Тілесно-орієнтована психотерапія

Тілесно-орієнтована психотерапія

В даний час в Європі та в Америці (у 35 країнах світу) існують понад 50 інститутів та організацій з навчальними та терапевтичними програмами різних шкіл та напрямів ТОП. Основні з них: ...

В настоящее время в Европе и в Америке (в 35 странах мира) существуют свыше 50 институтов и организаций с обучающими и терапевтическими программами различных школ и направлений ТОП. Основные из них: биосинтез, бодинамический анализ, биоэнергетический анализ, биодинамика, соматопсихология, процессуальная психотерапия и др.

ТОП - это искусство и наука, это способ "исцеления души через работу с телом", с запечатленными в теле переживаниями и проблемами человека.Все, что происходит в душе человека, оставляет отпечаток в его теле. Наше сознание и бессознательное в 90% случаев говорят не словами, а сигналами тела. Важно научиться улавливать эти сигналы, слышать свое тело, быть с ним в контакте.

В любой момент жизни состояние тела человека - это воплощенная история пережитых и переживаемых им эмоциональных и физических травм, накопленного жизненного опыта, взглядов и представлений, недомоганий и заболеваний. Наше "Я" выражено как в психике, так и в теле, и оживить душу можно, воздействуя на телесные процессы.

ТОП прежде всего, представляет собой уникальный и эффективный способ личностного роста и целостного развития человека, помогающий связать воедино его чувства, разум и телесные ощущения, восстановить утраченные и простроить отсутствующие взаимосвязи между ними, создать условия доверительного и полного контакта человека с жизнью его тела...

ТОП обращена к телесному ядру психологического материала, это - работа с телом на языке сознания, это - "использование языка тела для лечения разума" А. Лоуен, основатель биоэнергетического анализа (классической школы ТОП), писал, что путь исцеления и роста пролегает через контакт со своим телом и через понимание его языка. Обобщая многолетний опыт терапевтической работы, он показал, что ТОП закладывает фундамент личностного роста; запускает в действие силы внутри личности, (которые действуют как на сознательном, так и на бессознательном уровне), чтобы увеличить или расширить все аспекты себя - самосознание, самовыражение, самообладание.

Существенной особенностью ТОП является то, что работа с телом создает уникальные возможности терапевтического воздействия "вне цензуры сознания", что позволяет обнаружить истинные истоки наболевших проблем, получить доступ к глубинным уровням бессознательного, представленным в теле.

Эта особенность предопределяет высокую эффективность телесно-ориентированного подхода в оказании психологической помощи, в создании условий разрешения проблем, которыми изобилует человеческая жизнь.

Г. Гродек - один из основателей традиции телесно-ориентированной психотерапии, писал о том, что за проявлениями болезни видны глубоко скрытые шифры бессознательного, имеющие открытый выход в соматику. Позднее, изучение динамики бессознательного в жизненных процессах показало, что они выступают составляющими динамического континиума переживаний и поведения человека, (детерминированного бессознательными силами), находятся между собой в смысловой взаимосвязи и могут быть исследованы и откорректированы в ТОП.

Важно также и то, что ТОП способствует выведению на уровень осознания тех глубинных аспектов скрытого бессознательного процесса, происходящего между клиентом и терапевтом, которые обычно неразличимы и мало доступны для работы в "вербальных" методах терапии. В различных направлениях ТОП многолетние теоретические и практические исследования посвящены изучению языка стрессов и травм, их влияния на состояние тела и души, разработаны способы их исцеления, специальные методики и техники, теория и практика психосоматической коррекции личности. При этом важно, что соматические симптомы психических травм понимаются как телесные проявления переживаний и поведения человека. ТОП направлена не на их устранение, а на то, сделать их доступными переживанию и осознанию, соотнося чувства и поведение (ставшие невротическими или патологическими), с жизненными представлениями, смыслами и ценностями человека.

Так, одно из направлений ТОП специализируется на изучении связей между эмоциональными травмами, переживаемыми ребенком в детстве во взаимоотношениях с родителями (начиная с внутриутробных) и предопределяемыми ими типами характера.

Тип характера - как способ регуляции стресса, формируется с младенчества и запечатлевается в особенностях структуры и функционирования тела, "кодируется" в эмоциях и чувствах, которые переживает человек. И именно тип характера выражается в особенностях поведения, отношений и набора проблем, с которыми мы имеем дело во взрослой жизни. Фактически, здесь дается ответ на вопрос: "Почему я такой?" и что можно с этим сделать, как изменить себя. Если бы все родители маленьких детей были знакомы с этой областью знаний и умений, то затруднений в воспитании у них было бы меньше.

В ТОП используются, кроме общепринятых, и специальные средства психотерапевтического воздействия, расширяющие возможности личностного роста и оздоровления человека.

Например, терапевтическая работа с движением, дыханием, мышечным тонусом, энергобалансом и функциями тела; с энергетическими и межличностными границами; с ресурсами развития и ощущением безопасности.

Будучи психологией человеческой телесности и чувств, ТОП основана на целостном подходе к разрешению трудностей, стрессов, кризисов, с которыми мы сталкиваемся в ходе жизни. Она представляет собой систему - психологической помощи, поддержки, исцеления и коррекции - обширного круга человеческих проблем.

К ним относятся эмоциональные травмы, связанные со сложностями:

  • взаимоотношений в семье и на работе; 4
  • деформации процесса развития личности;
  • невротические расстройства, последствия пережитых стрессов и жизненных драм;
  • духовные кризисы и поиски;
  • умение справляться с тяжелыми переживаниями, такими, как горе, утрата.

В ходе терапевтической работы становятся осознаваемы и доступны для изменения негативные состояния и чувства - ярость, гнев, агрессия, страх, тревога, сверхконтроль и др.

ТОП можно назвать психологической азбукой здоровья, дающей ключ к осознанию смысла переживаемой проблемы или заболевания, к их исцелению.

Вместе с тем, телесный опыт - это обширная сфера самопознания, которая дает возможность исследовать - каким образом чувства, желания, запреты "кодируются" в теле; разрядить и реализовать блокированную эмоциональную энергию; добиться более полного телесного самовыражения и психологической интеграции.
Работа с телом и психикой может быть реализована как в непосредственном телесном контакте с терапевтом, так и косвенно, без прикосновений. При этом изменения в телесных ощущениях постоянно находятся в фокусе внимания психолога.

Хотелось бы обратить внимание читателя, на то, что огромный опыт человечества, а также результаты научных исследований показывают, что прикосновения, то есть различные виды телесного (тактильного) контакта играют колоссальную роль в человеческой жизни.

В ТОП прикосновение - это один из основных языков мыщц, нервов, кожи, формирующий пространство любви, поддержки и заботы. Дело в том, что в области прикосновения создается зона интенсивности, повышающая осознанное психическое внимание. Прикосновения помогают лучше ощущать свое тело, соприкоснуться с глубокими и истинными чувствами, с внутренними ресурсами здоровья и развития.
Исскуство прикасаться и принимать прикосновения - это путь к контакту с "внутренним ребенком", к расширению возможностей телесно-чувственного осознавания себя и мира, к углублению чувства "Я".В. Райх - основатель ТОП - указывал на терапевтическую ценность касания, как первичной, идущей от младенчества формы контакта с окружающим миром. Младенец изначально, не менее, чем в питании, нуждается в контакте с телом матери, в поддержке ее жизненности, поглощении ее энергии.

Известен феномен "сенсорного голода", когда этот контакт разрушается и дети лишены прикосновений и поглаживаний (дети из детдомов), "недолюблены" с младенчества из-за того, что их родители сами бояться прикосновений, объятий и недостаточно берут их на руки. Результатом становится задержка физического и психического развития и позднее, ограничение способности отдаться любви, когда появится возможность сближения с другим человеком. В этом же и трагедия неблагополучной старости, когда к пожилому человеку никто не прикасается. Есть английская поговорка о том, что у кошки высыхает спиной мозг, если ее никто не гладит.

Вообще, все, что происходит с ребенком на первом году жизни, плотно запечатлевается в его сознании и в теле, и формирует его личность. Антропологи изучали особенности телесного контакта и отношения к младенцам в различных культурах и получили интересные результаты.

Так, каннибальские племена в Африке после родов носят младенцев в жесткой корзине без подстилки за спиной, изодранного и исцарапанного, мало кормят (в течение 5 минут) и снова бросают в корзину. Мать должна воспитать агрессивного ребенка, иначе его съедят.

В других, дружелюбных племенах, мать, напротив, постоянно носит младенца на себе. При этом, лицо у ребенка постоянно открыто, он меняет позу вместе с матерью, видит все вокруг, что позволяет его телу, мышечной системе быстро развиваться. Он постоянно получает тактильный контакт, обладающий глубоким развивающим и поддерживающим рост влиянием. Дети этого племени спят вместе с матерью и в итоге, опережают своих сверстников в развитии на 3 месяца. В этом возрасте они начинают сидеть, в 6 месяцев - ходить. Если обычного европейского ребенка носить на теле и содержать также свободно, то он показывает средние показатели развития - между негритенком и европейским ребенком, которого обычно пеленают.

В племени Майя детей тоже носят на себе, но из-за сурового климата им закрывают лицо. Впоследствии они крепки и выносливы, но мало любопытны и не склонны к познанию мира.

Важным обстоятельством является также то, что когда ребенок с рождения находится в контакте с телом матери, то ее материнский инстинкт быстро развивается и налаживается грудное вскармливание. Идеальный вариант, когда кормление происходит живот к животу, тело к телу - когда он раздет и прижат к матери.

Постоянный тактильный контакт, укачивание на руках - как установили невропатологи, - снижает даже внутричерепное давление у младенцев и обеспечивает полноценные условия его здоровья и развития.

Обратимся к представлению о телесности.

Понятия "тело", "телесность" - ключевые в ТОП. "Телесность" - это не только ядро - собственно тело, но и его временное измерение (прошлое, настоящее, будущее), и пространство вокруг ядра, включая различные явления сознания - традиции, желания, потребности.

Чрезвычайно важен тот факт, что тело является фундаментальной ценностью человеческой жизни и имеет первостепенную значимость в жизненных процессах. Тело - это изначальная данность в жизни родившегося ребенка. Развиваясь, именно свое тело он прежде всего вычленяет из реальности. Позже тело структурируется, как основа личности и ее сознания и воспринимается как "Я". Именно телесно - чувственный опыт становится фундаментом психического развития и самопознания. Это верно и в филогенетическом и в онтогенетическом аспекте.

Телесность, тот или иной способ восприятия мира телесности и составляет базу первичного опыта человека, основу структуры человеческого самосознания.
В экзистенциальном смысле, мир телесности - это микрокосм, воплощающий в себе глубинную мудрость вселенной, где тело выступает каналом связи человека и природы в единое гармоничное целое.Надо сказать, что мир телесности не определяется какими либо - историческими, культурными, национальными, либо иными особенностями и границами между людьми.На уровне тела, то есть, базовых морфологических, биологических свойств нашей природы мы все едины и одинаковы. Телесность нельзя сводить к индивидуальному, либо иным уровням человеческого существа, скорее это способ выражения принадлежности и отношения человека к миру.Телесность выражает внутреннюю сущность человеческого естества, воплощает способ его бытия в настоящем времени и необходима ему для осознания и освоения собственной природы.

Мир телесности - это проводник, помогающий восстановить утраченный контакт с частями нашей души и духа. В этом смысле А. Лоуен называл тело "спасителем души". Тело - это храм его души, носитель его духовной силы и творческой мощи. Именно поэтому одним из основных принципов ТОП является положение о творческой природе и сути телесности.

В качестве метафоры, отражающей суть телесности, В. Баскаков - психолог, который первым в нашей стране стал вести исследовательскую и практическую работу в области ТОП - использует картины С. Дали, наполненные плавающими и растекающимися образами-символами. По сути, телесное и психическое тесно переплетены и глубоко пронизывают друг друга, что послужило основанием для разработки в ТОП подробной телесной топографии психологических проблем человека.

Исследование телесных ощущений и состояний, работа с ними существенно расширяет психотерапевтическое пространство и возможности психолога, облегчает процесс раскрытия субъективного опыта человека. Тело, особенно через доступ к мышечным паттернам, позволяет связать теорию и практику; абстрактное и конкретное; вербальное, невербальное и до-вербальное; клинические проявления, поведение, чувства и мышление человека.

В любой момент жизни тело воплощает особенности личности, ее психологических проблем и конфликтов.

Что же происходит с душой и телом человека в ходе его жизни?
Известно, что при рождении у каждого ребенка закладывается богатый спектр ощущений, его возможности жить и чувствовать колоссальны. В процессе развития его тело формируется как универсальный, общечеловеческий язык, выражающий и передающий чувства и отношения - от человека к человеку.

Но постепенно, издержки воспитания, сложности взросления, переживаемые стрессы у многих людей приводят к подавлению чувств и ощущений тела (чаще тех, которые негативны, разрушительны или неуместны), утрате глубины переживаний, оскудению диапазона эмоций, (или, напротив, к их хаотической и разрушающей интенсивности).
Эмоционально значимые переживания "врастают в память тела" и фиксируются в нем. Тело - запечатлевая маски и роли, избранные как способы защиты от тяжелых переживаний, - обретает "мышечный панцирь", узлы и зоны хронических напряжений и зажимов. Они блокируют жизненную энергию, эмоции, силы, способности; ограничивают подвижность и ресурсы жизненности тела; снижают качество жизни и полноценность самой личности; ведут к заболеваниям и старению.Подавляя опасные либо негативные чувства и переживания тела, мы приходим к внутренним конфликтам, когда эмоции "отсекаются" от движения и восприятия, действия от мышления и чувств, понимание от поведения. Думаю - одно, чувствую - другое, делаю - третье.

Таким образом, травмы и разочарования, накапливаясь, влекут за собой разлад между чувствами, разумом и телом; потерю контакта с частями души и тела; с чувственной реальностью мира. Мы утрачиваем ощущение внутренней целостности, мир в душе, свежесть чувств и уже не можем по-детски любоваться цветком и ценить простые радости жизни. Недаром А. Лоуен утверждал, что все наши личностные трудности исходят из предательства своего тела.В итоге, с возрастом мы все больше чувствуем трагичность существования, погружаемся в страдания, либо в "оценочное переживание жизни", что подменяет нам радость подлинно чувственного восприятия и переживания реальности. Мы не столько живем, сколько размышляем о жизни, сожалея о собственных потерях.

Выход из подобных тупиков для каждого из нас возможен в итоге осознания своей жизни и судьбы, работы с собой, вырастания над собой прежним. В этом процессе мир телесности служит проводником, помогающим восстановить контакт с частями души, обрести себя и смысл жизни.

Оптимальные условия для процесса личностного роста и обретения мудрости поможет создать ТОП. Развивая способность к телесно-чувственному осознаванию - как мосту между мыслями, действиями и эмоциями, ТОП запускает процесс их осознавания и трансформации, соединения их в единое целое, что позволяет найти внутренние ресурсы для необходимых изменений. Психологическая зрелость личности формируется в процессе освобождения жизни тела, развития осмысленного диалога с собственными чувствами и разумом. Телесно-чувственное осознавание является ключом к поиску жизненных смыслов, продвижения к обретению себя, к полноценной самореализации.

В заключение можно сказать, что ТОП - это способ стать и оставаться самим собой в любой ситуации, сбрасывая маски, защитные слои, которыми мы обзаводимся с детства. Она прокладывает путь к достижению большей осознанности, свободы и творчества в нашей жизни.

История возникнования телесно-ориентированной психотерапии

В свое время З. Фрейд выражал надежду, что теория психоанализа когда-либо в будущем получит органическое, подтверждение, так как основой психического является соматика, хотя и заглянуть туда ему пока не удалось.

Это удалось сделать патриарху ТОП, В. Райху, теоретические и практические исследования которого дали научное обоснование известному положению З. Фрейда: "Я" - есть прежде всего выражение телесного "Я". Работы В. Райха заложили основы соматической психологии. В. Райх впервые развил теорию взаимодействия между психикой и телом.

Исторически, формирование ТОП на Западе, и включение тела, телесных процессов в понимание психологического развития личности являлось новым и нетрадиционным для западной психотерапии. Оно стало неким символом преодоления в ХХ веке господствующей там веками религиозной парадигмы восприятия жизни тела как низкой и греховной составляющей человеческого существа; а в области мировоззрения и науки также и картезианской (Декартовской) традиции механистического (позже технологического) расчленения души и тела.

В настоящее время в Европе и в Америке (в 35 странах) существуют свыше 50 институтов и организаций с обучающими и терапевтическими программами различных школ и направлений ТОП.

Современная ТОП является одним из основных направлений практической психологии в мировом психологическом пространстве. Она находится на острие так называемой " 4-й силы" - транскультуральной, континуальной психологии, пришедшей на смену былым монотерапевтическим подходам, и узкой психологической специализации.В настоящее время сложилась и действует тенденция к интеграции различных психологических направлений и школ, к синтезу разнообразных методов, что наиболее ярко проявилось в истории формирования ТОП.

Она возникла и продолжает в настоящее время развиваться в двух основных вариантах:

  • как самостоятельное направление психологии и психотерапии;
    к
  • ак второе, - дополнительное и необходимое - в русле многих сложившихся раннее психологических подходов, прежде всего, в психоанализе, гештальт- подходе, экзистенциальной психологии и др.

При этом специальные принципы и приемы работы с телом используются не столько как источник информации, сколько в качестве основного средства непосредственного терапевтического воздействия.

Одной из значимых особенностей ТОП является то, что хотя она возникла и сложилась на Западе, тем не менее она включила в себя многие достижения восточных духовных практик.

Источники телесно-ориентированной психотерапии

Современная ТОП возникла в итоге развития в конце 19 - 2О веков 2-х ведущих традиций.

Первая из них - телесно-терапевтическая традиция, возникшая из опыта, накопленного в различных видах искусства: танце, театре, музыке, и кроме того, в педагогике, гимнастике. Усилия крупных актеров, певцов, музыкантов были направлены на интеграцию интеллекта, эмоций и тела, на изучение тесной связи между дыханием и движением, между экспрессией и значением. Эта традиция включает несколько крупных ветвей развития и представлена многими известными именами: Ф. Дельсартэ, Э.Жакэ, Далькроз, Р.Лабан ,А. Дункан, Л.Кофлер, Ш. Сельвер, Ф. Александер, и др.

Вторая традиция - телесно-психотерапевтическая - связана с основанием в 1885 году Ш.Рике Ж.П.Шарко Психофизиологического общества. В этом же году молодой профессор психологии П.Жанэ представил доклад о своей работе, сделавшей с его отцом-основателем телесной психотерапии. В своих исследованиях он использовал принципы идео-динамики И. Бернхайма и идео-моторные соответствия из теории В. Джеймса, изучал взаимосвязь дыхания, циркуляции жидкостей в организме, мышечного напряжения, висцеральных процессов и чувств, поведения, движения и побуждения.З.Фрейд, который в этом же году приехал в Париж учится у Ж-П. Шарко, переименовал систему психологического анализа П. Жанэ в психоанализ, который впоследствии пренебрег ролью телесности и стал специфической ветвью раннее интегрированного исследования тела и души.Исследования П.Жанэ оказали серьезное влияние не только на З.Фрейда и Брейера, но и на К.Г.Юнга и А.Адлера. Теоретические изыскания К.Г.Юнга впоследствии показали, что ни ум ни тело не являются первичным источником опыта, и что архетипы связывают воедино инстинктивно - духовный континиум.

Современная ТОП опирается на опыт эмбриологии; на глубокое изучение связей психологии с эмбриологией; на теорию объектных отношений психоанализа; на пре-и перинатальную психологию; на динамическую морфологию; на традицию вегетотерапии В Райха, впервые создавшего теорию телесности и развившего соматическую психотерапию до уровня системы.

Позже соматическая психология вышла за пределы Райхианского подхода и последователи В.Райха разработали богатейшую теорию и практику работы с психикой через телесные процессы.Современная ТОП включает в себя переработку множества различных источников, таких, как:теория моторного развития, (включая корреляцию с социальным и психологическим развитием), - традиция, развиваемая в Дании и Норвегии под руководством Бритты Холл; норвежская традиция изучения психосоматических связей - работы Тригв Браатей и Лиллемор Джонсен; психология развития -от Пиаже, Эриксон, Бруун и Штерн и др.; психодинамическая теория; клиент-центрированная терапия; этология животных К.Лоренца; возрастная и спортивная психология,физиотерапия; педагогическая теория и традиция - Нейл, Выготский, Макаренко и пр.

Таким образом, можно сказать, что и классическая и современная ТОП многогранна, полифункциональна и представлена многими школами и авторскими методами.

Некоторые из этих школ были основаны непосредственно В. Райхом и его учениками и современниками, это: вегетотерапия (В. Райх); биоэнергетический психоанализ (А.Лоуэн); core-энергетика (Дж. Пьерракос); оргономия (Э. Бейкер); психотоника (Ф. Глассер); радикс (Ч.Келли) и др.Другие школы образовались как второе и третье поколение, такие, как: соматические процессы (С.Келеман); хакоми (В. Курц); соматическая терапия - биосинтез Д.Боаделлы; организмическая психология (М. Браун); соматопсихо-динамика (Ф.Наварро); функциональная телесная психотерапия (Л. Рисполи); рольфинг (И. Рольф); процессуально- ориентированная психотерапия А.Минделла; биодинамическая психология Г.Бойсен; бодинамический анализ Л.Марчер и др.

Запись на тренинги:

Конт.тел. [відкрити контакти](050) 931-16-73, [відкрити контакти](068) 399-63-14
http://emiz.org.ua/
e-mail:[відкрити контакти][email protected]


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Продажі, кол центр, робота з клієнтами Саморозвиток