Песочное рисование или Волшебный песок в руках ребёнка
Рисование песком «Send-Art» – удивительно интересное и очень «живое» занятие для детей и взрослых. Песочные рисунки дают прекрасную возможность принять, раскрыть и проявить в творчестве множество граней собственного «Я». Это новое направление.
«Что ты, что ты! А ну-ка пойдём быстро мыть ручки», - сказала мама 3х летнему сынишке, который увлечённо рисовал пальчиками песочные каляки-маляки. Ребёнок не хотел отходить от волшебной песочницы (световой стол с песком - арт-песочница), где можно было ладошками или пальчиками рисовать песком, затем «засыпать» рисунок и опять рисовать, но что-то уже другое, которое спонтанно приходило в фантазиях ребёнка.
Я включила музыку со звуками природы и предложила маме немного понаблюдать за рисованием ребёнка. Мама успокоилась, села рядом с сынишкой. Через несколько минут её руки потянулись в песочницу. Она написала своё имя, потом имя ребёнка, затем нарисовала цветочек… Я показала, как можно песком нарисовать морские волны, а на них кораблик с парусами.
Вскоре первый песочный рисунок маленького художника (сфотографированный) висел дома на стене у этого малыша.
Чудеснее песка нет для детей забавы,
Его всегда имеется в достатке,
Течет он нежно так сквозь руки,
Что не сравнить его ни с чем…
Иоахим Рингельнац
Игра с песком - самая универсальная, увлекательная, интересная игра для детей любого возраста. Мы сразу вспоминаем своё детство во дворе в песочнице с лопатками, ведёрками и пасочками, и летние каникулы на море, когда с наслаждением зарывались в песок руками и ногами, оставляя «торчать» только одну голову, которая смотрела на мир как-то по-другому. Мягкий песок, прогретый солнцем, оказывал благотворное воздействие на нас, детей, в особенности на эмоциональное состояние…
Играть с песком дети начинают уже с полугода, подкидывая его совочком или перемешивая ладошками. Песок привлекает дошколят возможностью делать лепёшки, варить кашу, строить башенки, домики-пещерки для своих игрушек, всевозможные дороги для машинок или извилистые канавки и озёра для воды… Он не перестаёт манить своими возможностями и уже достаточно «солидных» пап и мам - как приятно рисовать пальцем или палочкой на песке под «музыку» морских волн. Приятно ощущать песок в руках, когда пропускаешь его тонкой струйкой сквозь пальцы. А появляющиеся и исчезающие следы на песке «говорят» нам о его мягкости и одновременно твердости. Протяженные песчаные пляжи кажутся нам бесконечными, начинаешь чувствовать, что находишься где-то вне времени, и все это наводит на мысли о вечности. А наблюдая за медленно убегающей струйкой песка, вдруг понимаешь, что это материальное воплощение бегущего времени, думаешь о его скоротечности и в то же время, о его постоянстве.
Если рассматривать педагогические и психологические аспекты использования песка, то трудно его переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, созидания, познания... Ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически и физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы. Создание мысленных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия, – все это в совокупности и лежит в основе оздоровительного (терапевтического) эффекта для ребёнка, в котором гармонично объединяются голова (разум), руки (тело) и сердце (душа).
Обыкновенный песок – это нечто необыкновенно волшебное и завораживающее.
Почему мне захотелось поговорить с вами о песке?
Несколько лет назад (в 2007году) в интернете мне попался видео клип с песочной анимацией «Грузинская песня» (с исполнением песни «Махинджи Вар» молодого певца Дато). Я была под таким впечатлением увиденного, что пересматривала этот ролик раз 100! Как такое возможно! Из песка создавать картины, которые сменяются волшебным образом одна за другой.
Прошло немного времени и вся Украина (и не только) узнала, что такое песочная анимация – на теле-шоу «Украина мае таланти» победила Ксения Симонова, которая создавала в прямых эфирах песочные истории на стекле.
В то время я уже, как психолог использовала в своей работе песочную терапию Sandplay. Я видела как песок (создание песочных историй) «излечивает» моих клиентов, и детей и взрослых. Впоследствии Sandplay я использовала и в групповой работе с детьми на своих детско-родительских тренингах на песочных берегах Чёрного и Эгейского морей.
Но, песочные рисунки на стекле не оставляли меня в покое. Мне так захотелось по-новому «увидеть» песок, по-новому «поиграть» с ним и попробовать самой так же как аниматоры что-то нарисовать.
Но, песочное рисование (на стекле) Sand-Art очень отличалось от игры с песком Sandplay, где создаются миры в песочнице с помощью воды и различных фигурок, миниатюрных игрушек разной символики (звери, люди, дома, мосты, пирамиды, деревья…).
Я стала изучать новое искусство, приобрела специальную световую арт- песочницу и особый очень мелкий песок. Первый раз, когда я прикоснулась пальцами рук к песку и начала рисовать, сам процесс рисования увлёк, заворожил и привел меня в восторг! Уже с первого рисунка было ощущение, что я настоящая художница и у меня есть талант к рисованию (и это был песочный рисунок «Золотая рыбка», которая в дальнейшем исполнила моё желание стать арт- тренером метода «Sand-Art»).
Со временем, приобретая навыки, отрабатывая техники, у меня появилось желание и потребность поделиться своими знаниями и практическим опытом с коллегами психологами и педагогами, которые могут использовать этот метод в своей работе с детьми и с взрослыми.
На данный момент ежемесячно я провожу обучающие семинары для психологов «Техники рисования песком. Введение в метод «Sand-Art» - творчество и психотерапевтические ресурсы». А так же проходят творчески развивающие занятия с детьми «Песочные рисунки на стекле» для детей с 3х -12ти лет (в Киеве по выходным).
Я очень хочу, чтобы детские психологи, педагоги так же дарили радость песочного рисования и своим детям, своим подопечным.
Я знаю, что каждый ребёнок, рождаясь на этот свет уже безгранично талантлив. Ему нужно только дать возможность раскрыть свой талант, свои уникальные способности.
Детство — это лучшее время для развития способностей и раскрытия талантов, а рисование песком — это уникальный новый вид искусства, который проявляет многогранность каждого ребёнка.
Рисование песком «Send-Art»– удивительно интересное и очень «живое» занятие для детейи взрослых.Песочные рисунки несут в себе возможность трансформаций. Они помогают нам осознать наши эмоциональные состояния и самые глубокие душевные переживания,дают прекрасную возможность принять,раскрыть и проявить в творчестве множество граней собственного «Я».
Задача детского психолога, педагога – дать возможность ребёнку окунуться в мир детства, быть творческим, спонтанным, увидеть и принять себя иным,почувствовать себя автором не только данной песочной фантазии, но и автором своей жизни.
Рисование песком целительно уже само по себе.
Немного истории.
Рисование песком - искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ столетия. Изобретателем стиля является канадский режиссёр-мультипликатор Кэролин Лиф, создавшая песочный анимационный фильм «Песок, или Петя и серый волк». Ее работы распространились по всему миру и завоевали сердца многих зрителей и художников. С виду простые движения превращаются благодаря ловкости рук в сюжет, повествуя целую историю… Позднее ее опыт переняли многие аниматоры, они попробовали создать динамический песочный фильм, т.е. без монтажа, на одном дыхании. Их опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства – искусству рисования песком. Благодаря своему неописуемому эффекту на публику рисование песком сразу приковало к себе внимание психологов. А как метод арт-терапии рисование песком стало использоваться только в наши дни.
В отличие от песочного шоу и песочной анимации, на занятиях с детским психологом, педагогом детей учат, как создавать песочные рисунки, где акцент делается непосредственно на самом процессе творения, где дыхание ребёнка становится спокойным, его движения рук и всего тела плавными, внутреннее состояние гармоничным. Техника рисования песком – обладает художественным и терапевтическим достоинствами. Песок способен «заземлять» негативные эмоции, он несёт в себе возможность трансформации. Этот «разговор» рук с песком даёт огромнейший психо-корректирующий ресурсный эффект.
Сегодня специалисты уже доказали на практике эффективность применения метода песочного рисования «Sand-Art» для работы с разнообразной психологической проблематикой: разрешение семейных конфликтов, гармонизация детско-родительских отношений, стабилизация актуального психоэмоционального состояния и другие психокоррекционные задачи.
Метод «Sand-Art» успешно применяется специалистами в образовательных и развивающих целях: обучение основам чтения, письма и рисования, развитие познавательных процессов, расширение кругозора и общей осведомленности, развитие мелкой моторики и координации движений, развитие воображения и творческих способностей. Серьезный учебный процесс превращается для учащихся и воспитанников в увлекательное и захватывающее занятие.
Рисование песком – занятие не просто увлекательное, для ребенка это открытие нового волшебного мира песочных историй. Под чутким руководством педагога он учится создавать как отдельные самодостаточные картины, так и целые сюжеты. Дети с огромным энтузиазмом овладевают хитрыми премудростями метода. Они с удовольствием показывают свои песочные картины родителям и приглашают их к совместному творчеству.
Что даёт нам этот новый метод рисование песком:
- Дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, способствует расслаблению и снятию напряжения. Это возможность мягко прикоснуться к своему бессознательному, исследовать самые разные грани проявления своего Я.
- Метод помогает войти в контакт со своими чувствами. А иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения, которые кажутся непреодолимыми.
- Работа с песком помогает вдохновиться, вернуть утерянную спонтанность, развить внутреннюю свободу и почувствовать забытые ощущения счастья и творчества. А главное, ощутить себя автором не только данного произведения, но и автором своей жизни. Высвобождается внутренняя энергия, приходит осознание того, Что я хочу делать и Как.
- В этом арт-терапевтическом процессе приобретается ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углубленное самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост. Это потенциальный путь к самоопределению, самореализации и самоактуализации личности, а также повышению самооценки, уверенности в себе.
- Внутренние конфликты и переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем вербально. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры и рационализации, что ускоряет положительные изменения личности. К тому же, при переводе бессознательного в видимую и ощутимую форму, появляется реальный творческий продукт, который не может отрицать сознание человека (это уже не что-то невидимое, неосязаемое).
- Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате исследования и осознания своих скрытых умений, творческого потенциала.
Преимущества метода рисования песком перед другими формами арт-терапии :
- Процесс прост и приятен. Не требуется никаких специальных умений и навыков. И сам материал -песок- необыкновенно приятен.
- Рисование песком дает возможность трансформации, мгновенного изменения творческого произведения без потери его красоты и не прибегая к полной реконструкции. Это похоже на саму жизнь – все время развивающуюся и изменяющуюся. Я думаю, что похоже и на внутреннюю жизнь человека.
- Работая с песком на плоскости, движения становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания. А, работая с песком под музыку, задействуются одновременно зрительный, слуховой и кинестетический каналы, что позволяет полноценному восприятию этого мира, и возможностью вчувствоваться в него. Чего очень не хватает в нашей социальной жизни, где наш ум выносит о мире оценочные суждения. Это близко к медитативным техникам.
- Техника помогает развить тонкую моторику, что особенно полезно для детей (потому что через стимуляцию пальцев рук развивается мозг) и для пожилых людей, т.к. с возрастом снижается чувствительность рук. А также для людей, работающих за компьютером.
- Рисовать можно двумя руками симметрично, что способствует гармоничному развитию двух полушарий головного мозга, и внутреннему центрированию.
Психологические проблемы, при которых полезно применять песочное рисование в сочетании с другими методами.
Проблемы поведения детей: агрессивность, непослушание, гиперактивность.
Эмоциональные проблемы: неуверенность в себе, низкая самооценка, застенчивость, тревожность, страхи, ночные кошмары.
Семейные проблемы: развод, появление младшего ребенка, стрессовая ситуация, смена места жительства.
Коммуникативные проблемы: поступление или смена детского садика, школы, школьная неуспеваемость, трудности в общении с другими детьми и взрослыми.
Программы для психологов, педагогов и детей.
*** Эксклюзивный семинар для активных, желающих творчески развиваться психологов и педагогов, которым интересен новый метод «Sаnd-Art»
«Техники рисования песком - творчество и психотерапевтические ресурсы».
Две основные задачи семинара:
1. Знакомство с новым методом и техниками рисования песком;
2. Практическое применение рисования песком в терапевтической работе детского и семейного психолога. (А так же применение методов, взятых из сказко-, мандала-, песочной терапии).
В программу семинара входит:
- Лекция – введение в метод «Sаnd-Art», обозначение специфики, его преимущества. Психотерапевтические ресурсы рисования песком.
- Практическая часть – показ и обучение различным вариантам технического применения данного метода - работа с песком за световым столом.
В ходе семинара каждый участник побывает:
- в роли психолога и в роли клиента(работа в парах, затем обсуждение и анализом);
- в роли художника в творческом процессе самовыражения в новой необычной технике «Песочные фантазии на стекле» (групповая и индивидуальная работа).
Семинар рассчитан на 6-8 человек; будет предоставлено 6-8 световых столов – песочниц. (проходит два раза в месяц, 8ак./час., в выходной день).
Участникисеминарамогут (по желанию) получитьсертификат «Введение в метод «Sand-Art»
Если у вас есть ребёнок школьного возраста, я приглашаю его стать художником песочных рисунков вместе с Вами.
На семинаре можно приобрести профессиональные арт-песочницы со скидкой 10%.
Запись на семинар по тел. [відкрити контакти]
Используя световую песочницу, детские психологи смогут вместе с детьми осуществлять практически любые свои идеи, а также совершать увлекательные путешествия, постоянно узнавая что-то новое, поскольку занятия с песком позволяют прожить много захватывающих моментов и ситуаций, решить множество проблем, ощутить радость творчества.
Внимательное наблюдение за детьми позволит детскому психологу проявить свою фантазию и создать свои практические игровые методики, основанные на использовании песка, и направлять их на развитие детей. Техники рисования песком необычайно плодотворны и открывают перед нами, психологами, широкие возможности.
*** Развивающие творческие занятия для детей 3х – 12 лет
«Песочные рисунки на стекле»
Рисуя песком, ребенок испытывает удовольствие, новые впечатления, и это побуждает его к новым открытиям и изобретениям. Таким образом, ребенок развивает себя сам, планируя, рисуя, воплощая свои фантазии в следах на песке. Образы, возникающие в сознании, находят свое выражение в реальных видимых формах.
Посмотрите на детей, увлеченно занимающихся чем-либо, – и вам передается то удовольствие, которое они получают от своих открытий, та гордость, которую они испытывают от способности сделать что-то самостоятельно, своими руками. И ведь при этом они не боятся ошибиться или сделать что-то неправильно.
Дети получают наслаждение от занятия с песком, расслабляются, даже забывают о времени. И не только дети, но и находящиеся с ними взрослые настолько увлекаются рисованием на песке, что просто не могут оторваться от этого занятия.
Занятия направлены на решение следующих задач:
- развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение);
- развитие творческого потенциала, раскрытие своих уникальных способностей, формирование коммуникативных навыков;
- тренировка мелкой моторики рук, координации движения, пластики, которая стимулирует мыслительные процессы, улучшает память, развивает речь (логопедия);
- равноценное развитие и работа левого (мышление, логика) и правого (творчество, интуиция) полушарий головного мозга - развить межполушарное взаимодействие, ребёнок создаёт рисунки двумя руками;
- гармонизация эмоционального состояния, умение расслабляться, получение ресурса (снятие эмоционального напряжения у тревожных, агрессивных и гиперактивных детей).
Метод рисования песком позволит детям:
- Научиться осознавать себя и выражать собственные чувства.
- Улучшить прогресс в личностной коррекции. Усилить ощущение собственной личностной ценности.
- Развить чувство внутреннего контроля, прогнозирования.
- Раскрыть ресурсы и сделать их инструментом в жизни.
- Повысить мотивацию в деятельности.
- Проработать внутренние и межличностные конфликты, сложные ситуации, принять решение.
В группах по 6 детей. Занятия проходят 1-2 раз./нед. (30-60 мин.).
Запись по тел. [відкрити контакти]
На занятиях каждый рисунок ребёнка фотографируется (затем можно распечатать и повесить свою картину на стене у себя дома или в детском садике, школе).
Когда руки художника создают на светящемся столе волшебные, перетекающие друг друга образы, взгляд оторвать невозможно. И вы, так же, можете приобщиться к магии песка на этих занятиях. Благодаря работе с песком и другими сыпучими материалами у Вас появится четкость линии и возникнет более осмысленное отношение к творчеству. А благодаря необходимости поиска новых образов Ваша фантазия станет намного ярче.
Посмотрите в глаза рисующему песком ребёнку, и вы увидите в них
восторг, радость и счастье!
Статью написала Наталья Дмитришена, семейный и детский психолог, песочный психотерапевт Sandplay, арт-тренер, член УСП, ПАДАП, автор и ведущая детско-родительских тренингов в Крыму и Греции с 2005г. www.psihealth.kiev.ua
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Культура, творчість Психологія, емоційний інтелект Саморозвиток