Обучение стратегическим конкурентным преимуществам компаний - лидеров

«Сначала кто, затем, что»

Исследование конца 90-х начала 2000 годов продемонстрировало интересный феномен, который противоречит основным теориям менеджмента. Основной принцип формирования компании лидера – это не решение вопросов видения, миссии и корпоративной стратегии, а поиск нужных людей, избавление от людей ненужных и расстановка нужных людей на нужные места. И только потом решение вопроса о направлении развития, организационной структуры, тактики продвижения. Те, кто создал великие компании, понимают, что основной ускоритель роста – это не рынок, не технологии, не конкуренция, не продукты. Фактор, который важнее всех остальных, - это способность найти и удержать нужных компании людей.

Современные конкурентные преимущества и товаров и людей находятся в сфере нематериальных активов и интеллектуальной собственности.

В любом учебнике по стратегическому менеджменту в рамочку выделены списки конкурентных преимуществ компаний. В этих списках, конечно, находится место и такому фактору как наличие профессиональных кадров, правда место это, как правило, последнее, т.е. не основное. А первые места принадлежат общепринятым фаворитам – технологиям, ресурсам. Но в глобальном мире доступ к ресурсам неограничен, а технологии легко копируются, товары унифицируются и стандартизируются. В такой ситуации важным становится только одно – «У нас есть 300 тонн мозга… Как нам мотивировать наших людей, чтобы двинуть всю эту силу в правильном направлении» (Иоран Линдал глава компании АВВ).

Предприятия лидеры используют новые подходы, мотивируя персонал, обучают его, создают сильные команды. Но проблема в кадрах остается. Нерешенный вопрос, с которым сталкиваются даже самые продвинутые менеджеры по персоналу и руководители – наличие самомотивации. Работник знает, умеет и хочет, но при этом не делает. В такой ситуации профессиональные качества, практические навыки и, даже желание работать, не реализуются ни для человека, ни для компании, которая его нанимает. Бытовая фраза «Я делаю вид, что работаю, а предприятие, делает вид, что платит мне», как раз это и описывает. Считается, что предприниматели обычно используют интеллектуальный потенциал своих служащих на 20%.

Интеллект, талант, яркая личность и компетентность – вот, что необходимо сегодня на рынке труда. Принципы: «хорошо работать», «много работать», «быть хорошим человеком» - уже недостаточны как для компаний, так и для личной самореализации. Современные конкурентные преимущества и товаров и людей находятся в сфере нематериальных активов и интеллектуальной собственности.

В мире, где поиск конкурентного преимущества смещается в сферу нематериальную, где все решают активно используемые знания, образование должно стать непрерывным и должно стать особым.

Поэтому необходимо изменить само отношение к образованию и профессиональной подготовке. Основной смысл традиционного обучения в школе и университетах направлен на заполнение голов голыми фактами и верой в то, что программа обучения в первой половине жизни обеспечит стабильное существование на протяжении всей остальной жизни. Такой подход означает, что большинство людей по окончанию учебных заведений перестают учиться, считая, что уже все знают. На самом деле, школа и университет дают всего лишь систему знаний или, образно говоря, каркас, который необходимо наращивать деталями, сообразно своему видению и творчеству. Стандартизированная и унифицированная система образования где бы то ни было, не дает конкурентных преимуществ. Они появляются только в пожизненном саморазвитии. Компании-лидеры давно прочувствовали преимущества индивидуального постоянного образования. В «Motorola» подсчитали, что каждый доллар, вложенный в корпоративное образование, приносит 33$ прибыли. Изменяется сама концепция образования, его и методы и формы. Чтение лекций и просиживание семинарских занятий остается в стенах школ и университетов. Обучение для себя – это эмоции, чувства и душевные переживания и сопереживание. Это в полной мере реализуется в виде активных методов и тренингов, которые максимально приближенны к жизни, к практике, к реальности.

Стоимостное маркетинговое мышление.

Но техник и технологий обучения недостаточно. В системе мотивирующего «живого» обучения персонала как в здравоохранении нужно работать не с симптомами, а с причинами. «Стоимостное маркетингвое мышления» - это инструмент, позволяющий соединить логику и интуицию, веру и цену, количественное и качественное. В личной жизни дает возможность видеть, а значит, и управлять манипуляциями, а в бизнесе интуитивные ощущения переводить на язык цифр, формул и систем


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Project management, управління проектами Лідерство, тімбілдинг Фінанси, кредит, банківська справа