Договор франшизы как договор распоряжения интеллектуальной собственностью
Для Вас ответы на вопросы, связанные с использованием интеллектуальной собственности в бизнесе
Во всем мире, в том числе и в Украине, на протяжении последних лет активно внедряются схемы работы бизнеса по схеме франшизы, франчайзинга. Франча́йзинг (англ. franchise, «лицензия», «привилегия»), франшиза (от фр. franchir, «освобождать»), коммерческая концессия — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и/или бренды франчайзера. Международное разделение труда приводит к все большему расширению такой схемы работы.
Многие специалисты относят договора франшизы к договорам коммерческой концессии. При этом ссылаются на главу 76 Гражданского кодекса Украины, и предлагают регулироваться при заключении договора франшизы 1115-1129 Гражданского кодекса Украины. Такой подход верен лишь отчасти. В части первой статьи 1116 Гражданского кодекса Украины указано, что предметом договора коммерческой концессии является не только передача на оплатной основе коммерческого опыта и деловой репутации, но также и передача в пользование торговых марок (знаков для товаров и услуг), изобретений, полезных моделей, иных объектов интеллектуальной собственности. Таким образом при заключении договора франшизы необходимо обращать внимание не только на положения норм законодательства, регулирующие вопросы коммерческой концессии, но и на нормы, регулирующие вопросы интеллектуальной собственности.
Взаимоотношения сторон, связанные с интеллектуальной собственностью, регулируются Книгой Четвертой (главы 35-46) и главой 75 Гражданского кодекса Украины, а также специальным законодательством. И регулируются достаточно жестко. В частности в соответствии с частью второй статьи 1107 Гражданского кодекса Украины договора распоряжения интеллектуальной собственностью должны заключаться письменно, иная форма приводит к никчемности такого договора. Часть шестая статьи 1109 Гражданского кодекса Украины предусматривает, что права на использование объекта интеллектуальной собственности и способы его использования, которые прямо не указаны в лицензионном договоре, считаются непреданными лицензиату. Часть девятая этой же статьи 1109 Гражданского кодекса Украины указывает, что условия лицензионных договоров, не соответствующие нормам Кодекса, являются никчемными.
Кроме того необходимо помнить, что торговая марка, знак для товаров и услуг охраняются лишь в случае государственной регистрации такого знака для товаров и услуг в соответствии с законодательством Украины. В соответствии с частью третьей статьи 5 Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» право собственности на знак для товаров и услуг подтверждается выданным в установленном порядке свидетельством. В соответствии с частью восьмой статьи 16 Закона Украины«Об охране прав на знаки для товаров и услуг» собственник свидетельства имеет право предоставить любому лицу разрешение (выдать лицензию) на использование знака на основании лицензионного договора. При этом лицензионный договор в соответствии со вторым абзацем части восьмой данной статьи, обязательно должен содержать условие, что качество товаров и услуг, изготовленных или предоставленных по лицензионному договору, не будет ниже качества товаров и услуг собственника свидетельства, и что последний будет осуществлять контроль за исполнением этого условия.
Дополнительно одна из сторон лицензионного договора информирует широкую общественность о выдаче лицензии на использование знака путем публикации в официальном бюллетене Государственной службы интеллектуальной собственности Украины, с одновременным внесением этих данных в Реестр прав интеллектуальной собственности.
Указанные выше дополнительные условия, которые необходимо включать в договор франшизы, касались только одной разновидности объектов интеллектуальной собственности – знака для товаров и услуг. Однако при заключении договора франшизы франчайзер зачастую передает также право на использование иных объектов интеллектуальной собственности: уникальных технологий изготовления товаров или предоставления услуг, авторские права на рекламные макеты, права на внешний вид упаковки товаров и прочее. Положения, касающиеся таких объектов интеллектуальной собственности, регулируются Законами Украины «Об охране прав на изобретения и полезные модели», «Об авторском праве и смежных правах», «Об охране прав на промышленные образцы». Каждый из этих нормативных актов содержит свои требования к оформлению передачи прав интеллектуальной собственности. И эти требования обязательно надо учитывать в договорах франшизы, коммерческой концессии – во избежание признания договора недействительным и возникновению проблем с контрагентами, налоговыми органами, иными субъектами.
Этот, а также другие вопросы, связанные с использованием интеллектуальной собственности в бизнесе, будут рассмотрены на правовом семинаре «Правовое регулирование интеллектуальной собственности», проводимом юристом, практикующим медиа-экспертом Сафаровым Али Фархатовичем 14 марта 2013 года в консалтинговой компании Top Business Ideas group (TBI-group) по адресу: Киев, ул. Богдана Хмельницкого 55
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Бухгалтерія, облік та податки Менеджмент, керування, KPI Право, юриспруденція