Спасение авиаторов в руках «чужих» регуляторов?

Спасение авиаторов в руках «чужих» регуляторов?

Бюджетный авиаперевозчик Germanwings огласил результаты первых 100 дней работы на линии Кельн / Бонн – Киев - перевезено более 10 000 пассажиров достигнув показателя загрузки посадочных мест в 80% Как выжить при наличии такого конкурента?

Конец августа ознаменовался двумя неприятными событиями для украинских авиаперевозчиков. Бюджетный авиаперевозчик Germanwings огласил результаты первых 100 дней работы на линии Кельн / Бонн – Киев (частота 3 раза в неделю, начало: 16 мая 2009). Авиакомпания, по словам Хайнца Шеттеса, главы отдела корпоративных коммуникаций, Germanwings, перевезла более 10 000 пассажиров достигнув показателя загрузки посадочных мест в 80%

И почти одновременно с этим в "Официальном журнале ЕС" была опубликована директива Еврокомиссии, содержащая перечень авиакомпаний, которым необходимо снизить объем выбросов углекислого газа в атмосферу. Это было сделано в рамках подготовки к введению в ЕС системы квотирования совершаемых самолетами выбросов, которая вступит в силу с 2012 года.

Выход на украинский рынок второго ( после компании WizzAir) бюджетного авиаперевозчика Germanwings, продающего билеты в диапазоне цен от 20 до 150 Eвро (при средней 75) в условиях переориентации основного потока пассажиров на экономию транспортных расходов уже принес потерю прибыли для украинских перевозчиков, летающих в Европу. Так, доля бизнес-путешественников среди пассажиров Germanwings уже достигла 42%. Да и туристический сектор тоже ориентируется на бюджетников – в частности на последний бой Кличко в Германии многие украинцы прилетели именно рейсом Germanwings.
Украинским авиакомпаниям в условиях падения продаж придется изыскивать средства, чтобы потратиться на модернизацию флота. Им необходимо снизить выбросы углекислого газа в атмосферу – до 2012 года. В противном случае они не смогут претендовать на бесплатную квоту на выбросы, а злостным неплательщикам и вовсе запретят летать в Европу.
До 1 сентября отечественные авиакомпании должны были предоставить европейским авиарегуляторам информацию о выбросах и план действий по введению системы их мониторинга. При этом, каждый украинский оператор закреплен за регулятором страны ЕС, в которую совершает больше всего полетов: "Международные авиалинии Украины" – за Австрией, "Аэросвит" и "Донбассаэро" – за Грецией, Windrose – за Италией и т.д.
Мониторинг выбросов CO2 авиалайнерами операторов продлиться с 1 января по 31-е декабря 2010 и авиаперевозчикам, которые не смогут выполнить условия нового законодательства, будут временно запрещены полеты в ЕС.
Заметим, что директива Еврокомиссии распространяется на 4 тыс. авиакомпаний, из которых 46 - украинских, летающих в Европу.
Российский «Аэрофлот» уже был вынужден отказаться от Ту-134 и до конца года перестанет использовать ТУ-154. Этому способствует и то, что на мировом рынке авиализинга предлагаются экономичные новые самолеты в возрасте 3-5 лет, тогда как ранее взять в лизинг столь новый самолет было крайне проблематично.
Эксперты считают, что запретят полеты лишь тем, кто будет уклоняться от оплаты квот и штрафов, из-за финансовой несостоятельности. Большинство же крупных авиакомпаний, которым придется оплачивать квоты и в первую очередь – бюджетные, только выиграют от введения квот. Ведь требования ЕС являются стимулом не только к модернизации устаревшего флота, но и к снижению общих затрат на пассажирокилометр. Так, в МАУ, начавшей эксплуатировать новый Boeing 737-800 NG, сразу отметили значительное снижение расхода топлива: на 14% в расчете на пассажирское кресло по сравнению с более старым 737-400, на 25% – с 737-300.
"Аэросвит" в этом году уже вернул лизингодателю четыре старых Boeing 737 и прекратил использовать Boeing 737-200, которому уже 27 лет. А сокращение рейсов позволило увеличить среднюю загрузку его самолетов на 6,7% - до 70,4% в июне.
И все же до немцев нам далеко: по словам Хайнца Шеттеса на 27-и новеньких Airbus A 319, из которых состоит парк Germanwings, при средней загрузке салона в 85%, расход топлива не превышает 3 л на 100 км на одного перевезенного пассажира.
« - Важно достигать экономии всех затрат, а не только топлива, не на одном рейсе, а в целом по маршрутам следования. Germanwings предлагает перелеты по экономным тарифам в более чем 60 точек назначения в Европе из пяти базовых аэропортов – Кельн/Бонн, Штутгарт, Берлин-Шененфельд, Гамбург и Дортмунд благодаря услуге стыковки Smart Сonnect, которая за 3 месяца стала популярной среди украинских путешественников»,- говорит г-н Шеттес.

К сожалению, большинство затрат многих украинских перевозчиков, которым сложно конкурировать с «бюджетниками» по ценам, дополнительно отягощено специфическим украинским экономическими реалиями и в условиях кризиса вряд ли может быть минимизировано. Единственный выход для 46 украинских авиаперевозчиков - получить максимальное количество бесплатных квот, для чего следует активизировать диалог с европейскими авиационными властями. Чем больше удастся получить бесплатных квот, тем менее финансово обременительным будет введение новых правил. По данным экспертов решение о предоставлении бесплатных квот будет зависеть от многих факторов — в том числе, от возраста самолетного парка. Бесплатные квоты могут составить не более 80-85% от объема. Если же авиакомпания их вообще не получит, ей придется оплачивать выбросы в полном объеме, а стоимость квоты на тонну топлива в сегодняшних ценах составит 45 евро. Как следствие рост стоимости билетов, падение спроса на услуги и уход с рынка.
Укажем, что на всем мировом рынке ситуация выглядит печально. По итогам года всеми авиаперевозчиками прогнозируется потеря около $9 млрд, говорится в недавно опубликованном отчете Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA, объединяет около 230 авиакомпаний, обеспечивающих порядка 93% авиаперевозок в мире). Отчет IATA зафиксировал убытки мировых авиакомпаний в I полугодии в $6 млрд
По прогнозу директора Центра политического и экономического анализа Александра Кавы украинские авиакомпании в сумме по результатам 2009 года выйдут на убытки в размере $300-400 млн., несмотря на все меры по сокращению и обновлению самолетного парка и минимизации количества рейсов.


Андрей Лазаренко


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Логістика, митниця, ЗЕД