Коллективный трудовой спор
Рассматривает коллективный трудовой спор (конфликт) согласно Закону № 137 примиряющая комиссия или трудовой арбитраж.
Примиряющая комиссия — это орган, предназначенный для подготовки решения, которое может удовлетворить стороны коллективного трудового спора (конфликта). Создается по инициативе одной из сторон в трехдневный срок (на производственном уровне), в пятидневный (на отраслевом или территориальном уровне), в 10-дневный срок (на национальном уровне) со времени возникновения коллективного трудового спора (конфликта). Состоит из равного количества представителей сторон. Порядок определения представителей в примиряющую комиссию устанавливается каждой из сторон коллективного трудового спора (конфликта) самостоятельно. Организационное и материально-техническое обеспечение работы примиряющей комиссии осуществляется по договоренности сторон, а если стороны не достигли согласия — в равных долях.
Трудовой арбитраж — это орган, состоящий из привлеченных сторонами специалистов, экспертов и других лиц и постановляющий решение по сути трудового спора (конфликта). Количественный и персональный состав трудового арбитража определяется по согласию сторон. В состав трудового арбитража могут входить народные депутаты Украины, представители органов государственной власти, органов местного самоуправления и другие лица. Председатель трудового арбитража избирается из его членов. Организационное и материально-техническое обеспечение работы трудового арбитража осуществляется по договоренности сторон, а если стороны не достигли согласия — в равных долях.
Примиряющая комиссия рассматривает коллективные споры, возникшие по поводу установления новых или изменения существующих социально-экономических условий труда и производственного быта, а также по поводу заключения или изменения коллективного договора. Данные споры (конфликты) рассматриваются производственной примиряющей комиссией в пятидневный, отраслевой и территориальной примиряющими комиссиями — в 10-дневный, примиряющей комиссией на национальном уровне — в 15-дневный срок со времени создания комиссий. По согласию сторон эти сроки могут быть продлены.
Обратить внимание. Решение примиряющей комиссии оформляется протоколом, имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, установленные этим решением.
Постановив решение по решению спора (конфликта), примиряющая комиссия прекращает работу. При непринятии примиряющей комиссией согласованного решения по решению трудового спора (конфликта), данный спор передается на рассмотрение трудового арбитража.
Решение коллективного трудового спора через трудовой арбитраж
Трудовой арбитраж создается по инициативе одной из сторон или независимого посредника в трехдневный срок в случае:
непринятия примиряющей комиссией согласованного решения по решению трудового спора (конфликта), рассмотрение которого согласно закону отнесено к ее компетенции;
если спор возник по поводу выполнения коллективного договора, соглашения или отдельных их положений либо по поводу невыполнения требований законодательства о труде.
Коллективный трудовой спор (конфликт) рассматривается трудовым арбитражем при обязательном участии представителей сторон, а при необходимости — представителей других заинтересованных органов и организаций. Трудовой арбитраж должен утвердить решение в 10-дневный срок со дня его создания. По решению большинства членов трудового арбитража этот срок может быть продлен до 20 дней. Решение трудового арбитража постановляется большинством голосов его членов, оформляется протоколом и подписывается всеми членами и является обязательным для исполнения, если стороны об этом предварительно договорились.
В работе примиряющих органов может принимать участие независимый посредник.
Независимый посредник — определенное по общему выбору сторон лицо, способствующее установлению взаимодействия между сторонами, проведению переговоров, принимающее участие в подготовке примиряющей комиссией взаимоприемлемого решения.
Независимым посредникам, членам примиряющих комиссий и трудовых арбитражей на время работы в примиряющих органах гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка за счет сторон коллективного трудового спора (ст. 14 Закона № 137), на них также распространяются гарантии, предусмотренные КЗоТ для выборных профсоюзных работников, членов советов (правлений) предприятий и советов трудовых коллективов.
Ни одна из сторон коллективного трудового спора (конфликта) не может уклоняться от участия в примиряющей процедуре. Если примиряющие органы не смогли урегулировать разногласия между сторонами, их причины с обоснованием позиций сторон в письменной форме доводятся до сведения каждой из сторон коллективного трудового спора (конфликта). В этом случае наемные работники или уполномоченный ими орган либо профсоюз имеют право с целью выполнения выдвинутых требований применять все разрешенные законодательством средства.
Стороны коллективного трудового спора (конфликта), соблюдая предусмотренную законом примиряющую процедуру, имеют право обратиться за содействием в решении этого спора (конфликта) в Национальную службу посредничества и примирения, рассматривающую все материалы и в 10-дневный срок направляющую сторонам рекомендации.
Если в требованиях наемных работников или профсоюзов содержатся вопросы, решение которых согласно законодательству отнесено к компетенции центральных или местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, Национальная служба посредничества и примирения направляет рекомендации вместе с соответствующими материалами руководителям этих органов, которые должны их рассмотреть в семидневный срок и проинформировать о принятых ими решениях стороны коллективного трудового спора (конфликта) и Национальную службу посредничества и примирения.
Забастовка как крайнее средство решения коллективного трудового спора (конфликта)
Одним из средств, которые имеют право применить наемные работники или уполномоченный ими орган или профсоюз с целью выполнения выдвинутых требований, является забастовка.
Забастовка — это временное коллективное добровольное прекращение работы работниками (невыход на работу, неисполнение трудовых обязанностей) предприятия (структурного подразделения) для решения коллективного трудового спора (конфликта).
Согласно статье 44 Конституции Украины, работающие имеют право на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов. Порядок осуществления права на забастовку устанавливается разделом ІІІ Закона № 137.
Забастовка применяется как крайнее средство (если все другие возможности исчерпаны) решения коллективного трудового спора (конфликта) в связи с отказом собственника или уполномоченного им органа (представителя) удовлетворить требования наемных работников или уполномоченного ими органа, профсоюза, объединения профсоюзов или уполномоченного им (ими) органа.
Забастовка может начаться, если примиряющие процедуры не привели к решению коллективного трудового спора (конфликта) или собственник либо уполномоченный им орган (представитель) уклоняется от примиряющих процедур или не выполняет соглашения, достигнутого в ходе решения коллективного трудового спора (конфликта).
Решение об объявлении забастовки на предприятии постановляет по представлению профсоюза (профсоюзного представителя) или другой организации наемных работников, уполномоченной представлять их интересы, общим собранием (конференцией) наемных работников (голосованием) и считается принятым, если за него проголосовало большинство наемных работников или две трети делегатов конференции. Решение об объявлении забастовки оформляется протоколом. Никого нельзя принуждать к участию или неучастию в забастовке.
Забастовку на предприятии возглавляет орган (лицо), которое назначается общим собранием (конференцией) наемных работников при принятии решения об объявлении забастовки. Этот орган (лицо) обязан письменно предупредить собственника или уполномоченный им орган (представителя) не позднее семи дней до начала забастовки, а в случае принятия решения о забастовке на непрерывно действующем производстве — за 15 дней.
Во время забастовки стороны коллективного трудового спора (конфликта) обязаны вести поиск способов его решения, используя для этого все возможности. Орган (лицо), возглавляющее забастовку, информирует работников о ходе решения коллективного трудового спора (конфликта). Если коллективный трудовой спор (конфликт) решается на этом этапе, заключается соответствующее соглашение, которое подписывает руководитель или другой полномочный представитель органа, возглавляющего забастовку, и собственник или уполномоченный им орган (представитель). Контролируют выполнение условий этой операции стороны коллективного трудового спора (конфликта) или уполномоченные ими органы (лица).
Обратить внимание. Полномочия органа (лица) как руководителя забастовки прекращаются, если стороны подписали соглашение об урегулировании коллективного трудового спора (конфликта), а также утвердили решение об отмене или прекращении забастовки.
Забастовка, организация и проведение которой осуществляются без соблюдения требований закона, признается в судебном порядке незаконной. Дело о признании забастовки незаконной рассматриваются судом по заявлению собственника или уполномоченного им органа (представителя) не позднее семидневного срока, включая сроки подготовки дела к судебному разбирательству.
Решение суда о признании забастовки незаконной обязует участников забастовки утвердить решение об ее прекращении или отказе от объявленной забастовки, а работников начать работу не позднее следующих суток после вручения копии решения суда органу (лицу), возглавляющему забастовку.
Обратить внимание. Организация забастовки, признанной судом незаконной, или участие в ней является нарушением трудовой дисциплины. Время забастовки работникам, принимающим в ней участие, не оплачивается. Время участия работника в забастовке, признанной судом незаконной, не включается в общий и непрерывный трудовой стаж.
Законом запрещается проведение забастовки при условии, что прекращение работниками работы создает угрозу жизни и здоровью людей, окружающей среде или препятствует предотвращению стихийного бедствия, авариям, катастрофам, эпидемиям и эпизоотиям или ликвидации их последствий. Запрещается также проведение забастовки работникам (кроме технического и обслуживающего персонала) органов прокуратуры, суда, Вооруженных Сил Украины, органов государственной власти, безопасности и правопорядка. В случае объявления чрезвычайного или военного положения также может быть запрещено проведение забастовок в установленном законом порядке.
Если законом запрещается проведение забастовки и рекомендации Национальной службы посредничества и примирения по решению коллективного трудового спора (конфликта) сторонами не учтены, Национальная служба посредничества и примирения обращается с заявлением о решении коллективного трудового спора (конфликта) соответственно в Верховный Суд Автономной Республики Крым, областной, Киевский и Севастопольский городской суд.
Для работников во время забастовки законодательством предусмотрены определенные гарантии. Так, участие в забастовке работников (за исключением забастовок, признанных судом незаконными) не рассматривается как нарушение трудовой дисциплины и не может быть основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности.
По решению наемных работников или профсоюза может быть создан забастовочный фонд на основе добровольных взносов и пожертвований.
Обратить внимание. За работниками, не принимавшими участия в забастовке, но в связи с ее проведением не имевшими возможности исполнять трудовые обязанности, сохраняется заработная плата в размерах не ниже установленных законодательством и коллективным трудовым договором, заключенным на этом предприятии как за время простоя не по вине работника. Учет таких работников является обязанностью собственника или уполномоченного им органа (представителя).
Лица, виновные в нарушении законодательства о коллективных трудовых спорах (конфликтах), несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность согласно законодательству.
Лица, являющиеся организаторами забастовки, признанной судом незаконной, или не исполняющие решения о признании забастовки незаконной, а также лица, препятствующие прекращению незаконной забастовки, привлекаются к дисциплинарной или административной ответственности согласно законодательству. К указанным лицам не применяются порядок и гарантии, предусмотренные статьями 43 и 252 КЗоТ. Таким образом, их можно уволить с работы по инициативе работодателя без предварительного на это согласия профсоюза. На них не распространяются и другие гарантии, предусмотренные для работников предприятий, избранных в профсоюзы.
Обратить внимание. Лица, принуждающие работников к участию в забастовке или препятствующие участию в забастовке насилием, или угрозой применения насилия, либо другими незаконными действиями, наказание за которые установлено законодательством, привлекаются к уголовной ответственности согласно статье 174 Уголовного кодекса Украины, предусматривающей наказание штрафом до 50 необлагаемых минимумов доходов граждан, или общественными работами на срок от 120 до 240 ч., или арестом на срок до шести месяцев, или лишением свободы на срок до трех лет.
Если в результате забастовки причинены убытки другим предприятиям или гражданам, их возмещают по решению суда в соответствии с законодательством.
В судебном порядке также возмещают убытки, причиненные собственнику или уполномоченному им органу (представителю) забастовкой, которая признана судом незаконной.
Собственник или уполномоченный им орган (представитель), нарушивший законы Украины, вследствие чего возникли условия для забастовки, которая закончилась полным или частичным удовлетворениям требований наемных работников, компенсирует убытки участникам забастовки в размере, установленном судом (в пределах принадлежащих ему средств и имущества).
Больше узнать про "Трудовые споры" Вы сможете посетив этот семинар в компании "Бизнес-Ценрт "Национальный"
Желаем Вам удачи
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Бухгалтерія, облік та податки Охорона праці, санітарні норми Саморозвиток