Кризис: проблемы и возможности. Можно ли заставить кризис работать на себя?

Что делать компании в условиях кризиса?

Вопрос далеко не риторический.

Хорошо известен тот факт, что экономические кризисы имеют закономерную цикличность и что каждый из кризисов не первый и не последний. Но каждый раз почему-то наступление этого «события» застает многие компании врасплох. Как известно, само слово «кризис», написанное по-китайски, состоит из двух иероглифов: один означает «опасность», другой – «благоприятная возможность». Перед каждой компанией, попавшей под сильное влияние кризиса, стоит важнейшая задача по выбору пути: либо она примет решение погибнуть в водовороте событий, так и не раскрыв своего потенциала, проявив, таким образом, свою слабость, либо воспользоваться благоприятной возможностью и поймать удачу за хвост, вооружившись знаниями и умениями по управлению компанией в кризисных ситуациях, проявив, таким образом, свою силу. Как правило, всегда выживает сильнейший. В данном контексте знания – это возможность в короткое время разработать антикризисные стратегии и задачи компании во всех сферах ее деятельности.

В наблюдающихся условиях мирового финансового кризиса многие из украинских банков также испытывают трудности со свободными денежными ресурсами, что, в свою очередь, ставит отечественный малый и средний бизнес в такую ситуацию, когда компании отрезаны от кредитных ресурсов, а платежеспособность населения падает вследствие общих цикличных процессов экономики, подогретых политической нестабильностью. В общем, налицо системный кризис как экономики в целом, так и рынков B2С и В2В.

Безусловно, в таких условиях пострадают в первую очередь те компании, которые существуют в основном за счет кредитных ресурсов. Туго придется многим посредническим компаниям, которые в расчете на быструю перепродажу столкнутся с массовой неплатежеспособностью, которая в итоге приведет к их стремительному сокращению. Кризис также отразится на многих компаниях-производителях, таких как: пищевая, легкая промышленность, металлургия, производство сырья и прочих. Одна из основных причин, это собственно падение мировых цен, вследствие чего данная тенденция нашла отражение на внутреннем рынке Украины. Большинство производственных предприятий сейчас работают в нуль, а некоторые несут колоссальные убытки.

Финансово-экономический кризис заставляет задуматься все компании о сокращении издержек, собственно говоря, об экономике микро уровня! Это же касается и конечного потребителя, т.е. населения. Для него (населения) характерным будет отказ от дорогих товаров и услуг премиум сегмента и может прогнозироваться увеличение доли потребления более дешевых. Основным лозунгом для большинства компаний в таких условиях является слово ЭКОНОМИЯ. Экономия на постоянных и переменных издержках, экономия на сырье, экономия на персонале или даже его сокращение, внедрение систем контроля издержек, отказ от инвестиционных программ, экономия на освоении новых рынков, экономия на рекламе и маркетинговой поддержке.

На первый взгляд эти шаги могут показаться правильными, но если всмотреться в глубь проблемы, поднять голову и заставить себя мыслить стратегически, то выплывает необходимость тщательно пересмотреть набор антикризисных мер, предлагаемый нам со всех сторон.

Что значит, для компании отказаться от маркетинговой поддержки и рекламы?

В условиях глобальных экономических изменений особенно внимательно необходимо относиться к рынку, «держать нос по ветру», повернуться к нему лицом, и быть готовым в любой момент выявить наметившиеся тенденции. Для многих компаний это «время ухода на покой», а для некоторых «звездный час». В условиях экономического кризиса возможны новые слияния и поглощения, укрупнение бизнесов, передел рынка и сфер влияния, и если компания будет прятать голову в песок, она будет обречена на поражения, так как этой ситуацией обязательно воспользуется кто-то другой. Для этого компаниям, именно в этот момент, мы рекомендуем стать клиентоориентированными. А именно: бороться за лояльность клиентов, выявлять новые предпочтения, следить за трендами и изменениями, чувствовать, чем живет сегодня рынок. Необходимо проводить маркетинговые исследования, корректировать стратегию, осваивать новые целевые рынки и пр.

А если компания, например, ранее имевшая сильную рекламную поддержку, вдруг откажется от нее, либо резко сократит рекламные бюджеты, это неминуемо приведет к серьезным последствиям. Психология покупателя такова, что если он не видит рекламу вашего товара, то он попросту забудет ваш бренд, вашу торговую марку, хотя вы так долго до этого старались, чтобы он ее полюбил. вы потеряете лояльность клиентов, и это только усугубит ваши дела.

Мы предлагаем следующие антикризисные меры:

  • Пересмотреть все бизнес-процессы в компании
  • Передать не профильные процессы на аутсорсинг
  • Внедрение систем управленческого учета, для контроля над издержками
  • Рассчитывать только на свои силы, не брать кредиты
  • Любыми способами и средствами сохранить продажи и производство
  • Сокращать постоянные издержки (экономия на сырье, обслуживание офисов, закупка канцтоваров, электричество, связь и пр.)
  • Уходить из дорогого сегмента рынка
  • Работать с проверенными и надежными банками
  • Беречь свой персонал
  • Обучаться правильному ведению бизнеса в разных условиях, в т.ч. и кризисных


Аналитики предсказывают, что вялотекущий кризис на рынке труда продлится примерно год и затронет в той или иной мере все отрасли. Все задались вопросом, какие антикризисные мероприятия предпринимать? Некоторые компании уже начали сокращать низкоквалифицированных сотрудников, стали придерживаться стратегии снижения затрат на обучение сотрудников, сокращают издержки, не связанные с основной деятельностью компании, избавляются от непрофильных направлений деятельности. Некоторые начали снижать заработные платы.

Для того чтобы менее болезненно преодолеть эту ситуацию, необходимо провести разъяснительную работу среди персонала и довести до него план по выходу из кризиса. Это можно сделать как на общих собраниях, так и через руководителей отделов. Также необходимо уделить особое внимание неформальным лидерам, так как это те люди, которые способны создать бунт и, напротив, способны убедить сотрудников в необходимости и оправданности предпринимаемых действий. Грамотная работа с персоналом будет способствовать ликвидации кризиса в компании.

*Возможно ли развитие бизнеса в условиях кризиса?

Где найти правильное решение?

Как вернуть утраченные позиции и переиграть конкурентов?*

Консалтинговая компания «Бизнес-Эксперт» начинает цикл учебных мероприятий по антикризисному менеджменту. Вы научитесь не только справляться с последствиями кризиса, но и предупреждать самые тяжелые из них, сводить к минимуму возможные потери и умело лавировать между опасностями. Определив «слабые места» своей компании, Вы сможете разработать антикризисную стратегию, направить любые изменения в позитивное русло и контролировать финансовый поток.

Всегда надо помнить, что в условиях кризиса будущее бизнеса полностью зависит от профессиональной подготовки руководителей и менеджеров компании!!!


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити
Владимир,03.12.2008, 14:35
...... а всегди-ли будущее бизнеса полностью зависит от профессиональной подготовки руководителей и менеджеров компании!!! есть такие представители как инвесторы- их нельзя отнести к менеджерскому составу компаниии и они не являються руководителями....как быть в этом случае

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Маркетинг, реклама, PR Менеджмент, керування, KPI