Нюансы взаимоотношений предпринимателей с органами ГСБЭП
Практически любой предприниматель или руководитель предприятия сталкивался с так называемыми "проверками" ГСБЭПа. Предлагаю ответы на наиболее часто задаваемые вопросы по взаимоотношениям субъектов хозяйствования с органами ГСБЭП.
Органы ГСБЭП (Государственная служба по борьбе с экономическими преступлениями) давно стали привычным спутником любого бизнеса. «Бэперы» нередко посещают нас при возникновении конфликтов с контрагентами, а также в процессе всевозможных рейдов и просто обходов предприятий, при которых силовиков почему-то интересует уголок потребителя, условия договоров с клиентами, статус лиц, находящихся в офисе фирмы и т.д. Поскольку «визит» работников ГСБЭП на предприятие оказывается наиболее запоминающимся, предлагаю небольшую консультацию, которая поможет защитить свои интересы в случае так называемой «проверки» ГСБЭП.
Ниже приведены наиболее часто задаваемые вопросы о взаимоотношениях субъектов хозяйствования с органами ГСБЭП и другими подразделениями милиции, а также ответы на эти вопросы.
Вопрос. Имеют право органы ГСБЭП проводить проверки предприятий на предмет законности осуществления предпринимательской деятельности?
Ответ. В Положении о государственной службе борьбы с экономической преступностью, утверждённом постановлением КМУ №510 от 05.07.93г. сказано, что ГСБЭП – это составляющая часть уголовной милиции системы МВД, главными заданиями которой являются, в частности, своевременное предотвращение и пресечение преступлений в сфере экономики и фактов нарушения прав интеллектуальной собственности. Далее в Положении указано, что органы БЭП пользуются правами, предусмотренными Законами Украины «О милиции», «Об оперативно-розыскной деятельности», Уголовно-процессуальным кодексом.
Упомянутые нормативно-правовые акты не предусматривают полномочий милиции по осуществлению контрольных мероприятий на предмет законности ведения бизнеса субъектами хозяйствования. Милиция – это правоохранительный, а не контролирующий орган. Милиция призвана предотвращать и пресекать преступления, заниматься их расследованием и т.д. Поэтому, когда мы говорим о проверках органов ГСБЭП, мы имеем ввиду не контроль за соблюдением законодательства (наличие уголка потребителя, соответствие помещения противопожарным требованиям и нормам, соблюдение кассовой дисциплины и прочее), а процессуальную деятельность по выявлению фактов совершения преступлений, сбору доказательств, осуществлению других оперативных и следственных действий. Таким образом, органы ГСБЭП не проводят плановые и внеплановые контрольные мероприятия в их традиционном понимании, а борются с преступлениями.
Если не брать в учёт предприятия и организации, которые находятся в сфере контроля органов МВД (милиции) по роду осуществляемой хозяйственной деятельности (штемпельные мастерские, охранные фирмы, предприятия, которые осуществляют операции с наркотическими веществами и т.д.), единственно возможной формой проверки милицией субъекта хозяйствования является так называемая доследственная проверка. Основания для проведения доследственной проверки предусмотрены в ст. 97 Уголовно-процессуального кодекса Украины, где сказано, что при необходимости проверить заявление или уведомление о преступлении до возбуждения уголовного дела, такая проверка осуществляется прокурором, следователем или органом дознания (коим является милиция) в срок не более десяти дней путём отбора пояснений у отдельных граждан или должностных лиц, а также истребования необходимых документов. Поэтому если у работников милиции ещё нет конкретной информации относительно нарушения законодательства, которое потенциально может «потянуть» на состав преступления, о проведении доследственной проверки не может быть и речи.
По результатам доследственной проверки принимается решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении.
Таким образом, «бэперы» не уполномочены проводить «тотальные» проверки предприятий и заниматься «отработкой» отдельных отраслей экономики.
Высказанная нами позиция подтверждается судебной практикой (см., в частности, постановление Харьковского окружного административного суда от 29.09.2009 г. № 2а-39787/09/2070), а также недавним письмом МВД УКраины от 30.01.12г. № 1289/Чн.
Вопрос. Какие документы должны быть при себе у работника ГСБЭП при посещении предприятия с целью проведения проверки?
Ответ. В соответствии с п.24 ст.11 Закона «О милиции» проверка по фактам нарушений законодательства осуществляется на основании специального направления по форме, утвержденной МВД.
В принципе, как нам кажется, вышеупомянутая норма создавалась отнюдь не для доследственных проверок, а для проверок субъектов хозяйствования, которые по роду своей деятельности находятся в сфере контроля органов милиции, о чем уже сказано выше. Тем не менее, учитывая путаницу в законах и исходя из принципа целесообразности, можем посоветовать предприятиям уверенно ссылаться на п.24 ст.11 Закона «О милиции» и требовать направление на проведения проверки при любом визите на предприятие "убэпа" и других подразделений милиции.
Форма направления на проведение проверки утверждено приказом МВД Украины от 11.11.2006 года №1110, который отсутствует в электронных базах нормативных документов, и который вообще мало кто видел в глаза. Тем не менее, утвержденная форма предполагает указание в направлении таких данных, как номер регистрации направления в журнале регистрации органов милиции, дата начала и дата окончания проверки, цель проверки, основание для проведения проверки и дата его регистрации (вероятно, речь идет о регистрации заявлений о преступлениях как основании для осуществления доследственной проверки), вид проверки, данные работников милиции, направленных на проверку. Направление обязательно подписывается руководителем или другим уполномоченным лицом подразделения милиции и скрепляется печатью.
Кроме направления работники милиции должны предъявить представителю предприятия свои служебные удостоверения.
Вопрос. Как поступать работникам предприятия, если представители ГСБЭП пытаются провести проверку без достаточных правовых оснований?
Ответ. В том случае, если «бэперы» настаивают на проведении проверки предприятия без достаточных правовых оснований, в том числе без направления на её проведение, им можно отказать в допуске на территорию предприятия и не предоставлять документы фирмы. При этом можно сослаться на ст.19 Конституции Украины, в соответствии с которой органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины. А поскольку основания для проведения проверки, применяемые при её проведении процедуры и способы реализации полномочий милиции регламентированы Законом «О милиции» и Уголовно-процессуальным кодексом, отсутствие предусмотренных законом и кодексом оснований, или же попытки провести проверку с нарушений нормативно установленных процедур дают основания для отказа в допуске на предприятие.
Кроме того, в соответствии с упомянутым выше п.24 ст.11 Закона «О милиции» проверки по фактам нарушения законодательства проводятся милицией в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Поскольку Кабмин не утвердил такой порядок, милиция остается без регламента действий, и, следовательно, не может осуществлять проверки. Как правило, указанный аргумент приводится руководителем предприятия в последнюю очередь.
Вопрос. Обязано ли предприятие предоставлять на запрос "убэпа" копии документов по взаимоотношениям с контрагентами?
Ответ. Нет, закон не предусматривает право органов ГСБЭП направлять предприятиям запросы о предоставлении оригиналов или копий документов. В п.24 ст.11 Закона „О милиции”, который мы уже неоднократно упоминали, сказано, что работники милиции вправе по решению суда в присутствии понятых и руководителей предприятий, учреждений, организаций, физических лиц, в отношении которых проводится проверка, истребовать и изымать оригиналы документов, которые свидетельствуют о правонарушениях … , а до вынесения такого решения суда – в присутствии понятых и руководителей предприятий, учреждений организаций, физических лиц, в отношении которых проводится проверка, изучать документы, свидетельствующие о правонарушениях, за счет соответствующего органа милиции делать с них копии, оставляя лицам, в отношении которых проводится проверка, опись документов, с которых изготовлены копии…
Вопрос. В каких случаях «убэп» вправе изымать оригиналы документов?
Ответ. Как было сказано выше, органы милиции вправе изымать у предприятия оригиналы документов только при наличии соответствующего решения суда. Эта норма не применяется в том случае, если в производстве органов милиции находится уголовное дело, и в процессе расследования такого уголовного дела следователь производит выемку документов. Выемка осуществляется на основании постановления следователя, т.е. без решения суда (начиная с 2011 года для выемки оригиналов первичных финансово-хозяйственных и/или бухгалтерских документов необходимо мотивированное постановление судьи (ч. 4 ст. 178 Уголовно-процессуального кодекса Украины).
Выемка проводится с соблюдением процедуры, установленной Уголовно-процессуальным кодексом Украины, на территории предприятия, а не в кабинете следователя или другого работника милиции.
Вопрос. Что грозит руководителю предприятия, если он откажется выполнять требования работников ГСБЭП?
Ответ. Законодательством предусмотрена административная ответственность за невыполнение законных требований работника милиции. Так, в соответствии со ст.185 Кодекса Украины об административных правонарушениях, за злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции при выполнении им служебных обязанностей, виновному лицу может грозить штраф от 136 до 255 гривен или исправительные работы сроком от одного до двух месяцев, а в отдельных случаях даже административный арест сроком до пятнадцати суток. На практике эта норма редко применяется, если отказ в выполнении требований милиции аргументирован и выражен в корректной форме. Кроме того, в моей практике не было случаев применения к руководителю или другому работнику предприятия ареста на пятнадцать суток. Но такие случаи бывают, хоть и нечасто. Всегда нужно помнить, что решение о наложении административного взыскания принимает суд. При этому ответственность наступает за злостное неповиновение именно законному распоряжению или требованию работника милиции.
Вопросы взаимоотношений субъектов хозяйствования с органами ГСБЭП, прокуратуры, другими "силовиками", а также с контролирующими органами можно обсудить на семинаре КЦПРБ: "Правовая защита бизнеса. Проверки органов ГНС, других контролирующих и правоохранительных органов", который регулярно проводится в Киеве, а также, периодически, в других городах Украины.
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Залишити коментар
Інші статті в категорії Бухгалтерія, облік та податки Охорона праці, санітарні норми Право, юриспруденція