Песочное рисование или Волшебный песок в руках ребёнка

Песочное рисование или Волшебный песок в руках ребёнка

Рисование песком «Send-Art» – удивительно интересное и очень «живое» занятие для детей и взрослых. Песочные рисунки дают прекрасную возможность принять, раскрыть и проявить в творчестве множество граней собственного «Я». Это новое направление.

«Что ты, что ты! А ну-ка пойдём быстро мыть ручки», - сказала мама 3х летнему сынишке, который увлечённо рисовал пальчиками песочные каляки-маляки. Ребёнок не хотел отходить от волшебной песочницы (световой стол с песком - арт-песочница), где можно было ладошками или пальчиками рисовать песком, затем «засыпать» рисунок и опять рисовать, но что-то уже другое, которое спонтанно приходило в фантазиях ребёнка.

Я включила музыку со звуками природы и предложила маме немного понаблюдать за рисованием ребёнка. Мама успокоилась, села рядом с сынишкой. Через несколько минут её руки потянулись в песочницу. Она написала своё имя, потом имя ребёнка, затем нарисовала цветочек… Я показала, как можно песком нарисовать морские волны, а на них кораблик с парусами.

Вскоре первый песочный рисунок маленького художника (сфотографированный) висел дома на стене у этого малыша.

 

Чудеснее песка нет для детей забавы,

Его всегда имеется в достатке,

Течет он нежно так сквозь руки,

Что не сравнить его ни с чем…

Иоахим Рингельнац

 

Игра с песком - самая универсальная, увлекательная, интересная игра для детей любого возраста. Мы сразу вспоминаем своё детство во дворе в песочнице с лопатками, ведёрками и пасочками, и летние каникулы на море, когда с наслаждением зарывались в песок руками и ногами, оставляя «торчать» только одну голову, которая смотрела на мир как-то по-другому. Мягкий песок, прогретый солнцем, оказывал благотворное воздействие на нас, детей, в особенности на эмоциональное  состояние…

Играть с песком дети начинают уже с полугода, подкидывая его совочком или перемешивая ладошками. Песок привлекает дошколят возможностью делать лепёшки, варить кашу, строить башенки, домики-пещерки для своих игрушек, всевозможные дороги для машинок или извилистые канавки и озёра для воды… Он не перестаёт манить своими возможностями и уже достаточно «солидных» пап и мам - как приятно рисовать пальцем или палочкой на песке под «музыку» морских волн. Приятно ощущать песок в руках, когда пропускаешь его тонкой струйкой сквозь пальцы. А появляющиеся и исчезающие следы на песке «говорят» нам о его мягкости и одновременно твердости. Протяженные песчаные пляжи кажутся нам бесконечными, начинаешь чувствовать, что находишься где-то вне времени, и все это наводит на мысли о вечности. А наблюдая за медленно убегающей струйкой песка, вдруг понимаешь, что это материальное воплощение бегущего времени, думаешь о его скоротечности и в то же время, о его постоянстве.

Если рассматривать педагогические и психологические аспекты использования песка, то трудно его переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, созидания, познания... Ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически и физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы. Создание мысленных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия, – все это в совокупности и лежит в основе оздоровительного (терапевтического) эффекта для ребёнка, в котором гармонично объединяются голова (разум), руки (тело) и сердце (душа).

  Обыкновенный песок – это нечто необыкновенно волшебное и завораживающее.

 

Почему мне захотелось поговорить с вами о песке?

Несколько лет назад (в 2007году) в интернете мне попался видео клип с песочной анимацией «Грузинская песня» (с исполнением  песни «Махинджи Вар» молодого певца Дато). Я была под таким впечатлением увиденного, что пересматривала этот ролик раз 100! Как такое возможно! Из песка создавать картины, которые сменяются волшебным образом одна за другой.

Прошло немного времени и вся Украина (и не только) узнала, что такое песочная анимация – на теле-шоу «Украина мае таланти» победила Ксения  Симонова, которая создавала в прямых эфирах песочные истории на стекле.

В то время я уже, как психолог использовала в своей работе песочную терапию Sandplay. Я видела как песок (создание песочных историй) «излечивает» моих клиентов, и детей и взрослых. Впоследствии Sandplay  я использовала и в групповой работе с детьми на своих детско-родительских тренингах на песочных берегах Чёрного и Эгейского морей.

Но, песочные рисунки на стекле не оставляли меня в покое. Мне так захотелось по-новому «увидеть» песок, по-новому «поиграть» с ним и попробовать самой так же как аниматоры что-то нарисовать.

Но, песочное рисование (на стекле) Sand-Art очень отличалось от игры с песком Sandplay, где создаются миры в песочнице с помощью воды и различных фигурок, миниатюрных игрушек разной символики (звери, люди, дома, мосты, пирамиды,  деревья…).

Я стала изучать новое искусство,  приобрела специальную световую арт- песочницу и особый очень мелкий песок. Первый раз, когда я прикоснулась пальцами рук к песку и начала рисовать, сам процесс рисования увлёк, заворожил и привел меня в восторг! Уже с первого рисунка было ощущение, что я настоящая художница и у меня есть талант к рисованию (и это был песочный рисунок «Золотая рыбка», которая в дальнейшем исполнила моё желание стать арт- тренером метода «Sand-Art»).

Со временем, приобретая навыки, отрабатывая техники, у меня появилось желание и потребность поделиться своими знаниями и практическим опытом с коллегами психологами и педагогами, которые могут использовать этот метод в своей работе с детьми и с взрослыми.

На данный момент ежемесячно я провожу обучающие семинары для психологов «Техники рисования песком. Введение в метод «Sand-Art» - творчество и психотерапевтические ресурсы». А так же проходят творчески развивающие занятия с детьми «Песочные рисунки на стекле» для детей с 3х -12ти лет (в Киеве по выходным).

Я очень хочу, чтобы детские психологи, педагоги так же дарили радость песочного рисования и своим детям, своим подопечным.

Я знаю, что каждый ребёнок, рождаясь на этот свет уже безгранично талантлив. Ему нужно только дать возможность раскрыть свой талант, свои уникальные способности.

Детство — это лучшее время для развития способностей и раскрытия талантов, а рисование песком — это уникальный новый вид искусства, который проявляет многогранность каждого ребёнка.

 

Рисование песком «Send-Art»– удивительно интересное и очень «живое» занятие для детейи взрослых.Песочные рисунки  несут в себе возможность трансформаций.  Они помогают  нам осознать наши эмоциональные состояния и самые глубокие душевные переживания,дают прекрасную возможность принять,раскрыть и проявить в  творчестве множество граней собственного «Я».

Задача детского психолога, педагога – дать возможность ребёнку окунуться в мир детства, быть творческим, спонтанным, увидеть и принять себя иным,почувствовать себя автором не только данной песочной фантазии, но и автором своей жизни.

Рисование песком целительно уже само по себе.

 

Немного истории.

Рисование песком - искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ столетия. Изобретателем стиля является канадский режиссёр-мультипликатор Кэролин Лиф, создавшая песочный анимационный фильм «Песок, или Петя и серый волк». Ее работы распространились по всему миру и завоевали сердца многих зрителей и художников. С виду простые движения превращаются благодаря ловкости рук в сюжет, повествуя целую историю… Позднее ее опыт переняли многие аниматоры, они попробовали создать динамический песочный фильм, т.е. без монтажа, на одном дыхании. Их опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства – искусству рисования песком. Благодаря своему неописуемому эффекту на публику рисование песком сразу приковало к себе внимание психологов.  А как метод арт-терапии рисование песком стало использоваться только в наши дни.

 

В отличие от песочного шоу и песочной анимации, на занятиях с детским психологом, педагогом детей учат, как создавать песочные рисунки, где акцент делается непосредственно на самом процессе творения, где дыхание ребёнка становится спокойным, его движения рук и всего тела плавными, внутреннее состояние гармоничным. Техника рисования песком – обладает художественным и терапевтическим  достоинствами. Песок способен «заземлять» негативные эмоции, он несёт в себе возможность трансформации. Этот «разговор» рук с песком даёт огромнейший психо-корректирующий ресурсный эффект.

Сегодня специалисты уже доказали на практике эффективность применения метода песочного рисования «Sand-Art» для работы с разнообразной психологической проблематикой: разрешение семейных конфликтов, гармонизация детско-родительских отношений, стабилизация актуального психоэмоционального состояния и другие психокоррекционные задачи. 

Метод «Sand-Art» успешно применяется специалистами в образовательных и развивающих целях: обучение основам чтения, письма и рисования, развитие познавательных процессов, расширение кругозора и общей осведомленности, развитие мелкой моторики и координации движений, развитие воображения и творческих способностей. Серьезный учебный процесс превращается для учащихся и воспитанников в увлекательное и захватывающее занятие.

 

Рисование песком – занятие не просто увлекательное, для ребенка это открытие нового волшебного мира песочных историй. Под чутким руководством педагога он учится создавать как отдельные самодостаточные картины, так и целые сюжеты. Дети с огромным энтузиазмом овладевают хитрыми премудростями метода. Они с удовольствием показывают свои песочные картины родителям и приглашают их к совместному творчеству.

Что даёт нам этот новый метод рисование песком:

  •  Дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, способствует расслаблению и снятию напряжения. Это возможность мягко прикоснуться к своему бессознательному, исследовать самые разные грани проявления своего Я.
  • Метод помогает войти в контакт со своими чувствами. А иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения, которые кажутся непреодолимыми.
  • Работа с песком помогает вдохновиться, вернуть утерянную спонтанность, развить внутреннюю свободу и почувствовать забытые ощущения счастья и творчества. А главное, ощутить себя автором не только данного произведения, но и автором своей жизни. Высвобождается внутренняя энергия, приходит осознание того, Что я хочу делать и Как.
  • В этом арт-терапевтическом процессе приобретается ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углубленное самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост. Это потенциальный путь к самоопределению, самореализации и самоактуализации личности, а также повышению самооценки, уверенности в себе.
  • Внутренние конфликты и переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем вербально. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры и рационализации, что ускоряет положительные изменения личности. К тому же, при переводе бессознательного в видимую и ощутимую форму, появляется реальный творческий продукт, который не может отрицать сознание человека (это уже не что-то невидимое, неосязаемое).
  • Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате исследования и осознания своих скрытых умений, творческого потенциала.   

    Преимущества метода рисования песком перед другими формами арт-терапии :

  • Процесс прост и приятен. Не требуется никаких специальных умений и навыков.  И сам материал -песок- необыкновенно приятен.
  • Рисование песком дает возможность трансформации, мгновенного изменения творческого произведения без потери его красоты и не прибегая к полной реконструкции. Это похоже на саму жизнь – все время развивающуюся и изменяющуюся. Я думаю, что похоже и на внутреннюю жизнь человека. 
  • Работая с песком на плоскости, движения становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания. А, работая с песком под музыку, задействуются одновременно зрительный, слуховой и кинестетический каналы, что позволяет полноценному восприятию этого мира, и возможностью вчувствоваться в него. Чего очень не хватает в нашей социальной жизни, где наш ум выносит о мире оценочные суждения. Это близко к медитативным техникам.
  • Техника помогает развить тонкую моторику, что особенно полезно для детей (потому что через стимуляцию пальцев рук развивается мозг) и для пожилых людей, т.к. с возрастом снижается чувствительность рук. А также для людей, работающих за компьютером. 
  • Рисовать можно двумя руками симметрично, что способствует гармоничному развитию двух полушарий головного мозга, и внутреннему центрированию. 

Психологические проблемы, при которых полезно применять песочное рисование в сочетании с другими методами.

Проблемы поведения детей: агрессивность,  непослушание,  гиперактивность.

Эмоциональные проблемы: неуверенность в себе, низкая самооценка, застенчивость, тревожность, страхи, ночные кошмары.

Семейные проблемы: развод, появление младшего ребенка, стрессовая ситуация, смена места жительства.

Коммуникативные проблемы: поступление или смена детского садика, школы, школьная неуспеваемость, трудности в общении с другими детьми и взрослыми.

      

Программы для психологов, педагогов и детей.

 

***   Эксклюзивный семинар для активных, желающих творчески развиваться           психологов и педагогов, которым интересен новый метод «Sаnd-Art»

«Техники рисования песком - творчество и психотерапевтические ресурсы».

                              

Две основные задачи семинара:

1.  Знакомство с новым методом и техниками рисования песком;

2.  Практическое применение рисования песком в терапевтической  работе детского и семейного психолога. (А так же применение методов, взятых из сказко-,  мандала-,  песочной терапии).

                              

В программу семинара входит:

  • Лекция – введение в метод «Sаnd-Art», обозначение специфики, его преимущества. Психотерапевтические ресурсы рисования песком.
  • Практическая часть – показ и обучение различным вариантам технического применения данного метода - работа с песком за световым столом.

В ходе семинара каждый участник побывает:

  1. в роли психолога и в роли клиента(работа в парах, затем обсуждение и анализом);
  2. в роли художника в  творческом процессе самовыражения в новой необычной технике «Песочные фантазии на стекле» (групповая и индивидуальная работа).

Семинар рассчитан на 6-8 человек; будет предоставлено 6-8 световых столов – песочниц. (проходит два раза в месяц, 8ак./час., в выходной день).

 

Участникисеминарамогут (по желанию) получитьсертификат «Введение в метод «Sand-Art»

Если у вас есть ребёнок школьного возраста, я приглашаю его стать художником песочных рисунков вместе с Вами.

На семинаре можно приобрести профессиональные арт-песочницы со скидкой 10%.

Запись на семинар по тел. [відкрити контакти]066-140-05-35

 

Используя световую песочницу, детские психологи смогут вместе с детьми осуществлять практически любые свои идеи, а также совершать увлекательные путешествия, постоянно узнавая что-то новое, поскольку занятия с песком позволяют прожить много захватывающих моментов и ситуаций, решить множество проблем, ощутить радость творчества.

Внимательное наблюдение за детьми позволит детскому психологу проявить свою фантазию и создать свои практические игровые методики, основанные на использовании песка, и направлять их на развитие детей. Техники рисования песком необычайно плодотворны и открывают перед нами, психологами, широкие возможности.

 

***   Развивающие творческие занятия для  детей 3х – 12 лет

 «Песочные рисунки на стекле»   

          Рисуя песком, ребенок испытывает удовольствие, новые впечатления, и это побуждает его к новым открытиям и изобретениям. Таким образом, ребенок развивает себя сам, планируя, рисуя, воплощая свои фантазии в следах на песке. Образы, возникающие в сознании, находят свое выражение в реальных видимых формах.

        Посмотрите на детей, увлеченно занимающихся чем-либо, – и вам передается то удовольствие, которое они получают от своих открытий, та гордость, которую они испытывают от способности сделать что-то самостоятельно, своими руками. И ведь при этом они не боятся ошибиться или сделать что-то неправильно.

Дети получают наслаждение от занятия с песком, расслабляются, даже забывают о времени. И не только дети, но и находящиеся с ними взрослые настолько увлекаются рисованием на песке, что просто не могут оторваться от этого занятия.

 

Занятия направлены на решение следующих задач:

  • развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение);
  • развитие творческого потенциала, раскрытие своих уникальных способностей, формирование коммуникативных навыков;
  • тренировка мелкой моторики рук, координации движения, пластики,  которая стимулирует мыслительные процессы, улучшает память, развивает речь (логопедия);
  • равноценное развитие и работа левого (мышление, логика) и правого (творчество, интуиция) полушарий головного мозга - развить межполушарное взаимодействие, ребёнок создаёт рисунки двумя руками;
  • гармонизация эмоционального состояния, умение расслабляться, получение ресурса (снятие эмоционального напряжения у тревожных, агрессивных и гиперактивных детей).

  

Метод рисования песком позволит детям:

  • Научиться осознавать себя и выражать собственные чувства.
  • Улучшить прогресс в личностной коррекции. Усилить ощущение собственной личностной ценности.
  • Развить чувство внутреннего контроля, прогнозирования.
  • Раскрыть ресурсы и сделать их инструментом в жизни.
  • Повысить мотивацию в деятельности.
  • Проработать внутренние и межличностные конфликты, сложные ситуации, принять решение.

В группах по 6 детей. Занятия проходят 1-2 раз./нед. (30-60 мин.).

Запись по тел. [відкрити контакти]063 302-45-12

На занятиях каждый рисунок ребёнка фотографируется (затем можно распечатать и повесить свою картину на стене у себя дома или в детском садике, школе).

 

Когда руки художника создают на светящемся столе волшебные, перетекающие друг друга образы, взгляд оторвать невозможно. И вы, так же, можете приобщиться к магии песка на этих занятиях. Благодаря работе с песком и другими сыпучими материалами у Вас появится четкость линии и возникнет более осмысленное отношение к творчеству. А благодаря необходимости поиска новых образов Ваша фантазия станет намного ярче.

      

       Посмотрите в глаза рисующему песком ребёнку, и вы увидите в них

                                 восторг, радость и счастье!

Статью написала Наталья Дмитришена, семейный и детский психолог, песочный психотерапевт Sandplay, арт-тренер, член УСП, ПАДАП, автор и ведущая детско-родительских тренингов в Крыму и Греции с 2005г.      www.psihealth.kiev.ua


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Культура, творчість Психологія, емоційний інтелект Саморозвиток