За груз отвечает водитель?

автор: Виктор Барановский Уверен – значительная часть читателей не согласится с моим мнением. В то же время – многие удивятся, стоило ли тратить время на написание (и прочтение) этой статьи – поскольку упоминаются очевидные для них вещи.

Я хотел бы высказать несколько комментариев относительно тривиального довода – «в процессе перевозки водитель несет ответственность за груз». Эта фраза присутствует (или должна присутствовать) во всех договорах на оказание услуг по перевозке. И ни одна фраза не испытывает столь широкого трактования…
В эпоху «исторического материализма» в обязанности водителя входило управление транпортным средством в процессе перемещения из пункта А в пункт Б. Рядом с ним в кабине находился его коллега – экспедитор. В его обязанности входили прием груза у грузоотправителя и сдача грузополучателю. Времени у всех было достаточно, никто никуда не торопился и каждый занимался своим делом.

Времена меняются и мы меняемся вместе с ними. Процесс расширения товарного ассортимента и борьбы за сокращение времени перевозки сопровождался сокращением армии экспедиторов. Появление (или широкое распространение, не важно) стретч-пленки существенно затруднило прием-сдачу груза согласно накладной. Пересчитать все упаковки и проверить их целостность без распаллетизации – невозможно. Время приема – сдачи груза – ограничено. Водитель и экспедитор – слились в некий «двуединый» организм по имени «водитель – экспедитор». В смысле – может расписаться в приеме груза, а там посмотрим – может, все и обойдется при сдаче груза грузополучателю.
Но по крайней мере водитель мог присутствовать при погрузке. На рампе происходил «логистический контакт» - в смысле, водитель общался с грузчиком или кладовщиком. А сейчас растет количество складов, на котором старомодная рампа заменена красивым рядом открывающихся прямо в склад ворот с выравнивающими платформами и герметизаторами проема. Водителя на склад – могут и не пустить. Машину после погрузки – пломбируют (иногда – свинцовой пломбой, а по оттиску пломбы изготовить клише – вопрос одного дня).
В общем, проходящие изменения сильно отразились на процессах погрузки – выгрузки и приема – сдачи груза. С точки зрения теории эволюции – изменения в окружающей среде должны вызвать изменения, направленные на приспособление к новым условиям, иначе – вымирание вида… Причем судьбу динозавра компания может и не разделит, (компании не столько вымирают, сколько их «едят»), но «должностное лицо», которое эти изменения не принимает – точно отправится «тропой динозавра».

Предлагаю более внимательно посмотреть на то, как сегодня должен происходить «логистический контакт» в цепочке поставок между транспортным звеном (водитель – экспедитор) и складом (сотрудник склада, ответственный за погрузку или выгрузку). И разделить ответственность за сохранность груза пропорционально вкладу и возможности влиять на ситуацию.


Прием – сдача груза.
Прием по каждому наименованию с проверкой количества согласно накладной – зачастую нереально:
- требует очень большого времени;
- усложняет формирование грузовых единиц;
- требует от водителя знания товарной номенклатуры, включая особенности типа применяемой размерности (килограммы или центнеры? штуки или ящики?);
- не решает проблему «внутритарной недостачи»;
Конечно, перевозчик может согласиться на такие условия. Но его риск будет заложен в цене фрахта. Водитель – распишется за груз, но если при приеме будет недостача – пожмет плечами…
Другое дело – организовать прием – передачу груза по количеству должным образом упакованных и промаркированных мест груза. Тогда задача водителя сводится к приему от грузоотправителя и передаче грузополучателю указанного в ТТН или карте загрузки количества неповрежденных мест с ненарушенной упаковкой и маркировкой. Данную работу – грузоотправитель обязан провести и создать водителю условия для проверки загруженных мест.
При этом – грузоотправителю следует составить правила упаковки и маркировки груза, и передать эти правила грузополучателю.

Размещение и закрепление грузов в кузове автомобиля.
Либо водитель участвует в этом процессе – проверяет размещение и крепление грузовых единиц в кузове, при этом несет ответственность за повреждения при транспортировке, либо на Вашем складе должна действовать «система качества», предусматривающая, что груз будет размещен и закреплен в кузове максимально надежно (могу похвастаться – однажды загруженная моими подчиненными машина остановилась на обочине, но водитель не учел крутизну обочины и автомобиль плавно (!) лег на борт. После подъема автомобиля – мы обнаружили, что повреждения продукции практически отсутствуют, при этом упаковка была самая простая, картонные ящики в стретч-пленке. Правда, заслуга не только работников склада - водитель принимал участие в размещении груза в кузове – контролировал процесс и выдвигал свои требования, которые были обязательны к выполнению.).
Кстати, «система качества» - не так сложно. Назначение ответственного за погрузку, размещение и крепление груза, и выполнение составленных инструкций, искать которые в интернете долго не придется. Кстати, рекомендую за основу взять «Правила безопасного размещения и крепления грузов в кузове автомобильного транспортного средства». Кто получал грузы от европейских грузоотправителей (особенно от логистических операторов) – надеюсь, подтвердит мое мнение, что если повреждения груза при транспортировке и происходят (весьма редко), грузоотправитель в большинстве случаев согласен, что это произошло по вине его персонала, нарушившего технологию погрузки.
Для надежного закрепления груза в кузове автомобиля сейчас доступны разнообразные технологии, от простых стропальных ремней до специальных ударопоглащающих упаковочных материалов, в том числе – и воздушных мешков.
Естественно, мы подразумеваем, что при заказе автомобиля учтены особенности перевозимого груза, и перевозчик ознакомлен с требованиями, которые выдвинуты к транспортному средству. А всегда ли это происходит? Насколько корректно выдвигать претензии к перевозчику, если при фрахте автомобиля он не поставлен в известность о данных требованиях?
Если грузоотправитель качественно разместил и закрепил груз в кузове автомобиля – вероятность повреждения груза минимальна. Для контроля действий водителя – можно применить специальные индикаторные пломбы, которые подтвердят, происходили ли в процессе перевозки толчки, превышающие заданное значение.

Пломбирование автомашины.
Номерные пломбы (степень их стойкости определяйте на свое усмотрение – выбор огромный, от пластикового «головастика» до стального «гвоздя» со стержнем из цементированной стали толщиной 8-10 мм) и проверка кузова автомобиля на наличие «потайных дверок». На мой взгляд, проблема «потайных дверей», особенно легендарных люков в полу преувеличена – ну как можно открыть потайную дверь в полу, если на ней стоит полутонный паллет груза? Да и не станет нормальный перевозчик, имеющий долгосрочный контракт и репутацию на рынке, идти на столь явный и «тяжелый» криминал. Проверить кузов – считаю несложным, лично у меня были трудности только с рваным пломбирующим тросом на старых тентах.
С моей точки зрения, правильное пломбирование автомобиля (естественно, задача - устранить возможность несанкционированного доступа к грузу) обеспечивает устранение «транспортного звена» из возможных источников пропажи части груза. Соответственно, водитель максимально заинтересован в качественном пломбировании.

В заключение.
Считаю, что процесс приема-передачи груза через пересчет количества грузовых (транпортных) единиц, упакованных должным образом, размещение и закрепление грузов по составленной процедуре, и пломбирование автомобиля номерной пломбой – несложный и легко выполнимый процесс, который минимизирует риск повреждения или потери груза. Данную работу – обязан проделать грузоотправитель.
Пренебрежение этими действиями, приведшее к повреждению груза при транспортировке или недопоставке – не может послужить поводом к перекладыванию всей ответственности за груз на водителя. А достаточно формальная передача груза на ответственность перевозчика «согласно накладной», в условиях, не позволяющих водителю (даже если он вдруг захочет проверить весь перевозимый товар – правда, я таких случаев не знаю) убедиться в наличии всех указанных в накладной товаров – скорее служит маскировкой беспорядка, творящегося на складе грузоотправителя.
Заполнение ТТН
Я часто сталкиваюсь с интересным фактом: вне зависимости от размера компании и масштабов перевозок - может не оказаться специалиста, владеющего умением правильно оформить комплект документов на перевозку. А недостаточно корректное оформление документов, сопровождающих груз, вызывает как минимум - сложности во взаимоотношениях с государственными контролирующими органами («проверка на дорогах»), и как максимум – отказ в возмещении ущерба страховой компанией при наступлении страхового случая. Поэтому считаю полезным напомнить основные правила оформления товарно-транспортных документов.
Небольшое вступление, которое всем должно быть известно
Организации (изготовители товаров, а также торгующие) могут перевозить грузы как собственным транспортом, так и пользуясь услугами организаций - перевозчиков, с которыми должен быть заключен договор перевозки.
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить переданный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную договором плату.Условия перевозки товаров и ответственность сторон по перевозкам определяются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством.
С транспортной организацией может быть заключен не только разовый, но и долгосрочный договор на перевозки на любой срок, например на месяц, квартал, год, или же стороны договариваются подавать разовые заказы (по любым каналам связи), принимаемые перевозчиком к исполнению.
Общие правила оформления товарно-транспортной накладной
Для организации (предпринимателя), осуществляющей перевозку груза, оформление и наличие у водителя путевого листа и перевозочных документов является обязательным.К перевозочным документам относится в том числе товарно-транспортная накладная (ТТН) по форме 1-ТН, которая утверждена приказом Минстата, Минтранса Украины от 29.12.1995.
ТТН предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и расчетов за их перевозки и, как правило, оформляется грузоотправителем. Товарно-транспортная накладная состоит из двух основных разделов - товарного и транспортного (см. пример заполнения товарно-транспортной накладной).
Товарный раздел определяет отношения между грузоотправителем и грузополучателем и служит основанием для списания ТМЦ со склада у грузоотправителя и оприходования их на склад грузополучателя.
Транспортный раздел отражает отношения между грузоотправителем - заказчиком автотранспортных услуг с организацией - владельцем этого транспорта, выполняющим перевозку грузов, и служит для учета транспортных работ и расчетов за оказанные услуги по перевозке грузов и другим сопутствующим работам.
Таким образом, ТТН выполняет одновременно несколько функций. Правильное оформление товарно-транспортной накладной важно и для отправителя, и для получателя груза, поскольку ТТН является документом, подтверждающим выполнение грузоотправителем своих обязанностей перед грузополучателем в соответствии с заключенным между ними договором.
ТТН составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую поездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов (незаполненные поля прочеркиваются). Если на одном автомобиле одновременно перевозится несколько грузов в адрес нескольких получателей, ТТН выписывается на каждую партию грузов каждому грузополучателю в отдельности. На одного грузополучателя также может быть выписано несколько ТТН – например, одна на товар согласно накладной, вторая – на перемещаемое торговое оборудование.
ТТН выписывается в четырех экземплярах. Первый экземпляр остается у грузоотправителя и предназначен для списания ТМЦ со склада. Второй, третий и четвертый экземпляры заверяются подписями и печатями (штампами) грузоотправителя, подписью водителя и вручаются водителю. Второй экземпляр сдается водителем грузополучателю для оприходования ТМЦ. Третий и четвертый экземпляры, заверяемые подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются в бухгалтерию транспортной организации.Третий экземпляр, служащий основанием для расчета платы за перевозку, транспортная организация прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику-заказчику.Четвертый экземпляр прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.
Грузоотправитель может выписывать дополнительные экземпляры ТТН, количество которых устанавливается участниками договора.В зависимости от особенностей товаров к ТТН могут прилагаться другие документы, следующие с грузом (сертификаты, накладные, карта загрузки и т.д.).
Заполнение ТТН грузоотправителем
Рассмотрим общий случай оформления ТТН, когда товар перевозит специализированная организация, оказывающая транспортные услуги.
Сначала часть реквизитов ТТН заполняется грузоотправителем до прибытия автомобиля под погрузку. Заполняются следующие данные:
- дата составления ТТН
- наименование грузоотправителя, грузополучателя и плательщика транспортных услуг (в нашем примере плательщиком выступает грузоотправитель);
дополнительно при необходимости можно включить их реквизиты - такие, как адрес и номер телефона, расчетный счет организации, оплачивающей транспортную работу, коды ОКПО отправителя и получателя груза.
Далее переходим к товарному разделу, в котором заполняется таблица данных о товаре (коды, номенклатура, количество, цена, наименование, единицы измерения, упаковка, количество мест и масса, сумма, пр.).
Но, поскольку таблица товарного раздела рассчитана на заполнение трех наименований, что явно недостаточно, в этом случае в таблице товарного раздела ТТН указывается, что в качестве товарного раздела приложена специализированная форма (например, «согласно накладных №…», без которой ТТН считается недействительной и не должна применяться для расчетов между грузоотправителем и грузополучателем и для учета транспортной работы.
При выдаче грузоотправителем документов, определяющих качество груза и взаимоотношения поставщика и покупателя (например, сертификаты, счета, счета-фактуры, счета-проформы, удостоверения, свидетельства и т.д.), которые перечисляются в колонке "с грузом следуют документы», водитель обязан принять эти документы и передать их вместе с грузом грузополучателю – а грузополучатель потребовать их у водителя.
Следует также иметь в виду, что при приемке груза, перевозимого навалом, насыпью, наливом или в контейнерах, в ТТН должна быть указана масса такого груза в тоннах (с точностью до 0,01).
При приеме к перевозке тарно-штучного груза в ТТН следует обязательно указывать только общее количество и маркировку грузовых мест. Вес груза в данном случае необходимо указать «условный». Это может оказаться полезным и подтвердит, что отправитель не превысил грузоподъемность автомобиля.
В строке "Всего на сумму" прописью записывают общую стоимость отгруженных товаров. Как показала практика, указывать полную стоимость груза – «палка о двух концах». С одной стороны, это определенная информация о ценности машины для «противоправно настроенных элементов», с другой – при наступлении страхового случая отсутствие информации о стоимости товаров существенно осложняет получение возмещения за пропавший груз (про перепроводку документов задним числом и корректировку сумм накладных страховые агенты очень проинформированы).
Рекомендация водителю – записывать фамилию, звание, личный номер инспектора ГАИ, проверявшего ТТН, и проинформировать инспектора об этом.
В строке "Отпуск разрешил" указывается должность лица, ответственного за отгрузку товарно-материальных ценностей, которое своей подписью удостоверяет правильность сделанных записей и разрешает произвести отправку груза грузополучателю. В транспортном разделе указываются наименование транспортной организации и ее реквизиты, наименование и реквизиты организации, которая будет оплачивать услуги по перевозке, а в строках "Пункт погрузки" и "Пункт разгрузки" - соответствующие адреса. Не стоит указывать только наименование населенного пункта, указание полного адреса выгрузки как минимум поможет водителю при общении с сотрудниками ГАИ при проезде под знак ограничения проезда. В таблице "Сведения о грузе" грузоотправитель до прибытия автомобиля под погрузку может внести информацию:
- "название груза" - указать наименование груза;
- в графе "С грузом следуют документы" - вписать наименования и номера документов, прилагаемых к ТТН (сертификатов, удостоверений, свидетельств и т.д.). Указанные документы водитель-экспедитор обязан принять и передать вместе с грузом грузополучателю;
- в графе "Вид упаковки" - записать сокращенно вид тары, в которой перевозится груз (например: "ящики", "коробки", пр.). При предъявлении к перевозке неупакованного груза указывается сокращенно "н/у";
- в графе "Количество мест" - указать количество мест отдельно по каждому из приведенных наименований груза и по каждому виду упаковки. При перевозке грузов пакетами на поддонах указывается количество пакетов, при перевозке грузов навалом, насыпью или наливом вносится соответствующая запись и количество мест не указывается.
После прибытия автомобиля на основании предъявленного водителем путевого листа и других необходимых документов грузоотправитель заполняет остальные реквизиты ТТН. В транспортном разделе вписываются дата и номер путевого листа и все необходимые реквизиты прибывшего под погрузку автомобиля, такие, как фамилия, имя и отчество водителя, марка автомобиля и его государственный номерной знак и др. Если какой-либо реквизит отсутствует, то ставится прочерк. В таблице "Сведения о грузе" также указываются:- способ, которым определена масса груза. При взвешивании груза на весах должен быть указан тип весов (товарные весы, автомобильные весы и др.). Если вес груза определен по стандарту, замеру или расчетным путем, в графе производится соответствующая запись. Масса груза и количество грузовых мест определяются совместно грузоотправителем и перевозчиком техническими средствами грузоотправителя.
- в графе "Масса брутто" - масса груза в тоннах с точностью до 0,01 по видам наименований перевозимых грузов и общая масса груза.
- «код груза» и «класс груза» - заполняет специалист перевозчика. Если перевозка грузов осуществляется под пломбой грузоотправителя (крытые фургоны, контейнеры, цистерны и т.п.), то в ТТН в соответствующих полях под таблицей "Сведения о грузе" ставятся оттиски пломбы или указывается ее номер.Если при приемке груза получателем окажется, что пломба была повреждена, то составляется акт и в ТТН в разделе "Отметки о составленных актах" делается соответствующая запись.
В строке "Сдал" ниже таблицы "Сведения о грузе" материально-ответственное лицо грузоотправителя своей подписью удостоверяет сдачу груза водителю, а в следующей строке за прием товара к перевозке расписывается водитель. Данный раздел подтверждает передачу ответственности за груз.
В разделе "Погрузочно-разгрузочные операции" грузоотправитель заполняет (при необходимости) реквизиты по погрузочным работам: наименование организации, выполняющей погрузочные операции (в нашем примере это сам грузоотправитель), способ погрузки (ручной, механизированный и т.д.), наименование механизма, которым выполнены погрузочные работы, и его характеристики (грузоподъемность, емкость ковша и т.д.), затем проставляет время прибытия автомобиля под погрузку и убытия после ее окончания.
Временем прибытия под погрузку считается время предъявления водителем путевого листа у въездных ворот (контрольно-пропускного пункта).
Временем убытия автомобиля из-под погрузки считается время подписания и передачи ТТН водителю.
Если в одной ездке груз отгружается по нескольким ТТН, то время прибытия под погрузку записывается в первой из них, а в остальных в соответствующих графах ставятся прочерки.
Груз считается принятым к перевозке после передачи водителем грузоотправителю подписанного им экземпляра ТТН.
Заполнение ТТН грузополучателем Грузополучатель после доставки и приемки груза от водителя в трех экземплярах ТТН заполняет следующие реквизиты.В транспортном разделе грузополучателем заполняются:
- реквизиты по разгрузочным операциям: наименование организации, выполняющей разгрузку (в нашем примере - это грузополучатель), способ разгрузки, время прибытия автомобиля под разгрузку и убытия после ее окончания;
- в строке "Сдал водитель-экспедитор" водитель-экспедитор своей подписью удостоверяет сдачу груза грузополучателю;
- в строке "Принял" проставляются должность, ФИО лица, принявшего груз, подпись этого лица, а также штамп грузополучателя, чем и удостоверяется прием груза.
Материально ответственное лицо, осуществляющее приемку товара, ставит свою подпись также и на других товаросопроводительных документах, следующих вместе с грузом, и заверяет ее круглой печатью организации.
После приема товара по количеству и качеству грузополучатель в товарном разделе ставит свою подпись в строке "Груз получил грузополучатель".
В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, установленному в договоре, данным, указанным в сопроводительных документах, должен составляться акт, который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику. В ТТН следует сделать отметку о составлении акта.
Грузоотправитель и грузополучатель несут ответственность за все последствия неправильности или неполноты сведений, указанных ими в ТТН. Автотранспортные предприятия имеют право проверять правильность этих сведений.
Второй экземпляр ТТН остается у грузополучателя и служит основанием для оприходования товаров и проведения взаиморасчетов с грузоотправителем.
Третий и четвертый экземпляры ТТН, заверенные подписями и печатями грузоотправителя, грузополучателя и водителя, вместе с путевым листом водитель сдает диспетчеру (или в бухгалтерию) организации-перевозчика.
Заполнение ТТН организацией-перевозчиком
После доставки груза по назначению на сданных водителем диспетчеру (или в бухгалтерию) экземплярах ТТН в разделе "Прочие сведения" записываются:
- расстояние перевозки груза;
- код экспедирования груза;
- суммы, начисленные водителю за выполненную транспортную работу;
- поправочные коэффициенты к зарплате водителя (для изменения расценок водителю) и к основному тарифу.
Раздел "Прочие сведения" заполняется для того, чтобы рассчитать стоимость услуги по перевозке и предъявить счет заказчику транспортной услуги.
В соглашении перевозчика с грузоотправителем и грузополучателем может предусматриваться участие водителя в погрузке и разгрузке грузов с соответствующей оплатой его труда.
Погрузка и разгрузка считаются законченными после вручения водителю правильно оформленных товарно-транспортных документов на погруженный или выгруженный груз.
Небольшое послесловие
Правильное заполнение ключевых полей в транспортном и товарном разделах как минимум обеспечит Вам:
- документальное подтверждение передачи груза к транспортировке и приема груза от перевозчика
- подтверждение, что водитель перевозчика согласен, что перегруза автомобиля нет- возможность зафиксировать составление акта приема товара
- передать по цепочке корректную информацию о количестве мест груза по каждому типу упаковки, номерах пломб
- зафиксировать сумму перевозки, независимо от последующих переоценок товара и перепроведений документов в учетной системе
- облегчить водителю общение с инспекторами ГАИ и представителями других властных структур (без комментариев)
Все это можно сделать с помощью и других документов(целого пакета), но ТТН – незаменима в «соединении» всех данных в единое целое.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Логістика, митниця, ЗЕД