От чего дети могут заикаться?
Заикание – это функциональное расстройство ритма речи, свободное течение которой затруднено. Оно прерывается задержками и повторением отдельных звуков, слогов и слов.
Расстройство членораздельности речи обуславливается преходящими судорогами речевой мускулатуры. Встречается преимущественно в детском возрасте (в большей степени у мальчиков). Наиболее часто заикание первично возникает в возрасте от двух до четырех лет. Это очень распространенное заболевание – заиканием страдает около одного процента населения.
Довольно часто возникновению заикания у детей непосредственно предшествует испуг, переживание боли или угрожающей ситуации. Но далеко не все испуганные дети начинают заикаться. Считается, что факторами, способствующими развитию заикания, являются:
- невропатическая отягощенность родителей;
- «нервность» самого ребенка;
- поражение головного мозга (родовые травмы, ММД, и т.д.);
- ускоренное развитие речи (в возрасте 3-4 лет);
- недостаточность развития моторики;
- недостаточность положительных эмоциональных контактов родителей с ребенком.
Логоневроз.
В настоящее время заикание трактуется как расстройство речи с преимущественным нарушением ее коммуникативной функции (Р.Левина). Механизмом возникновения заикания у маленьких детей чаще всего служит патологический условный рефлекс, является признаком невропатии или невроза. Существует взгляд на заикание как на один из самых мучительных неврозов -логоневроз, связанных с функцией речи, необходимых для межиндивидуального общения (М.Зееман).
Структура логоневроза включает в себя связанные компоненты в виде: заикания, страха речи как реакции; невротического фона (раздражительная слабость, страхи, не связанные с речью, тики, расстройства сна и многое другое) и характерологические изменения, представляющие личностную переработку травмирующих агентов - переживание собственной недостаточности, развитие мнительности, тревожности, неуверенности в себе, нерешительности и так далее. Заострение невротических симптомов является почвой для возникновения страха речи – заикания.
Во многих случаях у детей до заикания наблюдаются такие страхи как боязнь темноты, одиночества. А так же «страхи существования» - страхи, которые указывают на степень интенсивности эмоционального контакта с матерью и другими близкими людьми либо в сторону усиления (гиперопеке), либо в сторону ослабления, когда ребенка рано «отрывают» от матери и отдают в ясли или в круглосуточную группу, или ребенок находится в больнице без родителей.
Рассматривая особенности страха речи, его можно разделить на четыре ступени:
1 – легкая степень «страх речи». Имеет характер неуверенности, фрустрации, встречается только в ситуации общения, носит избирательный характер, не осознается, критика отсутствует. Страх легко непроизвольно преодолевается и не ведет к нарушению адаптации.
2 – средняя степень «страх речи». Носит установочно–ситуативный характер. Иногда появляется опасение речи, предшествовавшего ситуации общения. Но сам страх речи продолжает оставаться избирательным, зачатки критики возникают по мере частичного осознания в ситуации общения. Возникший страх преодолевается с трудом и ведет к умеренному нарушению адаптации.
3 – средняя степень выраженности страха речи – «Невроз ожидания». Постоянные опасения, предшествующие речевым коммуникациям, тенденция к тотальности в ситуации общения. Осознание и критика выявляются в той или иной степени. Страх преодолевается с трудом, ведет к нарушению адаптации и частичной дезадаптации, то есть к нарушению уже сложившихся форм группового общения.
4 – выраженная степень страха речи – «навязчивый страх речи». Динамика – навязчивые опасения неспособности к речевым коммуникациям до и после ситуаций общения, в реактивных личностных наслоениях, тотальности и полном осознании, критике и борьбе. Страх невозможно или трудно преодолеть. Отмечается полное нарушение адаптации, прогрессирующая степень дезадаптации. Стойкость навязчивого страха, утяжеление динамики, усиливает степень психической травматизации (вплоть до психогенного мутизма), личностной депривации и депрессивных наслоений (например, переживание неудачи, ощущение своей неполноценности).
Спецефические особенности становления страха речи в возрастном аспекте:
С 3-5 лет страх речи возникает при чрезмерной фиксации окружающих на речевом недостатке ребенка. Тревожность окружающих, в частности матерей, приводит к закреплению страха речи у ребенка.
В 5-6 лет приходит утяжеление страха речи. Страх речи появляется преимущественно при контактах с незнакомыми людьми, так как в этом возрасте наиболее хрупкая развивающая система ребенка. Способствующим фактором страха речи у ребенка является высокий невротизм родителей (гипертрофированная оценка поведения ребенка) и фиксация на речевом дефекте со стороны сверстников.
В 7-8 лет фиксация страха речи определяется самим ребенком, который находится в роли ученика и участвует в формальных структурах общения.
В 9-11 лет страх речи можно рассматривать в ряде случаев уже как «невроз ожидания». Способствующим фактором является становление самооценки детей начало их участия в коллективистских формах общения.
В 12-15 лет навязчивый страх речи является личностной реакцией. Наряду с упрочением самооценки подростка, появлением системы мировоззрения и понимания своей роли среди окружающих, заикание затрудняет реализацию значимых для подростка систем установок.
Соотношение динамики становления личности ребенка и логоневроза.
В результате развития логоневроза происходит ускорение формирования самооценки, уровня самосознания детей по сравнению со здоровыми сверстниками. В этом и заключается и «парадокс несоответствия». Невроз заостряет, лихорадочно стимулирует более ранние личностные проявления детей и одновременно своей наличностью ставит препятствия для их реализации. Возникает своеобразный механизм «блокирования» в системе личность – среда – личность.
Для того чтобы помочь ребенку избавиться от заикания, нужно в первую очередь обследоваться у лор-врача и невропатолога. А детский психотерапевт и логопед помогут ребенку избавиться от заикания. Специалисты работают в тесном содружестве с родителями.
Что могут сделать родители?
- Развивайте тонкую моторику у ребенка. Пусть он больше лепит (или просто катает шарики и колбаски) из пластилина, глины или теста, рисует (желательно гуашью и пальцами), нанизывает на леску пуговицы или крупные бусы, навинчивает гайки на винтики, складывает очень полезные игрушки - пазлы. Центр речи и центр тонкой моторики находятся в мозгу ребенка рядом друг с другом. Поэтому, развивая одно, вы совокупно развиваете и другое.
- Стимулируйте у ребенка звукоподражание. Как говорит киска? Как ревет медведь? Как гудит самолет? Как жужжит пчела?
- Каждый день в одно и то же время читайте ребенку короткие сказки или истории.
- Делайте ребенку релаксационные массажи.
- Как можно больше эмоционального контакта с вашим ребенком. Разговаривайте, играйте в разнообразные игры. Создавайте атмосферу (условия) для подкрепления и усиления чувства защищённости у ребёнка.
- Каждый день минимум по два часа слушайте музыку Моцарта (например, «Волшебная флейта»). От неврозов помогает музыка Чайковского, Пахмутовой, Таривердиева, «Свет луны» Дебюсси.
- Отведите ребенка на занятия евритмии.
Чем может помочь специалист?
Детский психолог выясняет причины заикания, разрабатывает коррекционную или терапевтическую программу: комплекс игр, техник и методик, способствующих его преодолению и стимуляции общего умственного и эмоционального развития ребенка. Периодически проводит родительские встречи и дает им рекомендации.
Логопед в свою очередь проводит занятия с ребенком по коррекции и правильной постановке звукопроизношения, если это будет необходимо.
Статью подготовила: Наталья Дмитришена,
семейный психолог, детский психотерапевт,
член ПАДАП, член УСП,
руководитель психологической студии «Зазеркалье Души»
www.psihealth.kiev.ua
газета «Психолог дошкілля» №6(11), червень 2010
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Психологія, емоційний інтелект Саморозвиток Спорт, здоров'я