Бізнес-освіта. Погляд практика
Даються відповіді на два питання: Якою має бути освіта з погляду бізнесмена (виробника, підприємця) організатора навчання (директора бізнес-школи, бізнес-тренера)
Для сильных его мозгов гимназическая премудрость была каракулями на полях настоящей книги.
И.Э. Бабель
Определения
Прежде всего, определимся с терминами. Под бизнес-образованием обычно понимают обучение управлению, финансам, экономике, рыночным отношениям и сотням нюансов этих понятий, полезных для ведения бизнеса. Бизнесом, как правило, называют предпринимательскую деятельность, направленную на получение прибыли. Хотя, без всяких скидок, очень многие знания, дающиеся в бизнес-образовании так же полезны сотрудникам государственных предприятий, бывших государственных, некоммерческих и прочих.
Кадровая проблема
Видимо, большинство преподавателей бизнес-образования пересказывают книги, которые читали. Среди них я знаю немало довольно хороших. Особенно хороши преподаватели, общающиеся с практиками или читающие бизнес-периодику, из которой черпаются практические примеры. «Пересказчики» хороши для студентов очного обучения: в этих аудиториях не часто встречаются люди с производственным опытом. А зеленую молодежь легко «загрузить» любой информацией: полезной или бесполезной. Они все запишут и будут аккуратно повторять это на экзамене. Хороший пересказчик даст студентам полезные знания, несмотря на иногда дурацкие стандарты министерства. Плохой – загрузит «мусором» и это мало кого будет волновать.
Но «пересказчик» у практиков – не пройдет. Хотя, я немного преувеличиваю: бывает, что «проходит», если учащиеся занимают позицию «ученика», «младшего», «не знающего», «ребенка». К тому же пытливый практик почти в любой теории сможет найти для себя что-то полезное. Однако, большинство учащихся-«практиков», случается, не соглашаются с лектором, задают вопросы, на которые тот не знает ответа, юлит, ссылаясь на то, что вопрос из другого предмета и под. А перед учащимся стоит проблема и ему все равно, из какого предмета знания помогут ее решить.
Вопрос: а где найти хороших преподавателей-практиков, да к тому же универсалов? Не все хорошие практики бизнеса умеют учить, делиться опытом. И, как хорошие практики, - почти всегда хорошо зарабатывают а, если и умеют учить, то, зачастую, не хотят. Поэтому их лекции стоят дорого (это одна из причин, объясняющая высокую стоимость бизнес-образования). А проблема поиска «зубров» бизнеса, желающих и умеющих делиться своим опытом – общих решений, увы, не имеет. Такие преподаватели – товар штучный и требуют индивидуальной работы, особых методов мотивации.
Спрос и предложение
Поскольку обучение бизнесу стоит недешево, то количество преподавателей-пересказчиков желающих этим заниматься растет. И, как следствие, растет предложение услуг по бизнес-образованию, что мы все можем наблюдать. А, значит, цены должны падать. Если это не происходит, то, в частности, из-за разного качества услуг.
С другой стороны, большинство менеджеров с трудом соглашается платить большие деньги за «воздух». На мой взгляд, здесь есть доля прежнего, социалистического менталитета:
- обучение должно быть бесплатным или почти бесплатным;
- мы и так не дураки, нас учить не надо; до сих пор справлялись с задачами и сейчас поднатужимся и справимся сами.
У многих менеджеров, не работавших в рыночных условиях (или работавших «по старинке»), нет понимания того, что большая часть их проблем решается почти стандартно. Но стандарты эти они иногда не приемлют, а часто – просто не знают. То есть, спрос на управленческое консультирование и бизнес-образование потенциально – очень высокий, реальный – значительно ниже. Не знаю, как в других странах СНГ, но у нас в Украине и в России, насколько мне известно, отношение менеджеров к бизнесу изменяется медленно. И тем не менее, более чем десятилетний опыт управленческого консультирования позволяет мне утверждать, что мы очень быстро осваивает зарубежный опыт ведения бизнеса – его преумножая.
Могут ли интенсивные занятия быть эффективными?
В последнее время широко распространились интенсивные семинары: двух- трехдневные, с утра и до вечера. Могут ли они быть эффективными? Если они состоят только из чтения лекций, то, почти наверняка, – нет, не могут. Когда слушатель занят только поглощением информации (даже хорошей, полезной), то через некоторое время его восприятие очень притупляется. После обеда первого же дня лектор может нести что попало: его почти некому будет воспринимать и контролировать. Как тогда быть, если объем материала, который хочется дать, действительно огромен? Ответ:
- Увеличивать сроки обучения или жертвовать полнотой во имя целостности (хороший синергетический принцип!), безжалостно сокращая материал до самого необходимого.
- Чередовать пассивные формы работы (лекции) с активными (практические занятия, тренинги, деловые игры, разработка и обсуждение самостоятельных практических проектов на основе лекций и под.). Особенно продуктивными я считаю занятия, построенные на реальных задачах учащихся. Это уже небольшая, но очень нужная консультация.
Методика обучения - андрагогика
Выше обсуждалась почти очевидная проблема практичных, робастых знаний, возникающая в бизнес-образовании при обучении взрослых людей – основного потребителя этих услуг. Менее очевидной, но более значимой является задача выбора методики обучения. Лет восемь назад, решая эту задачу для себя, я ознакомился с 4-5 разными теориями обучения взрослых и сразу же остановил свой выбор на андрагогике Малькольма Ноулса (Malcolm Knowles). Опишу очень коротко некоторые ее положения.
Все педагогические теории образования можно условно разделить на три группы:
- Механические (поведенческие) теории. В них человек подобен машине. Согласно этим теориям, целью образования является воспитание заранее определенных типов поведения - тех, которым учитель считает целесообразно следовать своим ученикам. Они широко известны под названием “р-р” (реакция на раздражитель).
- Теории познания (дидактические). Здесь человек подобен мозгу. Цель образования – раскрыть возможности разума критически мыслить и решать проблемы.
- Органические (гуманистические) теории. Эти теории исходят из того, что человек как всякий живой организм, обладает собственным, уникальным, генетически заданным потенциалом, и задача обучения – максимально раскрыть и развить этот потенциал.
Для каждой модели существуют собственные стратегические направления образования. Для механической - это определенный набор инструкций, согласно определенной программе: обучающие машины, изменение типа поведения, прямолинейный инструктаж с помощью компьютера, обучение конечной наилучшей модели поведения, муштровка.
Для теорий познания предписываются дидактические инструкции, механическое запоминание информации или метода анализа (например, способ решения задачи) и единое стандартизированное тестирование на предмет получения “правильных ответов” на поставленные задачи.
Для гуманистической модели характерны исследовательские методы, индивидуальные программы обучения, направленность на самообразование.
Поведенческая модель предпочтительнее, когда работнику необходимо получить базовые знания. Когда подключаются случаи, где необходимо что-либо познать или проанализировать, дидактическое образование, пожалуй, наилучшее. Но когда речь идет о более сложных вещах, требующих высокого уровня саморазвития, то не обойтись без помощи гуманистического подхода.
Андрагогика придумана для обучения взрослых людей. Наиболее важные и существенные предположения относительно обучающихся взрослых следующие:
- Потребность знать больше.
- Потребность распоряжаться самим собой.
- Больший объем и качество опыта.
- Готовность учиться.
- Ориентация обучения, скорее, на проблемы, имеющие непосредственное отношение к их (обучающихся) жизни.
Андрагогическая модель является “моделью процесса”, которая может включать в себя различные принципы и методы, в том числе – и педагогические. Андрагог (консультант, помощник) заранее готовит лишь комплекс мер по ускорению освоения материала слушателем. И дело здесь не в том, что для первого (педагогического преподавателя) важна смысловая нагрузка, а для второго нет - она однозначна для обоих. Но для педагога важен способ передачи этой нагрузки, а для андрагога – результат: приобретение знаний и навыков учащимся.
Упомяну, что многие школы бизнеса в мире избрали в качестве методики обучения именно андрагогику.
Целостное мировоззрение
Целостным я считаю мировоззрение, которое дает человеку душевное равновесие и возможность не терять это равновесие, познавая мир на протяжении жизни. Частным следствием целостности мировоззрения является его непротиворечивость в главных, определяющих чертах. Целостное мировоззрение позволяет жить в гармонии с собой и находить эту гармонию во взаимоотношениях с внешним миром. Оно побуждает искать и выстраивать своими руками гармонию "внутри" себя и "вовне", выступая в качестве воли человека.
Нынешнее бизнес-образование, в большинстве своем, не направлено на формирование целостного мировоззрения. Оно эклектично, поскольку дает фрагменты бизнеса, которые слабо связаны друг с другом и которые не покрывают все потребности бизнесмена, оставляя белые пятна. Является ли это заботой преподавателя? Не совсем. Он может обеспечить целостность, единство взгляда на читаемый предмет и другие предметы, которые он знает. Если он сам обладает таким взглядом, если захочет, и/или если такая задача будет перед ним поставлена. Но преподавателю невозможно обеспечить целостность восприятия читаемой дисциплины
- с другими дисциплинами, которых он не знает;
- со взглядами его слушателей на ведение бизнеса.
Первая задача (1) является стратегической задачей руководителя бизнес-школы. Технически выработке целостного взгляда на бизнес могут помочь семинары преподавателей, мозговые штурмы, совместная разработка новых курсов, обсуждение книг и статей, другие формы открытого общения и обмена мнениями. Возможно ли выработать целостный взгляд на бизнес всей бизнес-школе при многообразии теорий и практик управленческих, экономических, научных и прочих? Отвечаю: нет. Проиллюстрирую это утверждение на примере экономики.
Экономика, с точки представителей естественных наук, строго говоря, даже наукой не является. Хотя бы потому, что экономическая теория не обладает преемственностью. Например, известная всем геометрия Эвклида входит частным случаем в геометрию Лобачевского, придуманную позднее. Физика Ньютона, которую изучают в школе, является предельным случаем теории относительности Эйнштейна. Теория функций комплексного переменного выводится из обычной математики путем ее дополнения единственным постулатом: существует число, квадрат которого равен минус единице. А кейнсианство, возникшее как часть экономики в XX веке, развивается параллельно с классическим учением Смита. Последователи Кейнса и неоклассики сосуществуют до сих пор не в силах доказать оставшемуся миру свою правоту.
Сколько экономистов - столько и экономик! Получается, что экономика - субъективная наука. Но, с точки зрения представителей естественных наук, научные знания должны быть объективными. Следовательно, экономика - не наука. Правда, познакомившись с неоклассическим синтезом (один из его представителей - Н. Грегори Мэнкью), многие естественники сказали бы, что экономика как наука сегодня переживает период становления.
В защиту экономики скажем также, что она - наука мягкая. Здание, например, математики строится на абстрактных, хоть часто и близких к реальной действительности, аксиомах и на железных законах логики. В основе же всех мягких наук - человек, поступающий часто нелогично и изменяющий со временем свой взгляд на мир, свои постулаты. "Просчитать" человека, "вычислить" его поведение, а тем более группы людей, страны - математике не под силу: "механический" подход к человеку, скорее, создает больше проблем, чем их решает. А экономика давно работает с этой "неудобной" материей и нередко очень успешно. Заметим также, что значимость гуманитарной, "мягкой" составляющей в образовании почти всех стран мира, в том числе в Украине и в России (чему мы рады), неуклонно растет.
Таким образом, на примере экономики я показал, что учебному заведению, например, бизнес-школе почти невозможно выработать целостный взгляд на бизнес при многообразии теорий и практик управленческих, экономических, научных и прочих. Однако, некоторая общая почти для всех преподавателей канва, на мой взгляд, необыкновенно усилит позиции школы бизнеса в конкурентной борьбе: выработка этой канвы, следование ей в своей работе и использование ее в рекламе.
Итак, что способно помочь сформировать целостное мировоззрение слушател я школы бизнеса? Ответ:
- вертикальные ссылки внутри читаемой дисциплины (на предыдущий и последующий материалы);
- горизонтальные ссылки между дисциплинами (на их общие части или на развитие одной дисциплины внутри другой);
- стратегические ссылки на целостное мировоззрение бизнес-школы, о котором я писал выше.
И все эти ссылки, я полагаю, должны появляться при изложении любой дисциплины как можно чаще.
Вторая из упомянутых выше задач о том, что преподавателю желательно обеспечить целостность восприятия читаемой дисциплины со взглядами его слушателей, является тактической задачей преподавателя. Демонстрируя целостное мировоззрение бизнес-школы или свое, преподаватель может помочь учащемуся выработать или уточнить его личный взгляд на бизнес. Я полагаю, что столь бережное отношение к мировоззрению учащегося гораздо важнее, чем желание убедить его в том, что наша бизнес-школа самая правильная и непогрешимая. Это, кстати, в духе андрагогики. Вообще, терпимость преподавателя к инакомыслию учеников, при ясно выраженной собственной позиции, я считаю хорошим тоном. Скажу больше: с советских времен за частью наших руководителей и наставников тянутся дурные традиции «сломать» человека, вытянуть из него все жилы, но подчинить себе, заставить не только говорить, но и думать как они. Такой дикий, уродливый подход и у подчиненных, и у учащихся сразу же включает защитную реакцию отторжения и неприятия. В подобной культуре эффективное обучение невозможно.
Открытость и самоорганизация в учебном процессе
Взрослый человек, приходя учиться (именно взрослые люди – основной контингент бизнес-школ), демонстрирует свою открытость новым знаниям и навыкам. При этом не будем забывать, что он обладает, с одной стороны, большим опытом, своими, сложившимися ранее взглядами на работу, на жизнь и с другой стороны, своими задачами, с которыми он самостоятельно справиться не может. Закрыться от этих задач, сделать вид, что они не существуют – значит отказаться от активной жизни, в какой-то степени, деградировать. Сам по себе приход взрослого человека на учебу – акт значительный, заслуживающий уважения со стороны и учебного заведения, и преподавателя. Нерешенные задачи учащегося вносят хаос в его жизнь, разрушают стройное мировоззрение. Новые знания при помощи преподавателя могут помочь самоорганизации, эволюции его мировоззрения, в новую форму на более высоком уровне. Сохранить при этом у учащегося (а) преемственность взглядов на мир, на работу и (б) целостность нового мировоззрения – задача максимум для преподавателя. Задачи (а) и (б) немыслимо усложняются, ложась только на плечи учащегося, если преподаватель во время обучения не способен продемонстрировать целостное мировоззрение учебного заведения или свое.
В таком случае, преподаватель, занятый только своим изложением материала, оставляет учащегося один на один с его мировоззрением. Такая позиция очень ослабляет учащегося, он не получает в помощь силу преподавателя, на которую, видимо, рассчитывал, отправляясь на учебу. Жертвуя полнотой во имя целостности, учащийся, недополучивший ожидаемую помощь, может быть разочарован в обучении вообще или в этом конкретном учебном заведении в частности.
Как известно из синергетики, впускать в свою жизнь хаос и опасности стоит в той мере, в какой мы способны с ними справиться (см., например, Пугачева Е.Г., Соловьенко К.Н. Самоорганизация социально-экономических систем. / Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003. – С.120; в Интернете: http://spkurdyumov.narod.ru/Obrazo.htm#Ob77 или http://iee.org.ua/files/pub/76.ua.ru.en). Если силы учащегося увеличиваются незначительно, то и его «открытость» почти не изменится.
Обосную этот тезис.
Любой человек – открытая система. Самая важная особенность открытой системы состоит в том, что она сочетает порядок с хаосом. Синтез порядка и хаоса имеет два аспекта. Во-первых, «порядок» в системе существует лишь «за счет» хаоса, вносимого в среду; существование ее поддерживается путем постоянного обмена со средой веществом, энергией и информацией. Во-вторых, благодаря своему «порядку» система приобретает способность адекватно реагировать на хаотические воздействия среды и вследствие этого сохранять свою устойчивость.
Таким образом, с синергетической точки зрения, хаос обладает творческой способностью рождать новый порядок. При этом существенно, что рождение нового порядка из хаоса «не вынуждается» какой-то внешней силой, а имеет спонтанный характер. Происходящие в системе изменения вместо того, чтобы затухать, могут усиливаться, и система развивается в направлении «спонтанной» самоорганизации. Поэтому в жизни человека, должна существовать открытость хаосу, опасностям в той мере, в какой он способен с ними справиться.
Рассмотрим с точки зрения маркетинга позицию преподавателя, занятого только своим изложением материала, а не проблемами своих клиентов. Она близорука и проигрышна. Точка отсчета маркетинга – клиент и его потребности. Преподаватель, демонстрирующий свою к ним закрытость – попросту очень плохой.
Обучение как актерство
Мы – актеры, нам имя – площадное,
люди глаз и ушей – показушные…
… я предан актерству
как рыцарству времени,
как отрочеству,
как гражданству…
П. Плотник
Цена слова велика, огромна, случается, что неподъемна. Учитель почти всегда знает о предмете обучения много больше учеников. Поэтому его слова для них значимы. Хороший учитель всегда ощущает это как ответственность. И относится к словам бережно. С другой стороны, зная силу воздействия слова, интонации, отношения, жеста, учитель, я считаю, должен быть в некоторой степени актером. Должен осознавать свою миссию почти пророка, во всяком случае, мастера.
И здесь на первый план выходят, как ни странно, моральные принципы. Подлый или бесстыжий учитель даже очень умный и очень много знающий – способен дискредитировать предмет изложения. Замечу, кстати, что брезгливое отношение людей к политике и к политикам во многом от этого.
Вернусь к теме актерства. Я считаю, что преподаватель лучше воспринимается, если он немного играет. Если он ярок, занимателен, интересен, весел, остроумен, легко переходит от смеха к серьезным и глубоким вещам, умело их чередуя. Скажу больше: идеальный преподаватель, во-первых и в главных, ответственен за аудиторию, за свои слова ей сказанные. Во-вторых, всегда интересен, эмоционально очень разнообразен. В-третьих, другим быть не может, поскольку любит эту работу («…гул затих, я вышел на подмостки…»). Во всем этом он един с хорошим актером.
* * *Человек движущийся всегда интереснее стоящего. Высоцкий как-то заметил, что воздействие стихов, исполняемых под гитару, намного сильнее, чем читаемых.
Мысль, высказанная живым человеком и кстати иногда более действенна, чем слова гения, но в книжке. Поэтому бизнес-образование вечно как театр. Оно будет всегда. И всегда будет спрос на умного учителя, который желает тебе и твоему бизнесу добра. Именно таких учителей я желаю всем читателям этой статьи.
(Опубликовано:
Бизнес-образование в Украине. - №8.- 2005.- С.10-12;
Управление персоналом (Москва). - №19.- 2004.- С.27-29)
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Залишити коментар
Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Лідерство, тімбілдинг Менеджмент, керування, KPI