниками или «агентами», часть из которых и не знает об этой своей роли, мифы и легенды),
  3. Контроль (целая система формальных и неформальных мероприятий и технологий).

Прямолинейно и правдиво.

Чтобы все шли в одном направлении. Верили в идеалы компании. Были едины.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Стать похожим, подстроиться – это ключ к доверию, это вам скажет любой практик НЛП.

А вот мой хороший знакомый, коуч успеха Николай Латанский, себя считает противником подобного подхода, некомандным игроком. Стать похожим – это риск утратить индивидуальность, скажут вам Николай и другие новые идеологи лидерства.
Примирят эти крайности мудрецы: «Во что верите, то для вас и правда».
Мы, как и наши клиенты, верим, что вместе мы можем достичь большего, чем поодиночке. TEAM: Together Each Accomplishes More.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Лідерство, тімбілдинг Менеджмент, керування, KPI